Решение по делу № 2-925/2019 от 06.03.2019

№2-925/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2019 года

Ленинский районный суд г. Пензы :

в составе председательствующего судьи Петровой Ю.В.,

при секретаре Черновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой О.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Фролова О.Н. обратилась в суд с названным иском, указав, что 07.09.2018 г. она обратилась с заявлением «О назначении страховой пенсии по старости» в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области. Решением УПФР № 483067/18 от 04.10.2018 г. в назначении страховой пенсии по старости ей отказано. Со ссылкой на нехватку требуемого стажа, так как не хватило 2 года до требуемого страхового стажа 9 лет. С указанным решением не согласна по следующим основаниям: ей не включили в страховой стаж период работы по трудовой книжке с 01.10.1980 по 19.06.1986г. Указывает, что получает пенсию за выслугу лет службы в МВД с 1991 по 2010 г.г. До службы в МВД, с 1980г. по 1986г. работала в НИИФИ, на заводе ППО «Эра» и одновременно обучалась в высшем учебном заведении на вечернем отделении. При назначении пенсии за выслугу лет ей в соответствии с ФЗ № 4468-1 от 12.02.93г. ст. 18, засчитали время учебы в ВУЗе, из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. По достижении 55 лет, она обратилась в ПФР за назначением страховой пенсии. Представила справку из пенсионного отдела МВД о назначении ей пенсии за выслугу лет, где указано, что при назначении пенсии включены периоды с 1980г. по 1986г. - «работы и иной деятельности», так же справкой №35/140055 от 31.07.2018, что в иную деятельность считают только учебу в институте с 01.09.1980 по 19.06.1986 г(копия диплома прилагается). ПФР отказались засчитать ей трудовой стаж в НИИФИ и работу на заводе с 01.10.1980 по 19.06.1986 г, на основании этой справки.

При оценке ее права на назначение страховой части трудовой пенсии ответчик не разграничил понятие периода иной деятельности (обучение в ВУЗе), который был включен в выслугу лет в виде льготы, предоставленной государством, и совпавшего с ним периода работы, который подтвержден трудовой книжкой и не учитывался при подсчете стажа, дающего право на получение пенсии по выслугу лет. При выбранном ответчиком подходе к порядку и условиям исчисления стажа, лица, обучавшиеся на дневных и вечерних (заочных) отделениях ВУЗов ставятся в неравное правовое положение. Полагает утверждения ответчика о совпадении учтенного периода учебы и периода работы по времени не корректно, поскольку она обучалась в ВУЗе на вечернем отделении, соответственно, работала в иное время суток.

Поскольку периоды работы с 01.10.1980 по 19.06.1986 не были включены для исчисления пенсии за выслугу лет, данные периоды по смыслу закона не могут быть признаны совпадающими, следовательно, не требуется учет только одного из них по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии. Отказом ответчика по учету периодов ее работы с 01.10.1980 по 19.06.1986 при исчислении стажа, дающего право на установление страховой части трудовой пенсии по старости нарушаются ее пенсионные права, ущемляются законные интересы на получение пенсии в большем размере.

Просила суд признать незаконным Решение УПФР Номер от 04.10.2018 г. об отказе в назначении пенсии, возложить обязанность на включение в стаж работы дающий право на назначение страховой части пенсии, периоды с 01.10.1980 по 19.06.1986, назначить страховую часть пенсии по старости с учетом включенных периодов работы со дня обращения с 07.09.2018 г.

Истец Фролова О.Н. в судебном заседании уточнила исковые требования. Просила признать незаконным Решение УПФР Номер от 04.10.2018 г. об отказе в назначении пенсии, возложить обязанность на включение в стаж работы дающий право на назначение страховой части пенсии, периоды с 01.10.1980 по 26.04.1982, с 03.05.1982 г. по 19.06.1986, назначить страховую часть пенсии по старости с учетом включенных периодов работы со дня обращения с 07.09.2018 г.

Представитель ответчика УПФР (ГУ) в г. Пензе Пензенской области Журлова Е.Ю., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, по обстоятельствам, изложенным в решении УПФР в г. Пензе Пензенской области.

Представитель третьего лица Управления МВД РФ по Пензенской области по доверенности Одинцова О.В., полагала решение вопроса на усмотрение суда, пояснив, что истцу спорный период был включен при назначении пенсии за выслугу лет службы в МВД.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обозрев пенсионное дело Фроловой О.Н., суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Фролова О.Н. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». При назначении пенсии включены периоды венной службы с 26.08.1991 г. по 03.07.1995 г., с 01.09.1995 г. по 30.06.2003 г., с 01.07.2003 г. по 03.09.2010 г., периоды работы и иной деятельности с 01.09.1980 г. по 19.06.1986 г.

07.09.2018 г. Фролова О.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с п. 6 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от 04.10.2018 г. Номер ей отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду недостаточного страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.

В страховой стаж не включен период обучения в высшем учебном заведении на вечернем отделении с 01.09.1980 по 19.06.1986. Страховой стаж истца, исчисленный ответчиком, в соответствии с законом N 400-ФЗ составляет 7 лет, ИПК – 11,487.

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу части 1, 2 статьи 35 Закона «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3 статьи 35 Закона О страховых пенсиях).

Таким образом, для лиц, достигших пенсионного возраста в 2018 году обязательными условиями для назначения страховой пенсии по старости являются: наличие не менее 9 лет страхового стажа; наличие величины ИПК в размере не менее 13,8 баллов.

Учитывая Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, суд приходит к выводу, что спорные периоды (с 01.10.1980 г. по 26.04.1982, с 03.05.1982 по 19.06.1986 г.) не могут быть включены для определения права на страховую часть пенсии, поскольку периоду обучения не предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР или иная служба.

В соответствии с пп. а ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел РФ имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренную настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности это лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, определяющей периоды военной и приравненной к ней службы, работы и иные периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в выслугу лет для назначения пенсии может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Согласно части 3 статьи 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Абзацем вторым пункта 2 названного постановления (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 154, от 26 февраля 2002 г. N 132, от 8 августа 2003 г. N 475, от 18.05.2009 N 32 действующей на момент возникновения спорных правоотношений при назначении Фроловой О.Н. пенсии за выслугу лет) предусмотрено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Согласно справке УМВД России по Пензенской области от 26.07.2018 № 35/14055 в расчет Фроловой О.Н. выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в сентябре 2010 г. было включено время ее обучения в высшем учебном заведении на вечернем отделении и работы с 01.09.1980 по 19.06.1986 в соответствии с приведенными нормативными положениями, регулирующими порядок исчисления выслуги лет лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, и предписывающими учитывать все периоды, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии, в том числе и периоды, которые не влияют на размер пенсии за выслугу лет.

Право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, было впервые введено Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ).

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ статья 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I была дополнена частью 4, устанавливающей, что лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ, как следует из части 1 статьи 4 данного закона, вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 25 июля 2008 г. При этом частью 2 этой же нормы предусмотрено распространение положения статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 04.06.2014 действующим на момент обращения 07.09.2018 Фроловой О.Н. за назначением трудовой пенсии по старости) было предусмотрено, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, поскольку положения статьи 7 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г., в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 г., так и после этой даты.

В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.

Вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" часть 4 статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I была изложена в новой редакции.

Согласно части 4 статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г., как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим законом.

Приведенные нормативные положения являются элементом правового механизма, гарантирующего пенсионерам, получающим пенсию по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в том числе пенсионерам органов внутренних дел) и работающим по трудовому договору, возможность получать страховую часть трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, при наличий условий для назначения трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии), предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 г. - Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.

В законодательстве не содержится нормы, позволяющей таким пенсионерам при реализации права на одновременное получение двух пенсий по их выбору исключить период, учтенный при расчете стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, и включить этот же период в страховой стаж при назначении трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости.

Ввиду изложенного и с учетом того обстоятельства, что период обучения истца в Пензенском политехническом институте и работы в НИИФИ и ППО «Эра» связи был правомерно учтен при расчете выслуги лет для назначения ей пенсии за выслугу лет, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требования Фроловой О.Н. об обязании ответчика включить спорный период в общий стаж для назначения трудовой (страховой) пенсии по старости.

Доводы истца о ее праве на включение в общий стаж периода обучения основаны на неверном толковании закона являются противоречащими действующему законодательству.

Согласно пункту 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" трудовой стаж определяет как учитываемую при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарную продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной комментируемым Законом.

Из приведенных определений, следует, что понятия "страховой стаж" и "трудовой стаж" тесно связаны между собой. В ст. 2 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж определялся аналогичным образом.

Таким образом, требование истицы о включении в страховой стаж периоды с 01.10.1980 по 26.04.1982, с 03.05.1982 г. по 19.06.1986, дающие ей право на назначении страховой пенсии, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

      Исковые требования Фроловой О.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.

      Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

     Судья                                                                                  Ю.В. Петрова

     Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2019 года.

2-925/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Фролова Ольга Николаевна
Ответчики
УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области
Другие
УМВД России по Пензенской области
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Петрова Юлия Владимировна
Дело на странице суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
06.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2019Передача материалов судье
07.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2019Подготовка дела (собеседование)
11.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2019Судебное заседание
07.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2019Подготовка дела (собеседование)
11.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2019Судебное заседание
06.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Подготовка дела (собеседование)
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее