Дело № 2-956/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2019 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Терновой Ю.В.
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску САИ к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, МЧС России по Забайкальскому края, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение права получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение является для него единственным. Указанный дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2018 года, в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории городского поселения «Шилкиннское» МР «Шилкинский район». Согласно решению межведомственной комиссии от 05.09.2018 года №204 и на основании экспертного заключения от 22.08.2018 года жилой дом признан ограниченно-работоспособном состоянии и требующим капитального ремонта. Истец не согласился с данными выводами и представил техническое заключение от 11.06.2019 года, согласно которому жилое помещение является непригодным для проживания, имеет аварийное состояние. Истец повторно обратился в Администрацию с заявлением о включении его в списки граждан лишившихся жилья для выдачи ему государственного жилищного сертификата. Ответчик отказал ему во включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на получение государственного жилищного сертификата, в связи с тем, что согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 2018 года жилой дом признан находящимся в ограниченно-работоспособном состоянии.
Просит за истцом право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результата выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.
Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» включить его в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.
В судебное заседание истец не явился, направил своего представителя по доверенности СНВ, которая исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что САИ не является членом семьи собственника спорного жилого помещения СИВ, поскольку обучается и проживает в <адрес>, на иждивении у родителей не находится, самостоятельно зарабатывает на жизнь путем выполнения под заказ контрольных работ. Летом 2018 года приезжал на каникулы и проживал на момент паводка в спорном жилом доме. В результате паводка истцом утрачено единственное жилье.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца СИВ исковые требования поддержал в полном объеме, указал, что его сын утратил единственное жилье в результате паводка, в связи с чем имеет все законные основания для получения государственного жилищного сертификата.
Представитель ответчика Администрации ГП «Шилкинское» Антипина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поскольку полагала, что истцом не соблюдены необходимые условия для включения его в списки на получение ГЖС. Так, истец является членом семьи собственника спорного жилого помещения СИВ, у которого в собственности имеется иное жилое помещение. Кроме того, в представленном истцом экспертном заключении не указан процент разрушений, а указан процент физического износа, в связи с чем, данное заключение не свидетельствует о том, что дом утрачен в результате паводка, произошедшего в июле 2018 года.
Представитель ответчика Администрации МР «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, просил дело рассмотреть в их отсутствие, принятие решения оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчиков ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России, Правительства РФ в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку после произошедшей ЧС в июле 2018 года прошло длительное время, в силу чего невозможно установить причины ухудшения технического состояния жилого дома, поскольку могли повлиять другие природные явления, иные факторы.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (далее Постановление №561).
В пункте 1 Постановления №561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Установить, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления №561 государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:
постоянное проживание в утраченном жилом помещении;
регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
В соответствии с пп.3, 4 Порядка и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561)" (утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995) для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) указано, что право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:
- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В силу ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Судом установлено, что 08 июля 2018 года на территории городского поселения «Шилкинское» произошло затопление.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 года №45 с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 года №299 на территории МР «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находился в зоне затопления 08 июля 2018 года.
Владельцем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> является СИВ на основании договора от 12.10.1998 года. Сведений о государственной регистрации права за СИВ на спорный дом суду не представлено. Земельный участок, расположенный по данному адресу принадлежит также СИВ, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 06.12.2012 года. Таким образом, СИВ владеет указанным недвижимым имуществом на законных основаниях.
Истец САИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном СИВ, что не оспаривалось сторонами. САИ и СИВ на момент паводка, произошедшего 08.07.2018 года были зарегистрированы по адресу: <адрес>.
В собственности СИВ имеется квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, дата государственной регистрации права – 06.07.2011 год.
В собственности САИ объектов недвижимости не имеется, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.10.2019 года.
Администрация ГП «Шилкинское» в ответе от 05.09.2018 года отказала СИВ во включении его в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения по адресу: <адрес>, в связи с тем, что межведомственной комиссией 05.09.2018 года указанный дом был признан требующим капитального ремонта.
Заключением межведомственной комиссии от 25 июля 2019 года №66 комиссия пришла к выводу о выявлении оснований для признания жилого помещения по адресу <адрес> непригодным для проживания, основываясь на техническое заключение №032-ВС/2019 от 11.06.2019 года экспертного центра «Альтависта».
Администрация ГП «Шилкинское» в ответе от 19.08.2019 года отказала САИ во включении его в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения по адресу: <адрес>, в связи с тем, что после паводка, произошедшего в июле 2018 года прошло длительное время и в силу данного обстоятельства невозможно установить причины ухудшения технического состояния жилого помещения, так как на состояние помещения могли оказать влияние природные условия за прошедший период и другие факторы.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что у истца не имеется правовых оснований для получения государственного жилищного сертификата и включения его в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате наводнения, поскольку им не соблюдены необходимые для этого условия.
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у гражданина и членов его семьи, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы и постоянно проживали.
Как установлено судом, истец является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, на момент чрезвычайной ситуации совместно проживал с ним и был зарегистрирован в указанном жилом помещении.
Данные обстоятельства подтверждаются заявлением СИВ в адрес главы Администрации ГП «Шилкинское» от 12.07.2018 года, в котором он просит включить его и членов его семьи, в том числе и сына САИ в списки на оказание единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по указанному адресу; актом обследования жилищно-бытовых условий от 16.07.2018 года по указанному адресу, где в качестве члена семьи указан САИ; актом обследования утраченного имущества первой необходимости от 17.07.2018 года по указанному адресу, где в качестве члена семьи СИВ указан, в том числе сын САИ, зафиксирован факт утраты имущества первой необходимости всей семьи. Из представленных доказательств следует, что САИ постоянно проживал по указанному адресу в момент паводка, в доме находилось имущество первой необходимости, за утрату которого он получил предусмотренную законом материальную помощь.
На момент чрезвычайной ситуации в собственности СИВ, имелось и имеется в настоящее время иное жилое помещение.
Таким образом, СИВ и членами его семьи в результате паводка не было утрачено единственное жилое помещение, что является основанием для отказа в признании за истцом права на получение государственного жилищного сертификата.
При этом, суд не вдается в оценку доказательств того, что спорное жилое помещение было утрачено в результате паводка, поскольку истец не имеет правовых оснований для включения его в списки на получение государственного жилищного сертификата и его выдачи.
Руководствуясь ст. ст.194, 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования САИ к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, МЧС России по Забайкальскому края, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение права получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шилкинский районный суд.
Председательствующий Терновая Ю.В.
Решение изготовлено 15 октября 2019 года.
Копия верна, судья Терновая Ю.В.