УИД 89RS0007-01-2023-000858-85
Судья Пасенко Л.Д.
Апелляционное дело № 33-1504/2024
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 мая 2024 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Шошиной А.Н.,
судей коллегии Савельевой Е.Н., Старовойтова Р.В.,
при ведении протокола секретарем Шестаковой С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к АО «Ямалкоммунэнерго», Администрации муниципального округа Пуровский район, муниципальному унитарному предприятию «Пуровские электрические сети» о возложении обязанности обеспечить подачу питьевой воды, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Пуровском, Красноселькупском районах,
по апелляционной жалобе представителя ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Хасматулина В.Н. на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2023 года, с учетом дополнительного решения Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2024 года, которыми постановлено:
исковые требования прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности обеспечить подачу питьевой воды, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» и Администрацию муниципального округа Пуровского района обеспечить подачу населению в п. Пуровска, с. Сывдармы и д. Харампура Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой воды, соответствующей требованиям СанПин 2.1.3684-21, утвержденным постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 и требованиям СанПин 1.2.3685-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 года № 2, в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Савельевой Е.Н., пояснения прокурора Давыдовой Л.А., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
установила:
Прокурор Пуровского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности обеспечить подачу питьевой воды, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в ходепроведенной прокуратурой Пуровского района совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецкого автономного округа» проверки установлено, что питьевая вода, подаваемая АО «Ямалкоммунэнерго» населению п. Пуровска, с. Сывдарма, д. Харампур Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и подается с нарушением допустимых норм по органолептическим, неорганическим и бактериологическим показателям, установленным ГОСТ Р 57164-2016, ГОСТ 4974-2014, СанПиН2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21, в связи с чем, прокурор, неоднократно уточнив заявленные требования, последний раз по состоянию на 22 ноября 2023 года, просил суд возложить обязанность организовать снабжение населения п.Пуровска, с. Сывдарма и д. Харампур питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28 января 2021 года № 3 и требованиям СанПиН 123685-21,утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2, в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Определение суда от 7 августа 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлеченаАдминистрация МО Пуровский район, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное унитарное предприятие «Пуровские электрические сети» (л.д. 108 -111 т. 2).
В последующем определением суда от 3 октября 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «Пуровские электрические сети» (далее - МУП «ПЭС» (л.д. 81-84 т. 4).
В судебном заседании прокурор Азарникова К.С. исковые требования с учетом уточнения поддержала, суду пояснила, что в ходе прокурорской проверки было выявлено, что населению п. Пуровска, с. Сывдарма и д.Харампур питьевая вода подается некачественная, не соответствующая санитарно-эпидемиологическому законодательству, в связи с чем, прокурором в адрес филиала АО «Ямалкоммунэнерго» было внесено представление об устранении нарушений закона, по итогам рассмотрения которого меры по устранению нарушений приняты не были. При этом в ходе проверки было выявлено, что в населенных пунктах имеются водоочистные сооружения (далее - ВОСы), которые были поставлены в 2017 году, но не функционируют и не используются. Согласно актам оценки технического состояния ВОСов от апреля 2023 года, техническое состояние ВОСов не соответствуют ряду требований и без модернизации они не могут эксплуатироваться. Администрация Пуровского района не предоставила доказательств тому, что при приемке ВОСов были проведены пуско-наладочные работы, оценку качества воды, поэтому прокурором было внесено представление, в ответ на которое Администрация Пуровского района сообщила, что после передачи ВОСов АО «Ямалкоммунэнерго» все нарушения будут устранены. Однако ВОСы в с. Сывдарма и д. Харампур переданы в пользование АО «Ямалкоммунэнерго» в неработоспособном состоянии. Несмотря на то, что ВОСы в таком состоянии, АО «Ямалкоммунэнерго» должны надлежащим образом исполнять свои обязанности по поставке качественной питьевой воды, поскольку общество оказывает услуги и получает прибыль, его задача сделать свою работу качественно и принять меры по подаче воды населению, но общество, получая оплату за питьевую воду, её не поставляет.
Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Пупкова О.И. исковые требования не признала, пояснила, что в 2019 году АО «Ямалкоммунэнерго» было заключено концессионное соглашение, в которое водоочистные сооружения по спорным населенным пунктам не вошли. Водоочистные сооружения в с. Сывдарма и д. Харампур были переданы обществу в марте 2021 года по договорам аренды. Перед заключением договоров совместно с представителями Администрации Пуровского района и МУП «ПЭС» было проведено их комиссионное обследование, были составлены акты осмотра, в которых были указаны недостатки водоочистных сооружений, они находятся в ненадлежащем состоянии и не могут очищать воду. Обществом неоднократно сообщалось о необходимости модернизации ВОСов, что они не выдают воду надлежащего качества, на что Администрация Пуровского района игнорировала письма, ответов на них не поступало. Денег на модернизацию водоочистных сооружений у ответчика нет. Водоочистные сооружения не эксплуатируются, они законсервированы. Без проведения модернизации выполнить требования прокурора невозможно. Очистка питьевой воды производится механически - реагентами.
