Дело № 2-229/2020
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
13 июля 2020 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Карабановой О.Ю. при секретаре Леонтьевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района к Администрации Канашевского сельского поселения о возложении обязанности оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на площадках, к Администрации Красноармейского муниципального района о возложении обязанности профинансировать выполнение работ,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Красноармейского района Челябинской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями, с учетом изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ, об обязании Администрации Канашевского сельского поселения оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в с. Канашево по адресам: улицы Степная, 19, Механизаторов 26в, Терешковой 17б, Береговая 2в, Южная 15а, Механизаторов 29а, Школьная 8б, Строителей 4а, Вокзальная 1а, Вокзальная 23а, Школьная 15а, Солнечная 4б, Терешковой 2а, Ленина 4а, с. Пашнино улицы Механизаторов 1б, Лесная 11б, с. Калуга-Соловьевка улицы Лесная 1а, Центральная 2б, Центральная 6а, с. Таукаево улицы Ленина 24г, Салавата Юлаева 9а, д. Берсеневка, ул. Школьная 10а, д. Анфалово, ул. Центральная 5а, д. Калиновка ул. Степная, 11б в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в зданиях и помещениях» в срок до 31 декабря 2020 года,
установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на площадках накопления твердых коммунальных отходов в с. Канашево, улицы Южная 15а, Школьная 8б, Строителей 4а, Школьная 15а, Терешковой 2а, Ленина 4а, с. Пашнино улицы Механизаторов 1б, Лесная 11б, с. Калуга-Соловьевка улицы Лесная 1а, Центральная 6а, с. Таукаево ул. Салавата Юлаева 9а, д. Берсеневка, ул. Школьная 10а, д. Анфалово, ул. Центральная 5а, д. Калиновка ул. Степная, 11б в срок до 31 декабря 2020 года,
о возложении обязанности на Администрацию Красноармейского муниципального района профинансировать выполнение указанных работ.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой по обращениям жителей Канашевского сельского поселения проверки установлено, что постановлением Администрации Красноармейского муниципального района от 15 февраля 2019 г. № 109 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Красноармейского муниципального района. Согласно указанному реестру на территории Канашевского сельского поселения должно быть оборудовано 24 площадки накопления ТКО. Однако данные площадки в нужном количестве и в соответствии с требованиями законодательства не оборудованы. Согласно соглашению о передаче осуществления полномочий по регулированию вопросов местного значения, заключенному в 2019 году между ответчиками, полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО переданы сельскому поселению. Невыполнение администрацией сельского поселения обязанностей в сфере обращения с ТКО нарушает права жителей поселения на благоприятные условия проживания и на предоставление жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества.
Помощник прокурора Красноармейского района Дудина М.В. исковые требования просила удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ находит заявленные РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј требования подлежащими частичному удовлетворению.
При рассмотрении установлено, что постановлением Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 15 февраля 2019 года № 109, с учетом постановлений о внесении изменений, утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноармейского муниципального района.
На основании Соглашения о передаче осуществления полномочий (части полномочий) по регулированию вопросов местного значения от 30 декабря 2019 года, заключенному между муниципальным образованием «Красноармейский муниципальный район» и муниципальным образованием «Канашевское сельское поселение» муниципальный район передал, а поселение приняло к исполнению наряду с другими полномочия участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО (п. 18 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ).
При этом осуществление сторонами полномочий, передаваемых в соответствии с настоящим Соглашением, финансируется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов сторон (п. 2.1). В целях исполнения настоящего соглашения в бюджетах сторон на очередной финансовый год предусматриваются передаваемые на осуществление полномочий средства (п. 3.1). Стороны обязаны выделять финансовые средства на осуществление другой стороной передаваемых по настоящему Соглашению полномочий (п. 3.4). Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года, срок его действия – 1 год с возможностью дальнейшего пролонгирования (пункты 5.1 - 5.3).
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 2.1.3 и 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в зданиях и помещениях» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных и детских игровых площадок и от мест отдыха населения и занятия спортом на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого количества контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием, бетонным или асфальтовым, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
РР· положений пункта 18 части 1, частей 3 Рё 4 статьи 14 Федерального закона РѕС‚ 6 октября 2003 Рі. в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (далее – Федеральный закон в„– 131-ФЗ) следует, что участие РІ организации деятельности РїРѕ накоплению (РІ том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов является РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё принятыми РІ соответствии СЃ РЅРёРјРё уставами муниципального района Рё сельского поселения решение этого РІРѕРїСЂРѕСЃР° РЅРµ закреплено Р·Р° сельским поселением.
Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на то, что содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе № 131-ФЗ при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 г. № 2-П).
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона № 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Рсследовав Рё оценив фактические обстоятельства дела Рё имеющиеся доказательства РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 67 ГПК Р Р¤ РІ РёС… совокупности Рё взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами, СЃСѓРґ находит исковые требования Рѕ возложении обязанности оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов обоснованными.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, и не оспаривается ответчиками, в необходимом количестве и с соблюдением требований указанных норм площадки для накопления ТКО на территории Канашевского сельского поселения не оборудованы.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», регулирующим спорные правоотношения, обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Канашевского сельского поселения возложена на орган местного самоуправления - Красноармейский муниципальный район. Выбор способа осуществления Администрацией Красноармейского муниципального района возложенных на нее законом полномочий в этой части путем их делегирования администрации Канашевского сельского поселения не освобождает Администрацию Красноармейского муниципального района от исполнения данных обязанностей в комплексе (а не только в части финансирования необходимых работ). Кроме того, в силу указанного выше Соглашения финансирование мероприятий по организации площадок для накопления ТКО осуществляется не только за счет бюджета муниципального района. Поэтому в этой части требования прокурора, которыми обязательства Администрации Красноармейского муниципального района сужены и ограничены только финансированием, по мнению суда, обоснованными признать нельзя, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
Кроме того, указание органам местного самоуправления каким конкретно способом они должны исполнить возложенную на них законом обязанность, по мнению суда, может быть расценена как необоснованное вмешательство в самостоятельную деятельность органов местного самоуправления, что недопустимо.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор в исковых требованиях просит установить этот срок до 31 декабря 2020 года, ответчики в предыдущих судебных заседаниях указывали на нереальность данного срока.
В данной части суд, учитывая доводы сторон, положения законодательства об исполнимости принятого судом решения, принимая во внимание, что реализация указанных выше обязательств органов местного самоуправления в основном зависит от бюджетного финансирования, а на текущий год бюджеты утверждены, считает возможным предлагаемый прокурором срок увеличить, определив его до 01 июля 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
РСЃРє РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Красноармейского района удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Красноармейского муниципального района и Администрацию Канашевского сельского поселения в срок до 01 июля 2021 года оборудовать в соответствии с требованиями законодательства СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в зданиях и помещениях» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Канашевского сельского поселения Красноармейского района Челябинской области, - в с. Канашево по адресам: улицы Степная, 19, Механизаторов 26в, Терешковой 17б, Береговая 2в, Южная 15а, Механизаторов 29а, Школьная 8б, Строителей 4а, Вокзальная 1а, Вокзальная 23а, Школьная 15а, Солнечная 4б, Терешковой 2а, Ленина 4а, в с. Пашнино по адресам: улицы Механизаторов 1б, Лесная 11б, в с. Калуга-Соловьевка по адресам: улицы Лесная 1а, Центральная 2б, Центральная 6а, в с. Таукаево по адресам: улицы Ленина 24г, Салавата Юлаева 9а, д. Берсеневка, ул. Школьная 10а, д. Анфалово, ул. Центральная 5а, д. Калиновка ул. Степная, 11б.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия через Красноармейский районный суд.
Председательствующий подпись О.Ю. Карабанова
<данные изъяты>
<данные изъяты>