Дело № 2-2692/2024
43RS0003-01-2024-003771-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2024 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Игумнова А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Исаковой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кирова к администрации муниципального образования «Город Киров» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Кирова обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Киров» об обязании утвердить проекты организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения от {Адрес} в порядке, установленном приказом Министерства транспорта РФ от {Дата} {Номер}.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены отдел ГИБДД УМВД России по г. Кирову, МКУ «Дирекция благоустройства г.Кирова».
В обоснование иска указал, что администрация города Кирова реализует административные и иные публичные полномочия по исполнению, применению законов в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории города Кирова, которое напрямую зависит от разработки соответствующими органами документации по организации дорожного движения, в том числе, проектов организации дорожного движения. Администрацией в установленном порядке не разработаны, не согласованы и не утверждены проекты организации дорожного движения в отношении указанного участка дорожной сети, на основании чего в адрес администрации направлено представление прокуратуры г. Кирова, которое не исполнено, безопасность участников дорожного движения на указанных участках должным образом не обеспечена. Считает, что Администрацией не принимаются необходимые меры в рамках предоставленных полномочий, что создает угрозу безопасности дорожного движения по улицам города, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Непринятие администрацией г.Кирова своевременных мер по разработке документации на автомобильные дороги может отрицательно повлиять на безопасность участников дорожного движения в городе Кирове, способствовать увеличению очагов аварийности в городе, а также создает предпосылки на достижение запланированных показателей по снижению аварийности, смертности и травматизма, а также задач и целевых показателей, достижение которых влияет реализация приоритетного национального проекта.
Администрация г.Кирова в представленном отзыве возражает против удовлетворения заявленных требований. Указывает, что из представленных истцом документов не следует, что проект организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения {Адрес} отсутствуют. Требования истца о возложении обязанности утвердить проект организации дорожного движения противоречат норм действующего законодательства. Кроме того, исковые требования не содержат разумного срока для исполнения решения суда.
МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» в представленном отзыве возражает против удовлетворения заявленных требований. Указывает, что в настоящее время в отношении указанных участков автомобильной дороги готовится техническое задание с целью заключения в срок не позднее {Дата} муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения улично-дорожной сети муниципального образования город Киров.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кирова Ильин Е.С. на удовлетворении иска настаивал.
Представитель Администрации Паряница А.С. против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» Лычакова Е.Н. против удовлетворения иска также возражала по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель ОГИБДД УМВД России по г. Кирову в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
На основании статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе осуществления деятельности по организации дорожного движения.
В силу статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На основании статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.
Проекты организации дорожного движения разрабатываются: 1) на период эксплуатации дорог или их участков; 2) на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки; 3) для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.
Внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории муниципального образования «Город Киров» имеется улично-дорожная сеть, в том числе от {Адрес} до {Адрес} {Адрес}
Прокуратурой г. Кирова проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», проекты организации дорожного движения от {Адрес} в установленном законом порядке не разработаны и не утверждены.
В адрес главы администрации г. Кирова прокуратурой г. Кирова {Дата} внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, в том числе указано на нарушения требований Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ, а также Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса России от {Дата} {Номер}, и отсутствие проектов организации дорожного движения {Адрес}
До настоящего времени представление не исполнено, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Таким образом, исходя из представленных материалов, судом установлено, что до настоящего времени проекты организации дорожного движения {Адрес} в порядке, установленном приказом Министерства транспорта РФ от {Дата} {Номер} не разработаны и не утверждены.
В тоже время, обеспечение безопасности дорожного движения напрямую зависит от разработки и утверждения соответствующими органами документации по организации дорожного движения, в том числе проектов организации дорожного движения.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Разработка и утверждение проектов организации дорожного движения обязательны для обеспечения безопасности дорожного движения.
Из обстоятельств дела следует, что автомобильная дорога от {Адрес} находится в собственности муниципального образования г. Киров.
Поскольку проекты организации дорожного движения от {Адрес} в порядке, установленном приказом Министерства транспорта РФ от {Дата} {Номер}, до настоящего времени не утверждены, что создает угрозу безопасности дорожного движения, предпосылки для создания аварийности и травматизма на указанных участках автомобильных дорог местного значения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и возложении на ответчика обязанности утвердить проекты организации дорожного движения от {Адрес} сл. Лянгасы г. Кирова в порядке, установленном приказом Министерства транспорта РФ от {Дата} {Номер}.
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Оценив обстоятельства дела, принимая во внимание, что исполнение указанных обязательств требует соблюдения бюджетного законодательства, а также законодательства о закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, суд устанавливает срок для исполнения спорных обязательств до {Дата}.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Кирова удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Киров» в срок до {Дата} утвердить проекты организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения {Адрес} порядке, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от {Дата} {Номер}.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня его принятия.
Судья /Подпись/ А.А. Игумнов
Мотивированное решение изготовлено 09.08.2024