Представитель ответчика Администрации Пуровского района Сухова А.А. исковые требования не признала, пояснила, что согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного соответствующихсамоуправления по организации водоснабжения и водоотведения натерриториях относятся: организация водоснабжениянаселения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Во исполнение своих обязательств Администрацией заключено концессионное соглашение, утверждена схема водоснабжения. АО«Ямалкоммунэнерго» единственная ресурсоснабжающая организация на территории Пуровского района, которая обеспечивает население питьевой водой и в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» обязана обеспечить соответствие качества воды СанПиНу. 29 июля 2012 года сторонами заключено концессионное соглашение, предметом которого является система коммунальной инфраструктуры, а именно объекты водоснабжения и водоотведения. Спорные ВОСы по концессионному соглашению не передавались, но составляют единый комплекс водоснабжения. ВОСы были приобретены в 2018 году. Перед проведением аукциона по их закупке, ВОСы прошли техническую оценку, вода соответствовал нормам. ВОСы могли быть переданы, но МУП «ПЭС» не передавали их АО «Ямалкоммуннерго». В связи с тем, ВОСы никто не эксплуатировал, они были законсервированы, но они могут работать. В настоящее время стоит вопрос модернизации ВОСов, по которому Администрация Пуровского района и АО «Ямалкоммунэнерго» не могут договориться, поскольку стоимость модернизации ВОСов по расчетам АО«Ямалкоммунэнерго» составляет 100000000 руб., по расчетам Администрации22000000 руб. За предложенную АО«Ямалкоммунэнерго» стоимость модернизации логичнее приобрести новыеВОСы. В настоящее время решается вопрос о том, кто будет проводить модернизацию ВОСов. Между ответчиками имеется спор по финансированию.
ВОСы отключены более 4-х лет, и чем больше они стоят, тем больше потребуется денег на их модернизацию. Однако ничего не мешает АО «Ямалкоммунэнерго» отремонтировать водоочистные сооружения и эксплуатировать их. Считает, что обеспечение надлежащего качества питьевой воды возможно без водоочистных сооружений.
В судебное заседание ответчик МУП «ПЭС», извещенный надлежащим образом, не явился.
Судом постановлено решение, с учетом дополнительного решения, резолютивные части которых изложены выше. С решением суда не согласен директор филиала АО «Ямалкоммунэнерго» В.Н. Хасматулин.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на несогласие с решением суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным. Полагает, что судом не учтено, что АО «Ямалкоммунэнерго» по независящим от него причинам не может провести мероприятия по приведению качества воды в соответствие с требованиями СанПин. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что определив АО «Ямалкоммунэнерго» в качестве ресурсноснабжающей организации на территории п. Пуровск, п. Сывдарма, п. Харампур, при этом, не обеспечив его возможностью осуществлять холодное водоснабжение в соответствии с требованиями СанПин, Администрация ненадлежащим образом исполнила возложенные на нее обязанности по организации водоснабжения населения. Выполнить какие-либо работы в рамках договоров ремонтно-эксплуатационного и производственно-хозяйственного обслуживания станций водоочистки в п. Сывдарма, с. Халясавэй №№ ФП-Т/Д-34673-19 ФП-Т/Д-34676-19 АО «Ямалкоммунэнерго» не представилось возможным в связи с невыполнением со стороны МУП «ПКС» и муниципальных органов ряда мероприятий и предоставления в адрес общества всей необходимой документации, что в свою очередь подтверждается вышеуказанными письмами, направленными в адрес МУП «ПКС» и в структурные подразделения Администрации Пуровского района. В соответствии с актами технического осмотра от 3 июня 2021 года переданное по договорам аренды муниципальное имущество имеет скрытые и явные недостатки, согласно которым надлежащая эксплуатация муниципального имущества в целях оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», невозможна, в том числе ввиду не достижения показателей качества питьевой воды в соответствии с СанПин без проведения необходимых мероприятий по модернизации систем водоочистки и устранения недостатков в технологических схемах. Заявитель обращает внимание суда Ямало-Ненецкого автономного округа на то, что в актах от 3 июня 2021 года обществу не были переданы акты санитарной обработки сооружений, трубопроводов; акты гидравлических испытаний; акты испытаний технологического оборудования на холостом ходу и под нагрузкой; акт об окончании пуско-наладочных работ; акт ввода в постоянную эксплуатацию; протоколы физико-химических анализов воды до и после водоподготовки. Кроме того, в актах от 3 июня 2021 года отражены все имеющиеся явные недостатки оборудования. Данный довод подтверждается тем фактом, что акты от 3 июня 2021 были подписаны обеими уполномоченными сторонами договоров аренды муниципального имущества. АО «Ямалкоммунэнерго» не был передан основной документ, подтверждающий, что муниципальное имущество - водоочистные сооружения в с. Сывдарма и д. Харампур находится в надлежащем работоспособном состоянии и выдают воду соответствующим требованиям СанПин. Кроме того, заявитель обращает внимание, что с 2019 года и до заключения договоров аренды муниципального имущества со стороны МУП «ПКС» и Администрации Пуровского района не было предпринято каких-либо действий по устранению явных и скрытых недостатков оборудования очистных сооружений, хотя МУП «ПКС» и Администрация Пуровского района о них знали, что в свою очередь подтверждается вышеуказанными письмами, направленными ответчиком в адрес МУП «ПКС» и органы местного самоуправления. Однако в оспариваемом решении суда указано, что АО «Ямалкоммунэнерго» приняло водоочистные сооружения без замечаний, что в свою очередь является неверным выводом суда. Напротив, обществом на постоянной основе инициировались мероприятия, направленные на устранение собственником имущества недостатков водоочистных сооружений. АО «Ямалкоммунэнерго» в адрес Администрации Пуровского района, МУП «ПСК» направлялись технические отчеты по обследованию и сметные расчеты в отношении переданных по договорам аренды водоочистных сооружений, согласно которым необходимо выполнить ряд мероприятий, направленных на модернизацию систем подготовки питьевой воды систем централизованного питьевого водоснабжения муниципальных образований Пуровского района ЯНАО. До настоящего времени ответные письма с замечаниями, возражениями и рекомендациями не поступали. АО «Ямалкоммунэнерго» также рассчитывало на добросовестность арендодателя по приведению муниципального имущества в работоспособное состояние либо на финансовую помощь для осуществления данных действий самим ответчиком после принятия водоочистных сооружений АО «Ямалкоммунэнерго». Кроме того, судом не было учтено, что ответчик не получает какие-либо субсидии для модернизации водоочистных сооружений со стороны органов местного самоуправления, в инвестиционные программы не внесены мероприятия по модернизации ВОС, поскольку данное муниципальное имущество передано обществу по договорам аренды муниципального имущества, а не по концессионному соглашению. Обращает внимание, что АО «Ямалкоммунэнерго» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Проведение незапланированных затрат по модернизации ВОС возможно только при наличии финансовой возможности и положительной динамике оплаты потребительских коммунальных ресурсов, поскольку единственным источником доходов Общества являются регулируемые виды деятельности. Общество неоднократно обращалось в органы местного самоуправления для устранения явных и скрытых недостатков водоочистных сооружений либо о рассмотрении возможности финансирования для модернизации ВОС за счет бюджетных источников в соответствии с п. 3.8 договоров аренды муниципального имущества самостоятельно, но до настоящего времени каких-либо мероприятий по модернизации муниципального имущества Администрацией Пуровского района не проводилось, финансирование обществу не выделялось. Кроме того, апелляционным определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2017 года по делу № 33-456/2016 Администрацию МО Пуровский район обязали построить в Пуровском районе водоочистные сооружения, обеспечивающие нормативную очистку питьевой воды в соответствии с требованиями СанПин. Таким образом, определив Общество в качестве ресурсоснабжающей организации на территории Пуровского района, при этом не обеспечив его возможностью осуществлять холодное и горячее водоснабжение в соответствии с требованиями СанПиН, Администрация ненадлежащим образом исполнила возложенные на нее обязанности по организации водоснабжения населения, а в дальнейшем - не принимала необходимых и достаточных мер по организации водоснабжения населения питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН. Кроме того, Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в решении от 30 ноября 2023 года указал на то, что находит подтвержденным необходимость проведения модернизации ВОС в спорных населенных пунктах. Имущество в пользование АО «Ямалкоммунэнерго» по договору аренды по настоящее время не передано. На дату проведения Прокуратурой Пуровского района проверки качества холодного водоснабжения в п.Пуровск, блочно-модульные водоочистные сооружения АО «Ямалкоммунэнерго» по договору аренды не передавались, вследствие чего общество не может отвечать по обязательствам другого юридического лица, так как проведение мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению в п. Пуровск напрямую зависит от действий органов местного самоуправления. Также Пуровским районным судом Ямало-Ненецкого автономного округа не принят во внимание довод ответчика, что требования Прокурора о возложении на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанности по организации снабжения населения с. Сывдарма, д. Харампур и п. Пуровск питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3684-21, является неисполнимым. АО «Ямалкоммнуэнерго» является единственной ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет услуги по водоснабжению на территории Пуровского района. Согласно схемам подачи водоснабжения конечному потребителю вода не очищается до установленных требований СанПин 2.1.3684-21 ввиду неработоспособного состояния ВОС в д. Харампур, с. Сывдарма, п. Пуровск. Механическая (ручная) чистка не дает положительных результатов до установленных требований СанПин 2.1.3684-21, что в свою очередь подтверждается протоколами испытаний воды в д. Харампур, с. Сывдарма, п. Пуровск за сентябрь 2023 года. Без проведения комплексной очистки воды, которая может осуществляться только на специализированных станциях водоподготовки, доведения показателей качества питьевой воды до требований СанПин 2.1.3684-21 в д. Харампур, с. Сывдарма, п. Пуровск невозможно. Вода может очищаться до требований, установленных СанПиН 2.1.3684-21 только с помощью ВОС. В исковом заявление Прокурора отсутствуют конкретные указания на то, какие меры должно принять АО «Ямалкоммунэнерго» для выполнения требований по организации снабжением населения с. Сывдарма и д. Харампур питьевой водой, соответствующей требованиямСанПиН 2.1.3684-21. Фактически заявленные требования истца по организации снабжения населения с. Сывдарма, п.Пуровск и д. Харампур питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3684-21,являются невыполнимыми до момента модернизации ВОС Администрацией Пуровского района, как собственником данного имущества. Просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований Прокуратуре Пуровского района в полном объеме.
В возражениях представитель ответчика Администрации Пуровского района просил оставить решение суда без изменения, полагая, что обстоятельства по делу установлены в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции прокурор Давыдова Л.А. просила оставить решение суда с учетом дополнительного решения суда без изменения, полагая, что обстоятельства по делу установлены в полном объеме.
Иные лица в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили. Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав мнение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 21 августа 2014 года АО «Ямалкоммунэнерго» было наделено статусом гарантирующей организации в сфере центральной системы холодного и горячего водоснабжения в деревне Харампур, 27 декабря 2016 года - в муниципальном образовании Пуровское, в которое ранее входило с. Сывдарма на основании Закона ЯНАО от 2 июня 2010 года № 66-ЗАО «О внесении изменений в некоторые Законы Ямало-Ненецкого автономного округа о наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципальных образований» (т. 7 л.д. 126, 127-128).
29 июля 2019 года муниципальное образование Пуровский район (Концедент), муниципальное унитарное предприятия «Пуровские коммунальные системы (далее - МУП ПКС») (Предприятие), АО «Ямалкоммунэнерго» (Концессионер) и Ямало-Ненецкий автономный округ заключили концессионное соглашение в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, а именно объектов водоснабжения, отдельных объектов таких систем, предназначенных для осуществления деятельности Концессионера по созданию, реконструкции и модернизации недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения (п. 1.1 Соглашения), и осуществления водоснабжения с использованием объекта соглашения и имущества, принадлежащего Концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной в пункте 1.1 соглашения (т. 3 л.д.1-28).
Согласно Приложению № 1 к концессионному соглашению АО «Ямалкоммунэнерго» были переданы: в д. Харампур - две артскважины и сети водоснабжения (запись под № 6 Приложения), в с. Сывдарма - две артскважины, водовод сырой воды, водонапорная башня, сети водопроводные (запись под № 7 Приложения), в п. Пуровске - три артскважины, водовод сырой воды, водонапорная башня, два резервуара, сети водопроводные и сети водоснабжения (запись под № 7 Приложения (т.3 л.д. 29-43).
4 февраля 2021 года в целях осуществления водоснабжения по договорам аренды муниципального имущества №040220021/2-3 и №04022021/2-5 АО «Ямалкоммунэнерго» были переданы в пользование блочно-модульные сооружения производительностью 150 м.куб/сут в с.Сывдарма и блочно-модульные сооружения производительностью 225 м.куб/сут в д. Харампур (т. 1 л.д. 123-133, 143-151).
3 июня 2021 года АО «Ямалкоммунэнерго» и МУП «ПКС» (Арендодателем) были проведены технические осмотры передаваемого в аренду имущества.
При осмотре ВОСов в п. Сывдарма были обнаружены следующие недостатки в виде неудовлетворительной работы: диафрагмальных клапанов фильтра обезжелезивания и фильтра сорбционного напорного, установленных на трубопроводной обвязке каждого из двух фильтров и выполняющих функции регулирования потоков (п. 11, 12), диафрагменного клапана нормально открытого (п. 13), один из двух компрессоров Concord Cd-AC 350/50 в нерабочем состоянии (п. 20), нерабочая мешалка в баке раствора коагулянта (п. 24), раковина, унитаз в нерабочем состоянии из-за неподключения к канализации (пп. 24, 25), преобразователь частоты в нерабочем состоянии (п. 37) (т. 1 л.д. 135-139).
При осмотре ВОСов в д. Харампур было обнаружены, что в здании ВОСов отсутствуют отопление, заземляющее устройство, приточная вентиляция, санузел, здание не подключено к канализации, отсутствуют протоколы пусконаладочных испытаний в части электроснабжения, принципальные однолинейные схемы, сертификаты, паспорта на электрооборудование, оборудование станции, кабельный журнал, внутренний контур заземления электрооборудования станции, отсутствует возможность переключения с основного источника электроснабжения на резервный, бирки на кабелях в щитовых, электродвигателях, обозначения. Работоспособность ВОСов не проверялась (т. 1 л.д. 153-159).
Также в актах отражено, что согласно Техническому отчету «Обследование системы водоснабжения», выполненного ООО «МСБ», требуется: по ВОСам с. Сывдарма выполнить ряд мероприятий, направленных на устранении необоснованных технических решений водоподготовки (11 наименований), по ВОСам д. Харампур - выполнить мероприятия, направленные на модернизацию системы подготовки питьевой воды (6 наименований).
Кроме того, из указанных актов следует, что АО «Ямалкоммунэнерго» не были переданы по ВОСам: технический отчет о проведении пуско-наладочных работ, технический паспорт водоочистной станции, технологический регламент эксплуатации водоочистной станции, инструкция по эксплуатации водоочистной станции, а также по ВОСам с. Сывдарма: акты испытания технологического оборудования на холостом ходу и под нагрузкой, режимные карты технологического оборудования, протоколы физико-химических анализов воды до и после водоподготовки, технический паспорт установленного на ВОСе серийно выпускаемого промышленного оборудования; по ВОСам д. Харампур: технологический регламент эксплуатации водоочистной станции, технологический регламент обращения промывного стока для повторного использования, режимные карты на эксплуатацию фильтров, паспорт и инструкция на частотные преобразователя к насосам, исполнительные чертежи с указанием порядковых номеров на управляемые элементы оборудования, операционная технологическая схема.
24 мая 2019 года МУП «ПКС» передало АО «Ямалкоммунэнерго» документацию на ВОСы в п. Сывдарма и в д. Харампур (т. 6 л.д. 13-15, 16-19)
8 июля 2021 года без устранения недостатков и проведения модернизации ВОСов (в п. Сывдарма и д. Харапур) были приняты АО «Ямалкоммуэнерго» по акту приема-передачи (т. 1 л.д. 134, 152)
27 июля 2021 года АО «Ямалкоммунэнерго» в связи с тем, что ВОСы (в п. Сывдарма и д. Харампур) не выдают питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН и нуждаются в проведении пуско-наладочных работах по режимно-технологическим параметрам систем водоочистки, принято решение об их отключении (т. 2 л.д. 62, 63-65, 66, 67-69).
16 сентября 2021 года АО «Ямалкоммунэнерго» произведена остановка, консервация станции водоочистки ВОС-150 в с. Сывдарме и ВОС-225 в д.Харампуре (т. 4 л.д. 237, 238, 239-250, т. 5 л.д. 1-12).
При проведении прокуратурой Пуровского района проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» были проведены испытания качества питьевой воды в п. Пуровске, с. Сывдарма и д.Харампур.
Согласно протоколам испытаний от 7 апреля 2023 года установлено, что качество питьевой воды в нарушение требований СанПиН 1.2.3685-21 не соответствует допустимым нормам по органолептическим, неорганическим, бактериологическим показателям и показателям мутности, а именно:
- в распределительной сети холодного водоснабжения - котельная № 1 в п. Пуровске, питьевая вода не соответствует допустимым нормам по органолептическим и неорганическим показателям, показатели мутности составили 2,05±0,41 мг/дм3 (при допустимых 1,5); показатели марганца 0,142±0,021 мг/дм3 (при допустимых 0,1) (т. 1 л.д. 28-30);
- в распределительной сети холодного водоснабжения - котельная № 3 в п. Пуровске, питьевая вода не соответствует допустимым нормам по неорганическим и бактериологическим показателям: показатели марганца составили 0,120±0,018 мг/дм3 (при допустимых 0,1); ОМЧ (общее микробное число) превысило на 28 КОЕ в 1 мл (показатели - 78 при допустимых 50) (т. 1 л.д. 25-27);
- в распределительной сети холодного водоснабжения КНС в п. Пуровске показатель мутности составил 2,05±0,41 мг/дм3 (при допустимых 1,5), марганец 0,151±0,023 мг/дм3 (при допустимых 0,1) (т. 1 л.д. 40-42);
- в водонапорной башне п. Пуровска показатель мутности - 3,45±0,69 мг/дм3 (при допустимых 1,5), марганца - 0,197±0,030 мг/дм3 (при допустимых 0,1), ОМЧ (общее микробное число) - 54 КОЕ в 1 мл (при допустимых 50) (т. 1 л.д. 43-45);
- в скважине № 1 в п. Пуровске показатели аммиака и ионов аммония составили 2,61±0,52 мг/дм3 (при допустимых 1,5), марганца - 0,665±0,100 мг/дм3 (при допустимых 0,1) (т.1 л.д. 31-33);
- в скважине № 2 в п. Пуровске показатели аммиака и ионы аммония составили 2,53±0,51 мг/дм3 (при допустимых 1,5), марганца - 0,272±0,2141 мг/дм3 (при допустимых 0,1), ОМЧ (общее микробное число) - 68 КОЕ в 1 мл (при допустимых 50) (т. 1 л.д. 34-36);
- в скважине № 3 в п. Пуровске показатели аммиака и ионы аммония составили 1,95±0,39 мг/дм3 (при допустимых 1,5), марганца - 0,261±0,039 мг/дм3 (при допустимых 0,1), ОМЧ (общее микробное число) - 55 КОЕ в 1 мл (при допустимых 50) (т. 1 л.д. 37-39);
- в распределительной сети холодного водоснабжения ЦТП с. Сывдарма превышение уровня мутности составило 9,42±1,30 мг/дм3 (при допустимых 1.5); превышение марганца - 0,214±0,032 мг/дм3 (при допустимых 0,1) и ОМЧ (общее микробное число) - 77 КОЕ в 1 мл (при допустимых 50) (т. 1 л.д. 46-48);
- в скважине № 1 в с. Сывдарма показатели: аммиака и ионов аммония составили более 3 мг/дм3 (при допустимых 1,5), марганца - 0,234±0,035 мг/дм3 (при допустимых 0,1) (т. 1 л.д. 49-51);
- в скважине № 2 в с. Сывдарма показатели аммиака и ионов аммония, составили более 3 мг/дм3 (при допустимых 1,5), марганца - 0,170±0,026 мг/дм3 (при допустимых 0,1) (т. 1 л.д. 52-54);
- в распределительной сети холодного водоснабжения КНС с. Сывдарма превышение уровня мутности составило 10,07±1,40 мг/дм3 (при допустимых 1.5), превышение аммиака и ионов аммония в более 3 мг/дм3 (при допустимых 2); марганца - 0,209±0,031 мг/дм3 (при допустимых 0,1) (т. 1 л.д. 55-57);
- в распределительной сети холодного водоснабжения котельной д. Харампур превышение аммиака и ионов аммония составило 2,6 мг/дм3 (при допустимых 2), превышение марганца составило 0,28 мг/дм3 (при допустимых 0,1) (т. 1 л.д. 58-60).
В связи с выявленными нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства 12 мая 2023 года прокурором Пуровского района АО «Ямалкоммунэнерго» внесено представление с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих (т. 1 л.д. 9-16).
Представление прокурора АО «Ямалкоммунэнерго» не исполнено (т. 1 л.д. 17-24).
Разрешая требования и принимая решение об удовлетворении исковых требований к АО «Ямалкоммунэнерго» и Администрации Пуровского района, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечение населения Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа (п.Пуровска, с. Сывдарма и д. Харампур) питьевой водой, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, не производится, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения указанных населенных пунктов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований к Администрации муниципального округа Пуровского района и не может согласиться с выводами суда об удовлетворении требований к АО «Ямалкоммунэнерго» в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон о водоснабжении) одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 утверждены санитарные правила СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Также Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 утверждены санитарные правила "СанПиН 2.1.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
В соответствии с указанными санитарными правилами качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится организация в границах городского поселения, муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 2, 4, 5, 6 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях помимо прочих относятся: определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ, согласование инвестиционных программ.
Как следует из положений статьи 23 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).
Не оспаривается, подтверждено материалами дела, что АО "Ямалкоммунэнерго" является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение населенных пунктов Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа (п. Пуровск, с. Сывдарма, д.Харампур).
Как следует из материалов дела, 29 июля 2019 между муниципальным образованием Пуровский район (Концедент), МУП «Пуровские коммунальные системы», АО "Ямалкоммунэнерго" (Концессионер) было заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения и отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Пуровский район в Ямало-Ненецком автономном округе, по условиям которого переданы объекты завершенного строительства.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать, реконструировать и модернизировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Таким образом, в соответствии с названным концессионным соглашением АО "Ямалкоммунэнерго" обязалась за свой счет, в порядке, в сроки и на условиях, установленных соглашением обеспечить проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию, недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения, а также осуществлять водоснабжение потребителей с использованием объектов соглашения.
Вместе с тем заключение концессионного соглашения не предполагает передачу органом местного самоуправления вопросов организации водоснабжения концессионеру, то есть АО "Ямалкоммунэнерго".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 42 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение, объектом которого являются централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения, должно содержать следующее существенное условие - плановые значения показателей надежности, качества объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (плановые значения показателей деятельности концессионера).
Пункт 18.1 статьи 2 Закона о водоснабжении определяет эти показатели как показатели, применяемые для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, реализацией инвестиционной программы, производственной программы организацией, осуществляющей в рассматриваемом случае холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Из содержания приведенных норм следует, что плановые значения показателей деятельности концессионера позволяют концеденту осуществлять контроль за исполнением соответствующих обязательств концессионера.
Администрация Пуровского района и АО «Ямалкоммунэнерго» не отрицали, что подаваемая питьевая вода в существующие системы водоснабжения в населенных пунктах Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа (п. Пуровск, с. Сывдарма, д. Харампур) не соответствует качеству питьевой воды.
Однако в приложении к концессионному соглашению (л.д. 147- 154 т. 3) приведены плановые значения показателей деятельности концессионера, в частности, доля проб питьевой воды в распределительной и водопроводной сети, не соответствующих требованиям, в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды, то есть условиями соглашения предусмотрено, что на срок выполнения задания и основных мероприятий соглашения АО "Ямалкоммунэнерго" обеспечивает услугами водоснабжения в плановых значениях показателей деятельности АО "Ямалкоммунэнерго".
Порядок разрешения вопроса о предоставлении воды надлежащего качества регламентирован статьей 23 Закона о водоснабжении, которая устанавливает следующее:
в случае ухудшения качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направлять уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение;
при этом органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечить приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Пунктами 5 - 9 статьи 23 Закона о водоснабжении урегулированы случаи несоответствия средних уровней показателей проб питьевой воды нормативам качества питьевой воды и порядок приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Срок установления отклонения от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды, установлен пунктом 9 статьи 23 Закона о водоснабжении и определяется сроком реализации мероприятий по улучшению качества питьевой воды (но не более 7 лет) для конкретной системы водоснабжения.
Учитывая, что необходимость и сроки установления временных отступлений зависят от плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, вопрос по установлению временных отступлений целесообразно решать в ходе разработки таких планов мероприятий.
При этом в плане мероприятий должны быть указаны показатели, по которым устанавливаются временные отступления, их значения, мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 марта 2021 г. №02/4905-2021-23 "О применении СанПиН 2.1.3684-21" указано, что в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 23 Закона о водоснабжении на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
Кроме того, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определено, что срок установления отклонения от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды, установлен пунктом 9 статьи 23 Закона о водоснабжении и определяется сроком реализации мероприятий по улучшению качества питьевой воды (но не более 7 лет) для конкретной системы водоснабжения.
По смыслу приведенных правовых норм законодателем определены условия, при соблюдении которых допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям на период реализации такого плана мероприятий: снижение качества питьевой воды осуществляется лишь в пределах, установленных в плане мероприятий; нарушение показателей качества питьевой воды не влияет на ее безопасность; не происходит еще большее снижение качества питьевой воды в течение срока реализации плана мероприятий.
Условиями концессионного соглашения от 29 июля 2019 года (в редакции дополнительного соглашения от 7 мая 2020 года № 1), заключенного между ответчиками, определены плановые значения показателей деятельности общества: надежности, энергоэффективности и качества. На концессионера возложены обязательства по достижению показателей качества водоснабжения в рамках заключенного концессионного соглашения. Срок действия соглашения установлен до 31 декабря 2029 года.
Однако инвестиционная программа по развитию системы водоснабжения, приведению качества воды в соответствии с установленными требованиями на территории муниципального образования Пуровского района не разработана. Имеются только технические задания на разработку указанной инвестиционной программы АО «Ямалкоммунэнерго», в том числе:
по д. Харампур, утвержденное постановлением Администрации муниципального образования д. Харампур от 17 июня 2019 года № 2-ПА, согласно которому уже в 2021 году значение бактериологических показателей качества воды установленным санитарным нормам должно было быть достигнуть 100 %, как на водоочистных сооружениях, так и в водораспределительной сети, горячей воды в сети горячего водоснабжения. (л.д. 66-72 т. 5);
по п. Пуровск и с. Сывдарма, утвержденное постановлением администрации п. Пуровск, с учетом изменений от 18 октября 2023 года №48, согласно которому даже к 2040 году значение доли проб питьевой воды, не соответствующей нормативным требованиям в распределительной сети и после водоочистных сооружений будет достигать только 50% (л.д. 75-86 т. 5).
При таких обстоятельствах, факт низкого качества питьевой воды в населенных пунктах Пуровского района (п. Пуровск, с. Сывдарма, д. Харампур) не связан с ненадлежащим исполнением АО "Ямалкоммунэнерго" своих договорных обязанностей, а в отсутствии утвержденной инвестиционной программы в целях обеспечения полного удовлетворения потребностей муниципального образования Пуровский район в услугах по водоснабжению осуществляется в соответствии с требованиями концессионного соглашения, включая показатели качества питьевой воды с допустимой погрешностью.
Исходя из изложенного, в отсутствие доказательств ненадлежащего исполнения обязанностей АО «Ямалкоммунэнерго» по обеспечению населения Пуровского района (п. Пуровск, с. Сывдарма, д. Харампур) питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, судебная коллегия приходит к выводу, что именно администрация, как орган местного самоуправления, представляющий интересы муниципального образования Пуровский район, обязана создать условия, необходимые для организации подачи питьевой воды с параметрами качества, установленными санитарно-эпидемиологическим законодательством.
Как следует из материалов дела, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2017 года по гражданскому делу (апелляционное производство № 33-456/2016) по иску прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа к Администрации муниципального образования Пуровское и акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности по надлежащему водоснабжению населения п. Пуровск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа возложена обязанность на Администрацию муниципального образования Пуровский район построить очистные сооружения, обеспечивающие нормативную очистку питьевой воды в поселке Пуровск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, в срок до 31 декабря 2019 года. В иске к АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности обеспечить и поставлять населению поселка Пуровск питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01- отказано.
Данное апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2017 года имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора (по п.Пуровск) в силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Так в ходе рассмотрения настоящего спора представитель ответчика Администрации Пуровского района ссылался на факт исполнения данного судебного акта, указывая, что с целью обеспечения жителей муниципального округа Пуровский район качественным питьевым водоснабжением были установлены следующие ВОС (водоочистные сооружения), в том числе: ВОС - 150 м^3/сут. в п. Сывдарма, ВОС - 225 м^3/сут. в д. Харампур, ВОС - 560 м^3/сут. и 190 м^3/сут. в п. Пуровск.
Так же представитель Администрации Пуровского района ссылался на то, что 4 августа 2021 года между муниципальным унитарным предприятием «Пуровские коммунальные системы» (МУП «ПКС») и АО «Ямалкоммунэнерго» были подписаны договоры аренды муниципального имущества, а именно, в отношении водоочистных сооружений №№04022021/2-2, 04022021/2-3, 402202021/2-3,04022021/2-4, 04022021/2-2. В соответствии с планом-графиком, в феврале-марте 2021 года были проведены мероприятия по комиссионному техническом осмотру муниципального имущества, для составления актов приема-передачи. Сторонами в процессе приемки имущества проводился его осмотр, о чем были составлены акты технического осмотра. 8 июля 2021 года были подписаны Акты приема-передачи муниципального имущества к договорам аренды муниципального имущества (п. Сывдарма, д. Харампур, п. Пуровск).
Администрация Пуровского района ссылается на то, что по указанным ВОС были произведены пусконаладочные работы, получены положительные результаты анализов качества воды, в связи с чем, обязанность по организации подачи питьевой воды с параметрами качества, установленными законодательством со стороны органа местного самоуправления исполнена.
Вместе с тем, доводы представителя Администрации Пуровского района судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела.
Действительно, 27 сентября 2017 года между Департаментом транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района (Заказчик) и ООО «Озон-Монтаж» (Поставщик) заключен муниципальный контракт №0190300001317000680-0114110-01, по условиям которого поставщик обязуется изготовить и поставить станцию водоподготовки производительностью 190 м^3/сут. в п. Пуровск (л.д. 98 -108 т.4).
По акту приема-передачи оборудования от 27 октября 2017 года № 1 заказчиком принята изготовленная станции водоподготовки тип «ОЗОН-М» производительностью 190 м^3/сут. в п. Пуровск (л.д. 109 т. 4).
27 сентября 2017 года между Департаментом транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района (Заказчик) и ООО «Озон-Монтаж» (Поставщик) заключен муниципальный контракт №0190300001317000681-0114110-01, по условиям которого поставщик обязуется изготовить и поставить станцию водоподготовки производительностью 560 м^3/сут. в п. Пуровск (л.д. 118-129 т. 4).
По акту приема-передачи оборудования от 27 октября 2017 года № 1 заказчиком принята изготовленная станции водоподготовки тип «ОЗОН-М» производительностью 560 м^3/сут. в п. Пуровск (л.д. 130 т. 4).
23 августа 2018 года между Департаментом транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района (Заказчик) и ООО Резервуарный завод «ВЕССЕЛ» (Поставщик) заключен муниципальный контракт №0190300001318000660-0114110-01, по условиям которого поставщик обязуется осуществить поставку, монтажи проведение пусконаладочных работ блочно-модульных водоочистных сооружений производительностью 150 м^3/сут. в п. Сывдарма (л.д. 136-148 т. 4).
По акту приема-передачи оборудования от 14 декабря 2018 года заказчиком приняты блочно-модульные водоочистные сооружения производительностью 150 м^3/сут. в п. Сывдарма (л.д. 149 т. 4).
23 августа 2018 года между Департаментом транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района (Заказчик) и ООО «Стройгеопроект» (Поставщик) заключен муниципальный контракт №0190300001318000659-0114110-01, по условиям которого поставщик обязуется осуществить поставку, монтажи проведение пусконаладочных работ блочно-модульных водоочистных сооружений производительностью 225 м^3/сут. в д. Харампур (л.д. 170-183 т. 4).
По акту приема-передачи оборудования от 30 апреля 2019 года заказчиком приняты блочно-модульные водоочистные сооружения производительностью 225 м^3/сут. в д. Харампур (л.д. 186 т. 4).
Однако фактически, как следует из материалов дела, спорные ВОС в п.Сывдарма, и д. Харампур не эксплуатируются АО «Ямалкоммунэнерго» с 2021 года, а ВОС п. Пуровск (2 ед.) эксплуатируются силами МУП «ПЭС» без использования химических реагентов (озонная технология очистки).
По данным технических отчетов, выполненных в 2023 году ООО «Системы Очистки Воды», с целью проведения санитарно-технических работ по инженерно-техническому диагностированию на станциях водоподготовки в п. Пуровск, с. Сывдарма, п. Харампур, установлено, что:
оборудование станции водоподготовки тип «ОЗОН-М» производительностью 190 м^3/сут. в п. Пуровск находится в рабочем состоянии, но результаты экспресс-анализа воды не соответствуют нормативным данным по СаНПин 1.2.368521 по результатам проведенных трех промывок воды (л.д. 87-101 т. 6);
оборудование станции водоподготовки тип «ОЗОН-М» производительностью 560 м^3/сут. в п. Пуровск находится в рабочем состоянии, но результаты экспресс-анализа воды не соответствуют нормативным данным по СаНПин 1.2.368521 по результатам проведенных трех промывок воды (л.д.154-168 т. 6);
оборудование блочно-модульного водоочистного сооружения производительностью 225 м^3/сут. д. Харампур находится в рабочем состоянии, но имеет дефекты, результаты экспресс-анализа воды не соответствуют нормативным данным по СаНПин 1.2.368521 (л.д. 103-126 т.6);
оборудование блочно-модульного водоочистного сооружения производительностью 150 м^3/сут. п. Сывдарма находится не в рабочем состоянии, результаты экспресс-анализа воды не соответствуют нормативным данным по СаНПин 1.2.368521 (л.д. 127-153 т. 6).
Таким образом, судебной коллегией установлено, не оспаривается сторонами, что переданные ВОСы в эксплуатацию АО «Ямалкоммунэнерго» и МУП «ПЭС» требуют либо проведения пуско-наладочных работ, либо их модернизации, либо приобретения нового оборудования, поскольку их система не справляется с очисткой воды до необходимых параметров санитарно-эпидемиологического законодательства.
Данные обстоятельства подтверждаются множественными протоколами испытаний Территориального отдела в Пуровском, Красноселькупском районах Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу (от 2 сентября 2019 года, от 20 апреля 2020 года, от 7 апреля 2023 года, от 14 апреля 2023 года, от 4 августа 2023 года, от 14 сентября 2023 года), письмами Территориального отдела в Пуровском, Красноселькупском районах Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу, направленными в адрес Главы Администрации муниципального округа Пуровского района, о показателях проб питьевой воды за 2013-2022 г.г. (л.д. 137-170 т. 4), что свидетельствует о том, что на протяжении длительного времени мер по улучшению подачи питьевой воды населению, соответствующей санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, не осуществляется со стороны органа муниципального образования, в то время, как организация в границах муниципального образования обеспечения питьевой водой надлежащего качества и принятие мер, направленных на модернизацию, улучшение действующих водоочистных сооружении является вопросам обеспечения жизнедеятельности населения Пуровского района (п. Пуровск, с. Сывдарма, д. Харампур) в пределах полномочий именно муниципального образования.
Принимая во внимание, что неисполнение обязательств по обеспечению населения Пуровского района (п. Пуровск, с. Сывдарма, д, Харампур) централизованным питьевым водоснабжением, отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания, централизованное снабжение Пуровского района (п. Пуровск, с. Сывдарма, д. Харампур) питьевой водой надлежащего качества не организовано, то исковые требования, предъявленные к Администрации муниципального округа Пуровский район, были обосновано удовлетворены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, дополнительное решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2024 года отмене или изменению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2023 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности обеспечить подачу питьевой воды, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, отказать.
Дополнительное решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2024 года оставить без изменения.
Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи