Решение по делу № 2-453/2016 от 20.07.2016

Дело №2-453/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 октября 2016 года              с. Туруханск, Красноярский край

    Туруханский районный суд Красноярского края под председательством

судьи     Житниковой Л.В.,

при секретаре     Таекиной С.В.,

с участием: представителя истца – заместителя прокурора Туруханского района Масленникова А.И.,

представителей ответчика АО «Ванкорнефть» - ФИО1 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица администрации Туруханского района ФИО2 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования Туруханский район Красноярского края к АО «Ванкорнефть» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Красноярский природоохранный прокурор действуя в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Туруханский район обратился в суд с исковым заявлением к АО «Ванкорнефть» об обязании разработать проект рекультивации земель карьера грунтовых материалов №5 «Л» на Ванкорском месторождении, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, получить на него положительное заключение государственной экологической экспертизы в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что при проведении Красноярской природоохранной прокуратурой проверки по обращению Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю было установлено, что в результате деятельности АО «Ванкорнефть» по эксплуатации Ванкорского месторождения, находящегося в пределах муниципального образования Туруханский район, образуется отход «буровой шлам», который в 2015 году утилизирован путем получения строительного материала «грунтобетон». По информации АО «Ванкорнефть» в 2015 году на Ванкорском месторождении объем использованного таким образом «бурового шлама» составил 45 тыс. куб.м (69 782,6 тонн). Согласно проекта рекультивации нарушенных земель выработанного карьера песков №5 «Л» на Ванкорском месторождении, рекультивация осуществляется с применением материала «грунтобетон». В нарушение Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства» и потребления», Приказа Минприроды РФ №525, Роскомзема №67 от 22.12.1995 г. «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», на проект рекультивации нарушенных земель выработанного карьера песков №5 «Л» на Ванкорском месторождении не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Таким образом, оценка воздействия на окружающую среду деятельности по производству и использованию грунтобетона при рекультивации карьеров на Ванкорском месторождении АО «Ванкорнефть» не проведена. Разрешительные документы на использование материала «грунтобетон» при рекультивации нарушенных земель карьера грунтовых строительных материалов №5 «Л» на Ванкорском месторождении отсутствуют.

При рассмотрении дела истец Красноярский природоохранный прокурор уточнил исковые требования просил обязать АО «Ванкорнефть» разработать проектную документацию с оценкой воздействия на окружающую среду на технологию применения грунтобетона, полученного при утилизации бурового шлама, для рекультивации карьера грунтовых строительных материалов №5 «Л» на Ванкорском месторождении, на которое получить заключение государственной экологической экспертизы в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца Красноярского природоохранного прокурора и.о. прокурора ФИО3 в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Заявлений и ходатайств в суд не представил.

В судебном заседании заместитель прокурора Туруханского района Масленников А.И. действующий по поручению Красноярского природоохранного прокурора исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика АО «Ванкорнефть» ФИО4 и ФИО1 исковые требования не признали. Суду пояснили, что технический регламент, по которому производится материал «грунтобетон» прошел государственную экологическую экспертизу федерального уровня. Кроме того, согласно акту проверки Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю негативного воздействия грунтобетона на окружающую среду для рекультивации карьера грунтовых строительных материалов №5 «Л» на Ванкорском месторождении не выявлено.

Представитель третьего лица администрации Туруханского района ФИО2 в судебном заседании исковые требования не поддержала.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю в суд не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, руководствуясь 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав стороны, огласив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Согласно ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

В соответствии с подп. "б" п. 25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" должен содержать перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий в том числе мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова.

Экологическая экспертиза, согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Статья 6.1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы относятся: получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации; делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы", в случаях когда при проведении государственной экологической экспертизы объектов экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации включает в состав экспертной комиссии экспертов по представлениям соответствующих территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. В этих случаях субъекты Российской Федерации вправе делегировать экспертов для участия в заседаниях экспертных комиссий в качестве наблюдателей.

Статьей 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: 5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду; 8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.

В судебном заседании установлено, что АО «Ванкорнефть» осуществляет пользование недрами на территории Туруханского района и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края на основании лицензий -для разведки и добычи углеводородного сырья(т.2 л.д.107).

По результатам Федерального статистического наблюдения за 2015 года в результате деятельности АО «Ванкорнефть» связанной с добычей сырой нефти, природного (попутного) газа при бурении образуются отходы производства в виде «бурого шлама» (т.2 л.д.119-120).

На основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на которой не разграничена , администрацией Туруханского района Красноярского края предоставила в аренду ЗАО «Ванкорнефть» земельный участок с кадастровым номером из земель, государственная собственность на которые не разграничена категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», расположенный: Красноярский край, Туруханский район, северо-западная часть, разрешенное использование – разработка временного карьера №5 «Л» грунтовых строительных материалов на Ванкорском месторождении (открытый экскаваторный способ разработки в границах участка) (т.2 л.д.27-31).

На указанном выше земельном участке проводится рекультивация на основании «Корректировки проекта рекультивации нарушенных земель карьера грунтовых строительных материалов№5 «Л» на Ванкорском месторождении», согласованном с администрацией Туруханского района.

Скорректированным проектом рекультивации карьера №5 «Л» предусматривается горно-техническая рекультивация с применением материала переработки бурового шлама – грунтобетона, полученного при переработке бурового шламов отвержденную композицию (т.2 л.д.2-23).

Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации на новую технологию «СТО 5745-010-7684174202010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» №9-ээ от 17.02.2012 года подтверждено, что представленная проектная документацию по объему и содержанию соответствует требованиям предусмотренным в области охраны окружающей среды (т.1 л.д.19-45).

Объектом указанного заключения являлся стандарт организаций предназначенный для использования при составлении проектов производства работ непосредственно при выполнении работ по производству грунтобетона (далее ГБ) и строительству сооружений на территории месторождений деятельности ОАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» с применением технологии переработки буровых шламов в укрепленный вяжущий материал- грунтобетон.

Как следует из указанного выше заключения, в том случае, если имеются различия между характеристиками материалов по данному СТО и фактическими значениями, полученными при испытаниях исходных материалов и готовой продукцией на основе отходов других месторождений, необходима соответствующая корректировка документации с внесением и согласованием в установленном порядке изменений в проектную рецептуру, для обеспечения соответствия технических и экологических требований грунтобетона.

В материалах дела отсутствуют сведения о том что, при проведении государственной экологической экспертизы на «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», в адрес Росприроднадзора по Красноярскому краю поступала информации об использовании объекае данной экспертизы на территории месторождений деятельности АО Ванкорнефть» в Красноярском крае.

Кроме того, как следует из данного заключения в составе экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации на новую технологию «СТО 5745-010-7684174202010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» №9-ээ от 17.02.2012 года отсутствуют эксперты от Красноярского края (т.1 л.д.19-21).

Оценивая представление доказательства, учитывая, требования законодательства РФ в области охраны окружающей среды, а также то, что объект указанной выше экологической экспертизы, а именно- новая технология по применению грунтобетона, являющегося утилизированным отходом в виде бурового шлама, применяется на территории Ванкорского месторождения, расположенного в Туруханском районе Красноярского края, в связи с чем оказывается прямое воздействие на окружающую среду в пределах территории Красноярского края, чем затрагиваются интересы субъекта Российской Федерации-Красноярский край, суд приходит к выводу о необходимости внесения изменений в проектную документацию на новую технологию «СТО 5745-010-7684174202010 «Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», в части использования грунтобетона при производстве на Ванкорском месторождении, в том числе при рекультивации нарушенных земель карьера грунтовых материалов №5 «Л» на Ванкорском месторождении, что предусматривает проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Доводы представителей ответчика о том что, экологическая экспертиза федерального уровня по применению грунтобетона уже проведена, на основании которой применение грунтобетона возможно и на других территориях, в связи с чем не требуется проведение повторной экологической экспертизы, суд считает не обоснованным, поскольку объектом данной экспертизы является применение грунтобетона только на территории Тюменской области, с учетом технических характеристик бурового шлама, являющегося отходом бурения ОАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>».

На основании изложенного, суд считает требования Красноярского природоохранного прокурора законными и обоснованными, в связи с чем иск подлежит полному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 – 198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Туруханский район Красноярского края к АО «Ванкорнефть» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Ванкорнефть» разработать проектную документацию с оценкой воздействия на окружающую среду на технологию применения грунтобетона, полученного при утилизации бурогово шлама, для рекультивации карьера грунтовых строительных материалов №5 «Л» на Ванкорском месторождении, на которое получить заключение государственной экологической экспертизы в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Акционерного общества «Ванкорнефть» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000, 00 (шесть тысяч рублей 00 копейки).

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда, течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы (представления) через суд, поставивший решение.

Председательствующий                         Л.В. Житникова

2-453/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
АО "Ванкорнефть"
Суд
Туруханский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
turuh.krk.sudrf.ru
20.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2016Передача материалов судье
22.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2016Переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства
22.07.2016Вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства
22.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2016Судебное заседание
14.09.2016Судебное заседание
15.09.2016Судебное заседание
19.09.2016Судебное заседание
03.10.2016Судебное заседание
05.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее