Председательствующий по делу Дело №33-455/2023 (33-4983/2022)
судья Сергеева Д.П. (№ дела в суде 1-й инст.2-3151/2022)
УИД 75RS0001-02-2022-004097-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Малолыченко С.В.
судей Погореловой Е.А. и Радюк С.Ю.
при секретаре Разумове С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 16 марта 2023 г. гражданское дело по иску И. А. И. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе истца И. А.И.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 26 сентября 2022 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований И. А. И. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
И. А.И. 22 апреля 2022 г. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что 6 ноября 2019 г. уведомлением Пенсионного органа ему было отказано в назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ. В уведомлении указано, что период работы с 18 мая 1995 г. по 18 декабря 2000 г. в качестве шофера лесовоза на вывозке хлыстов с верхнего склада не может быть включен в зачет стажа на соответствующих видах работ, поскольку документы, подтверждающие занятость в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности, отсутствуют, а наименование должности не соответствует Списку № 273. С указанным выводом истец не согласен, поскольку считает, что водитель и шофер выполняют одну и ту же функцию: «перевозка леса». Согласно Списка № 273, должность шофера подлежит включению независимо от вида рубок. Хлысты — это тот же лес. В связи с этим считает, что его должность соответствует Списку № 273. Поскольку приказом работодателя он был переведен на должность шофера лесовоза на вывозку хлыстов с верхнего склада, с которой с 18 декабря 2000 г. уволен, полагает, что этот период времени подлежит включению в специальный стаж. Кроме того, в уведомлении пенсионного органа указано, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии подпунктами 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предоставлено работникам, занятым на работах с радиационными веществами и другими источниками ионизирующего излучения. При этом применяются разделы XXII Списка № 1 и XXXII Списка № 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. Соответственно, работа на рентгеновской установке инспекционно-досмотрового комплекса Забайкальской таможни, Читинской таможни не может быть рассмотрена в качестве работы, предусмотренной Списком № 1 и Списком № 2, поскольку указанные организации в качестве страхователей, имеющих рабочие места с правом на досрочное пенсионное обеспечение, на учете в территориальном органе ПФР не состоят. По данным индивидуального лицевого счета, в периоды его работы с 24 января 2002 г. по 29 сентября 2011 г. в Забайкальской таможне, а с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2018 г. в Читинской таможне с кодом «общие условия», дополнительный тариф страховых взносов работодатели после 1 января 2013 г. не уплачивали. С данным изложением истец также не согласен. За все указанные периоды работа осуществлялась в течение полного рабочего дня, простоев, отпусков без сохранения заработной платы не имелось. Выполняемые истцом работы на протяжении всех трудовых периодов полностью соответствуют характеристике и описанию профессии, предусмотренной разделом XXII Списка № 1 и разделом XXXII Списка № 2. Решением начальника УПФР в г. Краснокаменске № 1955 от 03 декабря 2020 г. внесены изменения в решение заместителя начальника УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) № 3219 от 12 декабря 2019 г. Согласно справке Читинской таможни № 29-48/070 от 3 июля 2012 г., он действительно работал в Читинской таможне с 24 января 2002 г. в должности главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов. Общий трудовой стаж по состоянию на 3 июля 2012 г. составил 27 лет 10 месяцев 12 дней. В результате продолжительной работы в данной должности у истца имеются профессиональные заболевания, связанные с состоянием нервной и сердечнососудистой систем. У людей, работающих в зоне воздействия электрического и магнитного полей, электростатического поля, электромагнитных полей радиочастот, появляются раздражительность, головная боль, нарушение сна, снижение аппетита, нарушение репродуктивной функции и др. Следствием вредных факторов могут появиться болезни глаз или лейкемия. Согласно Диплому <данные изъяты> от 28 июня 1986 г. он имеет высшее образование по специальности учитель трудового обучения. Согласно трудовой книжке АТ-П № <данные изъяты> от 20 сентября 1986 г. общий трудовой стаж с 1979 года на апрель 2022 г. составляет 38 лет, из них в должности главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов с 24 декабря 2007 г. по 30 сентября 2020 г. -12 лет 9 месяцев. Согласно, приказу от 24 декабря 2007 г. о допуске должностных лиц Читинской таможни к работе с источниками ионизирующего излучения персонала группы «А» истец был допущен к таможенному осмотру/досмотру делящихся и радиоактивных материалов, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующих излучений должностных лиц. Считает, что функциональные обязанности, а также характер работы истца подлежат включению в специальный страховой стаж. Истец застрахован в системе обязательного пенсионного страхования, за все периоды работы работодателем уплачивались страховые взносы. Его вины нет в том, что сведения о работе направлены в Пенсионный фонд без кода «особые условия», соответственно это не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение. Пенсионные права истца не должны быть нарушены по вине работодателя. Факт осуществления трудовой деятельности в льготных условиях подтверждается трудовой книжкой, а также справкой работодателя, который также подтверждает льготную занятость. Просил возложить на ответчика обязанность включить в стаж, необходимый для назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды его работы с 18 мая 1995 г. по 18 декабря 2000 г., с 27 июля 2001 г. по 18 января 2002 г., с 24 января 2002 г. по 24 декабря 2007 г., с 24 декабря 2007 г. по 30 сентября 2020 г. Возложить на ответчика обязанность назначить и выплачивать ему досрочную пенсию по старости с момента приобретения на нее право, то есть с 2017 года.
Определениями суда от 1 июня и 1 августа 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Читинская таможня, УФНС по Забайкальскому краю.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласился истец, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым его исковые требовании удовлетворить в полном объеме. Считает, что все доказательства назначения ему досрочной страховой пенсии были представлены. В частности относительно периода его работы в качестве шофера лесовоза по вывозке хлыстов с верхнего склада в период с 18 мая 1995 г. по 17 января 1999г. указывает, что должности «водитель» и «шофер» тождественны. Суд посчитал недоказанным его работу на рентгеновских установках с 24 января 2002 г. по 24 декабря 2007 г. и с 24 декабря 2007 г. по 30 сентября 2020 г., указав, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со Списками № 1 и № 2 имеют работники, занятые на рентгеновских установках в промышленности, работы на рентгеновских установках в других отраслях экономики, в том числе в таможне Списком № 1 не предусмотрена и право на пенсионные льготы не дает. Вместе с тем, он работал с источниками ионизирующего излучения персонала группы "А" таможенного осмотра/досмотра делящихся и радиоактивных материалов, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующих излучений. То, что ни Читинская, ни Забайкальская таможни до реорганизации в качестве страхователей, имеющих рабочие места с правом на досрочное пенсионное обеспечение, на учете в территориальном пенсионном органе не состояли, не его вина. То, что дополнительный тариф страховых взносов работодатель с 1 января 2013 г. на своих работников не оплачивал, ему также не было известно.
В возражениях на апелляционную жалобу управляющий ГУ ОПФР по Забайкальскому краю Михайленко Г.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица Читинская таможня и УФНС по Забайкальскому краю в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки представителей суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом. Представитель Читинской таможни по доверенности Прохорова Н.А. направила ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя таможни.
В связи с изложенным судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В ходе рассмотрения дела представителем ГУ - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю Зверевой О.А. было заявлено ходатайство о производстве замены ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю.
В силу ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю 29.12.2022 реорганизовано в форме присоединения к нему ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Созданное юридическое лицо Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю является правопреемником прав и обязанностей в области пенсионного обеспечения ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю.
При таких данных ходатайство представителя ответчика о производстве замены ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав истца И. А.И. и его представителя Рудик Н.Н., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика Звереву О.А., полагавшую решение законным и не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, И. А.И., <Дата> года рождения 4 декабря 2019 г. обратился в УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением заместителя начальника УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) №3219 от 12 декабря 2019 года с изменениями №1555 от 03 декабря 2020 года в назначении указанного вида пенсии ему было отказано по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ.
Согласно данному решению пенсионного органа страховой стаж на момент обращения в пенсионный орган составил 31 год 08 месяцев 14 дней. Продолжительность специального стажа не определена, поскольку стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости документально не подтвержден.
Одновременно не были зачтены в подсчет стажа на соответствующих видах работ период с 18 мая 1995 года по 17 января 1999 года в должности шофера лесовоза на вывозке хлыстов с верхнего склада в ИЧП «Индустар», с 27 июля 2001 года по 18 января 2002 года в должности мастера верхнего склада заготовки леса ООО «Мергури», так как наименование должности не соответствует действующему Списку № 273, так же не подтверждена занятость в едином технологическом процессе лесозаготовок. За период после даты регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют сведения о льготном характере работы.
Право И. А.И. на досрочное пенсионное обеспечение по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О страховых пенсиях», пенсионным органом не рассматривалось.
Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратился в суд. При этом полагал, что пенсионным органом также необоснованно не были включены в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии п. 2 ч 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по Списку № 1 раздела XXII и по Списку № 2 раздел XXXII периоды его работы в Читинской таможне с 24 января 2002 г. по 24 декабря 2007 г., с 24 декабря 2007 г. по 30 сентября 2020 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода его работы с 18 мая 1995 г. по 17 января 1999г. в должности шофера на вывозке хлыстов с верхнего склада НЧП "Индустар", поскольку факт полной занятости истца на вывозке леса в ходе рассмотрения дела не нашел свое подтверждение.
Судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении к сложившемуся спорному правоотношению норм материального права и сделан с учетом правильно установленных обстоятельств по делу на основании имеющихся в деле доказательств.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 названного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "ж" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273 "Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее по тексту также Список N 273).
В Списке профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273, поименованы в числе прочих водители автомобилей на вывозке леса, занятые в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
Согласно примечанию к Списку указанный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
Единый технологический процесс лесозаготовок включает в себя подготовку лесосек к валке леса, обрубку сучьев и вершин, вырубку деревьев, поврежденных при валке, трелевку (подвозку или вывозку) древесины с лесосек к верхним и промежуточным складам, разделку древесины, штабелевку древесины, вывозку древесины (по лесовозным дорогам) на нижние склады или погрузочные пункты для отправки потребителю. Нижними складами именуются склады, расположенные в пункте примыкания лесовозной дороги к пунктам общего пользования (ГОСТ 17461-84 Технология лесозаготовительной промышленности Термины и определения, утверждены и введены в действие постановлением Госстандарт С. от 14 декабря 1984 г. N 4435).
Таким образом, правом на досрочное назначение пенсии в соответствии с вышеуказанным Списком пользуются работники предприятий либо структурных подразделений предприятий, занимающихся промышленной заготовкой леса.
До утверждения Списков от 24 апреля 1992 г. N 273 льготные пенсии работникам, занятым на лесозаготовках, устанавливались в соответствии со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173. В раздел XXII "Лесозаготовки" указанного Списка включена профессия "шофер лесовозных автомобилей".
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173.
Разъяснениями Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда", утвержденными постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, установлено, что обязательным условием определения права на досрочную пенсию в связи с занятостью на соответствующих видах работ является ее выполнение в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) трудовой книжкой, другими документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 201 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно абзацу 2 и 3 пункта 3 Порядка до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Таким образом, законодательством право на досрочную пенсию по старости закреплено за водителями автомобилей по вывозке леса, занятыми непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени.
Между тем, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в периоды работы в ИЧП "Индустар", которое впоследствии было реорганизованное в ООО "Индустар", истец выполнял работу водителя на вывозке леса, занятого в едином технологическом процессе лесозаготовок.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может ввиду следующего.
Как следует из представленных в материалы дела из Архива Администрации муниципального района "Хилокский район" документов, кооператив "Учитель" был реорганизован в индивидуальное частное предприятие "Индустар", учредителем которого являлся истец (Постановление Главы местного самоуправления Хилокского района Нагаева А.С. № 328 от 23 ноября 1993 г.) (т.1 л.д. 126).
Согласно представленному в материалы дела истцом Уставу данного предприятия, целями предприятия являлись удовлетворение общественных потребностей в предлагаемой продукции, работах, услугах и получении на этой основе прибыли. Предметом деятельности предприятия являлось производство с/х продукции; производство столярных изделий и мебели; транспортные и другие услуги; производство стройматериалов; коммерческая деятельность и торговля (т.3 л.д. 12-14).
Решением директора ИЧП "Индустар" И. А.И. в Устав предприятия были внесены изменения, а именно предмет деятельности дополнен заготовкой и переработкой хлыстов (т. 3 л.д. 7).
31 декабря 1999г. Постановлением главы Хилокского района № 526 ИЧП "Индустар" было перерегистрировано в Общество с ограниченной ответственностью "Индустар" основными видами деятельности которого, в числе прочего, указана деятельность по заготовке леса, производство лесопродукции и стройматериалов, предоставление автотранспортных услуг населению (т. 1 л.д. 125, 127 -130).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Индустар", единственным учредителем которого являлся истец, общество было ликвидировано 17 декабря 2002 г. по решению суда.
В обоснование доводов о занятости предприятия лесозаготовками, истцом были представлены договор аренды автомобиля, талоны на лесовозы и копия приказа без номера о создании лесопункта.
Вместе с тем, данные документы не подтверждают осуществление предприятием "Индустар" деятельности по промышленнй заготовки леса.
Представленный истцом договор аренды автомобиля от 17 июня 1998 г., согласно которому ИЧП «Индустар» осуществлял аренду транспортного средства КРАЗ-255, 1973 г.в. на основании заключенного с частным лицом Козыкиным Ю.Н. договора, не свидетельствует, о том, что данный автомобиль был использован в процессе промышленной заготовки леса (т. 3 л.д. 8).
Представленные И. А.И. в материалы технические талоны на автомашины типа "лесовоз" так же не подтверждают использование данных транспортных средств ИЧП «Индустар» для процесса осуществления промышленной заготовки леса, поскольку эти транспортные средства принадлежали Бадинскому лесхозу. Доказательств, подтверждающих использование этих автомобилей ИЧП "Индустар" в целях промышленной заготовки леса в материалы дела не представлено.
Представленная в материалы дела истцом незаверенная копия приказа от 02.02.1994 г. без номера, без расшифровки должности и фамилии лица, издавшего этот приказ, в тексте которого указано, что ИЧП "Индустар" создает на землях Бадинского лесхоза лесопункт "Аршанский" для заготовки, вывозки, переработки и отправки леса покупателям, также судебной коллегией не может быть принят в качестве доказательства осуществления ИЧП "Индустар" деятельности по промышленной заготовке леса, поскольку каких-либо доказательств того, что лесопункт был создан в этих целях, в материалы дела не представлено.
Таким образом, из представленных в материалы дела документов не усматривается, что предприятие, единственным учредителем которого являлся истец, занималось промышленной заготовкой леса.
При таком положении выводы суда о том, что истец был занят в технологическом процессе заготовки древесины в предприятии, основным видом деятельности которого была заготовка древесины, являются ошибочными и подлежат исключению из решения суда.
Как следует из материалов дела, истец являлся единственным учредителем ИЧП "Индустар", впоследствии реорганизованным в ООО "Индустар".
Из представленной в дело выписки из индивидуального счета застрахованного лица следует, что И. А.И. был зарегистрирован в системе пенсионного страхования 18 января 1999 г. (т. 1 л.д. 102-106).
Судебная коллегия отмечает то, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения И. А.И. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - 4 декабря 2019 г.)
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Таким образом, на истце, как единственном учредителем ООО "Индустар", лежала обязанность представлять о каждом работающем в его предприятии застрахованном лице (том числе и на себя) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, такие сведения без каких-либо уважительных причин с момента регистрации истца в системе пенсионного страхования в пенсионный орган самим же истцом, как учредителем данного предприятия, не предоставлялись. Не были эти сведения представлены в Пенсионный фонд по месту регистрации юридического лица и при ликвидации юридического лица.
То обстоятельство, что истец согласно записям в его трудовой книжке на основании приказа № 9 от 18.05.1995 с 18 мая 1995 г. был переведен с должности директора на должность шофера лесовоза на вывозку хлыстов с верхнего склада, с которой 18 декабря 2000 г. был уволен, само по себе без наличия относимых и допустимых доказательств не свидетельствует, о том, что истец был занят непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени.
При таких обстоятельствах выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в стаж на соответствующих видах работ по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы истца с 18 мая 1995 г. по 18 декабря 2000 г. являются правильными.
Суд также не нашел оснований для удовлетворения исковых требований о включения в специальный стаж периодов работы истца с 27 июля 2001 г. по 18 января 2002 г. в ООО «Мергури» мастером верхнего склада на заготовке леса. Отказывая в иске в указанной части суд пришел к выводу о том, что доказательств льготного характера работы в указанной должности, а так же занятость в указанной должности на работах по заготовке леса в едином технологическом процессе лесозаготовок на предприятиях лесной промышленности предоставлены не были.
У судебной коллегии нет оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Выражая несогласие с рушением суда в указанной части, истец вместе с тем каких-либо конкретных доводов в жалобе не приводит.
Разрешая спор, суд также не нашел предусмотренных законом оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы истца с 24 января 2002 г. по 24 декабря 2007 г., с 24 декабря 2007 г. по 30 сентября 2020 г. на различных должностях в Забайкальской и Читинской таможнях.
Судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, И. А.И. согласно записям в трудовой книжке с 24 января 2002 г. был принят стажером на должность инспектора в Забайкальскую таможню на основании приказа №0138-к от 24 января 2002 г.
С 23 мая 2002 г. по 12 сентября он работал в Забайкальской таможне по контракту на должности инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП-Забайкальск.
С 13 сентября 2002 г. был принят на государственную должность федеральной государственной службы категории «В» таможенного инспектора ОТОиТК п/п МАПП-Забайкальск на основании приказа №622-к от 13.09.2002 года.
С 29 апреля 2005 г. назначен на должность старшего государственного таможенного инспектора на основании приказа №193-к от 29.04.2005 года.
С 29 декабря 2007 г. отдел таможенного оформления и таможенного контроля №2 переименован в отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Забайкальск.
С 15 апреля 2008 г. по 11 марта 2009 г. истец работал в должностях старшего, затем главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста МАПП Забайкальск на основании приказа №130-к от 15.04.2008 года.
С 12 марта 2009 г. назначен на должность главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Забайкальской таможни, где работал до 29 сентября 2011 г.
С 30 сентября 2011 г. принят в Читинскую таможню на государственную гражданскую службу с назначением на должность главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов, где работал до 24 сентября 2020 г.
Обращаясь в суд с настоящим иском, И. А.И. указывал, что в процессе досмотровых мероприятий при выполнении трудовой функции применялись установки и комплексы, имеющие высокий уровень ионизирующего излучения, в связи с чем полагал, что стаж работы в таможенных органах подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 1 раздела ХХII и Списку № 2 раздела ХХХII, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.
В обоснование своей позиции истец сослался на приказ начальника Забайкальской таможни от 24 декабря 2007г., которым он был допущен к работе с источниками ионизирующего излучения персонала группы «А» таможенного осмотра/досмотра делящихся и радиоактивных материалов, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующих излучений должностных лиц.
Разрешая спор и отказывая в иске в указанной части, суд исходил из того, что право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с вышеуказанными Списками имеют работники, занятые на рентгеновских установках в промышленности. Работы на рентгеновских установках в других отраслях экономики, в том числе в таможне, указанной позицией Списка № 1 не предусмотрены и права на пенсионные льготы не дают. Также суд пришел к выводу об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», так как по Списку №2, 1991 года, предусмотрено право на включение в стаж на соответствующих видах работ только работу на рентгеновских установках в медицинских организациях.
При этом доводы о тождественности работы в части получаемого ионизирующего излечения не принял во внимание, сделав вывод о том, что сама по себе работа с источниками ионизирующего излучения не свидетельствуют о наличие у истца права на досрочное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия соглашается с правильностью сделанных судом первой инстанции выводов.
В суде апелляционной инстанции истец уточнил свои требования, сославшись на то, что он имеет право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1 раздела ХХII позиции 12205000-1754б.
Судебная коллегия доводы истца о наличия у него права на досрочное пенсионное обеспечение по указанным им правовым основаниям считает несостоятельными.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется, в частности, Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, разделом XXII "Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами", позицией 12205000-1754б раздела XXII "Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами" предусмотрены работники, постоянно и непосредственно занятые на рентгеновских установках в промышленности, а также их регулировкой и наладкой.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с работой с вредными условиями труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2021 года № 1972-О).
Исходя из толкования положений раздела XXII "Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами", позицией 12205000-1754б Списка № 1 право на досрочное обеспечение признается за работками, постоянно и непосредственно занятыми на рентгеновских установках в промышленности.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе", (далее - положение о ФТС России) действовавшем в спорный период, Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Принятым впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 N 809 "О Федеральной таможенной службе" (ФТС России), также предусмотрено, что Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений (далее - Положение N 809).
Такими образом, Федеральная таможенная служба, где истец в спорный период проходил государственную службу, являлась федеральным органом исполнительной власти и к предприятиям промышленности не относилась.
В связи с этим использование при производстве таможенных процедур мобильного инспекционного досмотрового комплекса на основе рентгеноскопической аппаратуры не дает прав работникам, использующим эти комплексы на досрочное пенсионное обеспечение как работникам, занятым на рентгеновских установках в промышленности.
Доводы истца об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Несостоятельность доводов истца также подтверждается следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как указано выше датой регистрации И. А.И. в системе индивидуального (персонифицированного) учета является 18 января 1999 г.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, истец, работал на различных должностях в таможенных органах в обычных условиях труда. Выписка отражает сведения, предоставленные работодателем о стаже и характере работы истца.
Федеральным законом №243-ФЗ от 03.12.2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" впервые дополнена п. 10.1, в соответствии с которым в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п были утверждены форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), согласно приложению N 1; Порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), согласно приложению N 2.
Согласно раздела VIII приложения №2 «Заполнение раздела 6», а именно п. 37.6 подраздела 6.8 «Периоды работы за последние три месяца отчетного периода" при заполнении подраздела 6.8 работа застрахованного лица в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии, отражается в Разделе 6 в соответствии с Классификатором параметров, используемых при заполнении персонифицированных сведений, согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (графы 5 "Особые условия труда (код)", 6 и 7 "Исчисление страхового стажа" - "Основание (код)", "Дополнительные сведения", 8 и 9 "Условия досрочного назначения страховой пенсии" - "Основание (код)", "Дополнительные сведения").
При этом код особых условий труда или условий для досрочного назначения пенсии указывается только в случае, если за период работы в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии, уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу.
Ни Читинская таможня, ни Забайкальская таможня до ее реорганизации, в качестве страхователя, имеющего рабочие места с правом на досрочное пенсионное обеспечение, на учете в территориальном органе, не состояли и не состоят. Право за истцом на досрочное пенсионное обеспечение не признавали и дополнительные тарифы страховых взносов с 01 января 2013 г. за истца не уплачивали.
Оснований считать действия работодателя незаконными в данном случае не имеется.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 года N 197-ФЗ (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда - относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - ФЗ N 426) под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В силу со ст. 17 ФЗ N 426 на вновь образованных рабочих местах специальная оценка проводится в течение 12 месяцев со дня образования такого рабочего места.
Результаты такой оценки, согласно ч. 1 ст. 18 указанного закона, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" во ФГИС СОУТ объектом учета в отношении рабочего места, в том числе, является основание для формирования прав работников, занятых на данном рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости (при наличии таких прав).
Как следует из представленных Читинской таможней в материалы дела карт специальной оценки условий труда водителя автомобиля мобильного инспекционно-досмотрового комплекса от июня 2012 г., от сентября 2014 г. рабочее место истца соответствовало 2 (допустимому) классу условий труда, в том числе и по параметрам ионизирующего излучения, и право на досрочное пенсионное обеспечение не давало (т. 2 л.д. 1 - 49).
В связи с этим у работодателя вполне обоснованно отсутствовали основания для признания за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение.
Такими образом суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для включения периодов работы истца в таможне в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на пенсионный орган обязанности осуществить назначение истцу досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 1, п. 2, п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с даты обращения или даты достижения определенного возраста в связи с отсутствием у И. А.И. на дату обращения в УПФР по г. Краснокаменска Забайкальского края (межрайонное) (04.12.2019) стажа на соответствующих видах работ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работа истца с источниками ионизирующего излучения в таможне тождественна работе с источниками ионизирующего излучения на предприятии в промышленности несостоятельна.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 действительно Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Однако каких-либо документов по установлению тождества профессий, связанных с источниками ионизирующего излучения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не принималось.
В связи с этим ссылки истца на данное постановление Правительства РФ не состоятельны.
В целом доводы жалобы по существу направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 26 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Центральный районный суд г. Читы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 апреля 2023 г.