86RS0002-01-2019-010333-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2020 года город Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Плотниковой О.Л.,
помощник судьи Клипова Л.М.,
при секретаре Бабиюк О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1343/2020 по иску Рязановой Е. В., Рязанова Е. Н. к акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из Единого списка участников и возложении обязанности предоставить субсидию,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что в 2007 году их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет для получения субсидии на ребенка по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» с одновременным участием в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» на основании Закона ХМАО – Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз. 15 марта 2007 года с использованием кредитных средств ими была приобретена в общую долевую собственность (по 1/3 доли каждому) квартира и 15 марта 2007 года между истцами и автономной некоммерческой организацией «Ипотечное Агентство ХМАО – Югры» (далее – АНО «Ипотечное Агентство ХМАО – Югры») и ОАО «Ханты-Мансийский банк» было заключено трехстороннее соглашение №575/2007 о компенсации части процентной ставки по кредитному договору №317/03-2007. В июне 2007 года ими была получена субсидия на первого ребенка. 28 января 2012 года, в связи с рождением в январе 2012 года второго ребенка, они обратились к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения субсидии на второго ребенка в рамках реализации подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» в соответствии с программой ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2005-2015 годы». При рождении второго ребенка они стали обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв.м, в связи с тем, что приобретенная квартира была площадью 44,6 кв.м и с целью улучшения своих жилищных условий в июле 2014 году ими была продана квартира по адресу <адрес> приобретена квартира большей площадью в общую долевую собственность с использованием кредитных средств, о чем ответчик был уведомлен. Решением Ипотечного агентства № 1162 от 13 декабря 2019 года на основании подп.2 п.7 Порядка предоставления субсидии их семья была исключена из Единого списка молодых семей, в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии, при этом в решении указано, что утрата произошла в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий после регистрации права собственности в 2014 году на жилое помещение общей площадью 86,6 кв.м. С данным решением не согласны, поскольку улучшили свои жилищные условия повторно и имеют право на получение государственной поддержки на вновь рожденного ребенка в период действия длолговых обязательств. Просят признать решение АО «Ипотечное агентство Югры» №1162 от 13 декабря 2019 года об исключении из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, и восстановить их в данном Едином списке, так же обязать ответчика предоставить субсидию на второго ребенка в соответствии с подпрограммой «Доступное жилье молодым» программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2005-2015 годы» и взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Истцы в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали и на удовлетворении требований настаивали. При этом истец Рязанова Е.В. пояснила, что поскольку их семья обратилась в Агентство с заявлением на участие в подпрограмме, то она была вправе рассчитывать на участие в мероприятии на условиях, изложенных в Порядке 15. С доводом ответчика о том, что приобретение иного жилья после постановки на учет является основанием для исключения из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки, не согласна, так как решение ответчика принято с нарушением действующего законодательства. В 2007 году семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет для получения субсидии на первого ребенка с одновременным участием в подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование» и в соответствии с п.3 Порядка 15 при определении нуждаемости не учитываются жилые помещения, приобретенные в целях получения субсидии. Для целей улучшения своих жилищных условий истцами сначала была приобретена квартира по ул.<адрес> и 15 июля 2014 года эта квартира была продана, после чего было приобретено жилое помещение большей площади, поэтому они улучшили жилищные условия, а не ухудшили их.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно представленному возражению акционерное общество «Ипотечное агентство Югры» (далее - АО «Ипотечное агентство Югры») с исковыми требованиями не согласны по следующим основаниям - 25 декабря 2006 года семья Рязановых обратилась с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2005-2015 годы» ставом семьи: Рязанов Е.Н., Рязанова Е.В. и их сын Рязанов А.Е. 16 апреля 2007 года между АНО «Ипотечное Агентство ХМАО – Югры», ОАО «Ханты-Мансийский банк» и Рязановым Е.Н., Рязановой Е.В. было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору № от 15 марта 2007 года по приобретенной квартире по <адрес>, кВ.179, общей площадью 44,6 кв.м. В период с 2007 года по 13 августа 2014 года истцам предоставлялась государственная поддержка в виде компенсации процентной ставки. По заявлению истцов от 28 января 2012 года семья Рязановых была поставлена на учет в рамках подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» на вновь рожденного ребенка. Ранее, в рамках данной программы на первого ребенка семье была предоставлена субсидия в размере 336 276 рублей. По заявлению истцов от 20 февраля 2015 года к их делу приобщены документы о приобретении нового жилья по адресу: <адрес>, кВ.76. 01 января 2019 года вступила в силу государственная программа ХМАО – Югры «Развитие жилищной сферы», в которую включен Порядок предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки. Поскольку семья Рязановых обратилась с заявлением на участие в подпрограмме «Доступное жилье молодым» после 31 декабря 2010 года, она была вправе рассчитывать на участие в ней на условиях, изложенных в Порядке. Поскольку в собственности истцов с 2014 года находилось жилое помещение площадью 86,6 кв.м, то ими на основании подп. 2 п. 7 Приложения 15 утрачены основания, дающие право на получение субсидии в соответствии с Порядком. Поскольку истцами, приобретенное жилое помещение для улучшения жилищных условий и получения субсидии после постановки на учет было отчуждено (15 июля 2014 года), а новое жилое помещение приобретено после постановки на учет, то нуждаемость утрачивается. Истцам могла быть предоставлена субсидия на вновь рожденного ребенка в счет погашения обязательств по первоначально приобретенному жилому помещению.
Выслушав истцов, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социально» помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В целях создания системы государственной поддержки молодых семей, молодых специалистов для осуществления ими права на жилище, Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005 - 2015 годы», была принята подпрограмма «Доступное жилье молодым» (либо - подпрограмма 2).
Согласно ч. 3 ст. 9 названного Закона, участниками подпрограммы 2 являются: 1) молодые семьи, имеющие детей; 2) молодые семьи, в которых оба супруга (в случае неполной семьи – мать или отец являются работниками государственных и (или) муниципальных учреждений или организаций агропромышленного комплекса, а также работниками федеральных органов власти или органов местного самоуправления, расположенных на территории автономного округа; 3) молодые специалисты.
В целях подпрограммы 2 нуждающимися в улучшении жилищных условий (ч. 4 Закона) являются члены молодой семьи, молодые специалисты, если они: 1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 2) не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 3) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; 4) являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; 5) проживают в жилых помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям; 6) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Правоотношения по предоставлению гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы» регулируются постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07 апреля 2006 года № 67-п «О порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005-2015 годы», которым был утвержден порядок реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005 – 2015 годы» (далее – Порядок №67-п).
Согласно п.1 ст.2 Порядка участие в подпрограмме носит добровольный характер. Соблюдение ее условий, являющихся общедоступной информацией, участниками подпрограммы обязательно. Данное положение означает, что гражданин, перед обращением с целью постановки на учет для получения государственной поддержки в рамках Порядка, ознакомился с законодательством, выбрал категорию, по которой он имеет право обратиться за государственной поддержкой и согласен со всеми условиями, содержащимися в нормативно-правовом акте.
Судом установлено, что по заявлению Рязанова Е.Н. и Рязановой Е.В. от 25 декабря 2006 года о постановке на учет для предоставлении государственной поддержки в соответствии с подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Закона ХМАО – Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз и Порядком реализации и финансирования подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы», утвержденным постановлением Правительства ХМАО – Югры от 08 февраля 2006 года №23-п, их семья была поставлена на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с вышеуказанной подпрограммой на состав семьи: Рязанов А.Е. (сын), о чем имеется уведомление от 25 декабря 2006 года.
Как усматривается из заявления от 25 декабря 2006 года, истцы указывали об отсутствии у них жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории ХМАО-Югры и других субъектов Российской Федерации и не возражали о проверке сообщенных ими сведений.
15 марта 2007 года Рязанов Е.Н., Рязанова Е.В., Рязанов А.Е., с использованием кредитных средств ОАО «Ханты-Мансийский банк» (кредитный договор № от 15 марта 2007 года) приобрели в общую долевую собственность (по 1/3 доле) жилое помещение – <адрес> в г.Нижневартовске, общей площадью 44,6 кв.м (право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 29 марта 2007 года) и по трехстороннему соглашению о компенсации части процентной ставки по кредитному договору № от 15 марта 2007 года, заключенному между АНО «Ипотечное Агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», ОАО «Ханты-Мансийский банк» и Рязановым Е.Н., Рязановой Е.В., последним, как участникам подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы», была предоставлена государственная поддержка в форме компенсации части процентной ставки, уплачиваемой участниками за пользование суммой кредита по кредитному договору № от 15 марта 2007 года в течение всего срока действия кредитного договора, в размере, определяемом как разность между процентной ставкой, установленной кредитным договором и ставкой в размере 5% годовых, что составляет 5,75% годовых.
Из уведомления ОАО «Ипотечное агентство Югры» от 28 января 2012 года следует, что семья истцов на основании заявления от 28 января 2012 года поставлена на регистрационный учет для предоставления субсидии на вновь рожденного ребенка по подпрограмме «Доступное жилье молодым» и в соответствии с подпрограммой «Доступное жилье молодым» Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы».
13 декабря 2019 года АО «Ипотечное агентство Югры» вынесло решение об исключении из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», и в основание для исключения был указан подпункт 2 п.7 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 15) к Постановлению Правительства ХМАО – Югры от 05 октября 25018 года №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», а именно – утрата оснований, дающих право на получение субсидии, так как утрата оснований произошла в связи с отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий после регистрации права собственности на жилое помещение общей площадью 86,6 кв.м в 2014 году.
Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 05 октября 2018 года №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 15).
Согласно п.3 данного Порядка в целях порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий являются члены молодой семьи, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
2) не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
3) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров;
4) являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров;
5) проживают в жилых помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям;
6) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности;
7) состоят на учете по месту его постоянного жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Из учетного дела семьи Рязановых усматривается, что к данному учетному делу приобщен договор купли-продажи жилого помещения с использованием кредитных средств от 10 июля 2014 года, расположенного по адресу: г.Нижневартовск, <адрес>, общей площадью 86,6 кв.м, и из свидетельств о государственной регистрации права от 16 июля 2014 года следует, что собственниками вышеуказанного жилого помещения являются Рязанов Е.Н., Рязанова Е.В. и Рязанов А.Е. (право общей долевой собственности по 1/3 доли у каждого).
Согласно справке ОАО «Ханты-Мансийский банк» обязательства по кредитному договору № от 15 марта 2007 года полностью исполнены 23 июля 2014 года.
Подпунктом 2 пункта 7 Порядка установлено, что граждане исключаются из единого списка в случае утраты оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий).
Таким образом, истцы воспользовались мерами государственной поддержки и улучшили свои жилищные условия в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» в 2007 году, приобретя 15 марта 2007 года жилое помещение, расположенное по адресу: г.Нижневартовск, <адрес>, общей площадью 44,6 кв.м, которое 15 июля 2014 года было ими отчуждено. Приобретение нового жилого помещения 10 июля 2014 года после постановки на учет и включении в Единый список молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, является основание для исключения участников из Единого списка и семья Рязановых не вправе рассчитывать на меры государственной поддержки в виде субсидии на вновь рожденного ребенка в рамках подпрограмм 2 «Доступное жилье молодым»
Поскольку на момент подачи заявления о признании участником подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» для получения субсидии на вновь рожденного ребенка Рязановы являлись собственниками жилого помещения, приобретенного после постановки на учет в качестве нуждающихся, при этом, общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляла более 12 квадратных метров, а также обязательства по кредитному договору № от 15 марта 2007 года были исполнены, следовательно, семья Рязановых не являлась нуждающейся и не могла быть признана участником подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы».
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решение Ипотечного агентства об исключении истцов из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым», целевой программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы» и отказе в предоставлении субсидии соответствует требованиям закона, в связи с чем, исковые требования истцов являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске Рязановой Е. В., Рязанова Е. Н. к акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из Единого списка участников и возложении обязанности предоставить субсидию – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца после вынесения решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья О.Л. Плотникова