Дело № 2-112/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 г. с. Вачи
Судебный состав Лакского районного суда Республики Дагестан в Кулинском районе в составе председательствующего судьи Максудова М.М.,
при секретаре Магомедовой Л. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лакского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «<адрес>» <адрес> РД об обязании устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Лакский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКУ «<адрес>» <адрес> РД об обязании устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ межрайонную прокуратуру из отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> поступила информация о выявленных нарушениях законодательства о пожарной безопасности в деятельности муниципального казенного учреждения «Историко-краеведческий музей» <адрес> (далее МКУ «Историко-краеведческий музей»), в ходе которой выявлены грубые нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности.
Должностное лицо – ФИО2 организации МКУ «<адрес>» отделом надзорной деятельности и профилактической работы № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Кроме того, 1704.2020 г. межрайонную прокуратуру из отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> повторно поступила информация о выявленных нарушениях законодательства о пожарной безопасности в деятельности МКУ «<адрес>», в ходе которой выявлены грубые нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в адрес директора МКУ «<адрес>» ФИО2 внесено представление об устранении нарушений закона о пожарной безопасности.
Так, соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в учреждении МКУ «<адрес>» <адрес> выявлены многочисленные нарушения требований Федеральных законов от 24.12.1994г. за № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон №).
В силу ст.37 Федерального закона Российской Федерации от 24.12.1994г. за № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Вместе с тем несмотря на принятые меры административного воздействия в отношении должностного лица, отмеченные нарушения до настоящего времени не устранены, МКУ «<адрес>» <адрес> до настоящего времени продолжает функционировать с нарушениями требований пожарной безопасности.
Так, в МКУ «<адрес>» <адрес> имеются многочисленные нарушения требований Закона № 69-ФЗ, Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) и Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. № «О противопожарном режиме» (далее - ППР РФ):
На объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации, а также не организовал проведение проверки работоспособности систем автоматических установок пожарной сигнализации не реже 1 раза в квартал (Постановление Правительства РФ № п.61);
На объекте защиты руководитель организации не обеспечил проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем автоматических установок пожарной сигнализации (Постановление Правительства РФ № п.61);
На объекте защиты, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей, не установлены системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч.2 ст.54);
На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие планов эвакуации людей при пожаре выполненного в соответствии ГоСТА (Постановление Правительства РФ № п.7);
Установленные на объекте защиты огнетушитель не имеет паспорта завода-изготовителя (Постановление Правительства РФ № п.475);
Руководитель организации не обеспечивает составление акта (протокола) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год (Постановление Правительства РФ № п.21);
На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (Постановление Правительства РФ № п.12);
На объекте защиты руководитель и ответственное лицо за пожарную безопасность не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму (Правила противопожарного режима в РФ п.3, Приказ МЧС России № от 12.12.2007г.);
На объекте защиты для отделки стен допущено применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем Г1, В1, <адрес>, Т2 (ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч.5 ст.134; (п. 4.3.2 СП 1.13130.2009);
Отмеченные обстоятельства приводят к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, а также работников учреждения и могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан при возникновении чрезвычайной ситуации.
Обращение прокурора в суд вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, количество которых постоянно изменчиво.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По изложенным основаниям просил обязать муниципальное казенное учреждение «<адрес>» <адрес> устранить вышеперечисленные нарушения законодательства о противопожарной безопасности в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу.
Принять неотложные меры к обеспечению противопожарной безопасности в МКУ «<адрес>» <адрес>.
Надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания истец Лакский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Лакской межрайонной прокуратуры. Исковые требования к МКУ «<адрес>» <адрес> поддерживает.
Надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания представитель ответчика МКУ «<адрес>» <адрес> в судебное заседание не явился, представил в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в настоящее время указанные в иске нарушения устранены, представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности исполнено еще в мае 2020 года. На основании изложенного просил отказать в удовлетворении иска Лакской межрайонной прокуратуры к МКУ «Историко-краеведческий музей» <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности в связи с устранением указанных нарушений. Просил рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство, в котором дело просил рассмотреть в отсутствие представителя отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м.
Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В представленном в суд письменном отзыве ответчик указал, что в настоящее время указанные в иске нарушения устранены, представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности исполнено еще в мае 2020 года. по этим основаниям просил отказать в удовлетворении иска.
В обоснование ответчиком представлено письмо на имя Лакского межрайонного прокурора из которого следует, что инспектором ОНД и ПР № УНД и ПРГУ МЧС России по РД ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка соблюдения мер пожарной безопасности в Историко-краеведческом музее, в связи с чем в его адрес было направлено предписание об устранении выявленных нарушений правил пожарной безопасности. Практически все отмеченные в предписании нарушения им были устранены собственными силами и средствами, за исключением одного, ответственное лицо за пожарную безопасность не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму по причине карантина по коронавирусу в <адрес>, в ближайшее время и этот недостаток будет устранен.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, представителем ответчика МКУ «<адрес>» <адрес> каких - либо доказательств, подтверждающих факт устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности суду не представлены.
В соответствии со ст. 37 ФЗ-69 от ДД.ММ.ГГГГ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (ст.38 ФЗ-69 от 21.12.1994г.).
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон) требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Система обеспечения пожарной безопасности, в соответствии с положениями ст. 3 Закона, - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 20, 37 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности», требования нормативно-правовых актов по пожарной безопасности обязательны для исполнения, руководители организаций обязаны выполнять требования пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. П. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 10 ППБ 01-03, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Вместе с тем, вышеназванные требования норм пожарной безопасности не выполняются должностным лицом руководителем МКУ «<адрес>» <адрес> длительное время, что подтверждают неоднократные информационные письма ОНД и ПР № на имя Лакского межрайонного прокурора и внесенное представление Лакского межрайонного прокурора. (информация о противопожарном состоянии объекта защиты № от ДД.ММ.ГГГГ, информация о противопожарном состоянии объекта защиты № от ДД.ММ.ГГГГ, представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ).
Так, ответчиком суду не представлены доказательства, подтверждающие факт устранения выявленных нарушений законодательства о противопожарной безопасности.
Указанные нарушения создают условия для возникновения пожара. Не принятие своевременных мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан - сотрудников и несовершеннолетних.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен устранить вышеуказанные нарушения - 3 месяца, находя его разумным и достаточным для выполнения необходимых работ.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лакского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Обязать муниципальное казенное учреждение «<адрес>» <адрес>, расположенное по адресу: РД <адрес>, устранить выявленные нарушения законодательства о противопожарной безопасности, а именно:
На объекте защиты руководителю организации обеспечить исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации, а также организовать проведение проверки работоспособности систем автоматических установок пожарной сигнализации не реже 1 раза в квартал (Постановление Правительства РФ № п.61);
На объекте защиты руководителю организации обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем автоматических установок пожарной сигнализации (Постановление Правительства РФ № п.61);
На объекте защиты, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей, установить системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч.2 ст.54);
На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководителю организации обеспечить наличие планов эвакуации людей при пожаре выполненного в соответствии ГоСТА (Постановление Правительства РФ № п.7);
Установить на объекте защиты огнетушитель имеющий паспорт завода-изготовителя (Постановление Правительства РФ № п.475);
Руководителю организации обеспечить составление акта (протокола) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год (Постановление Правительства РФ № п.21);
На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководителю организации обеспечить наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (Постановление Правительства РФ № п.12);
На объекте защиты руководителю и ответственному лицу за пожарную безопасность пройти обучение по пожарно-техническому минимуму (Правила противопожарного режима в РФ п.3, Приказ МЧС России № от 12.12.2007г.);
На объекте защиты для отделки стен устранить применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем Г1, В1, <адрес>, Т2 (ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч.5 ст.134; (п. 4.3.2 СП 1.13130.2009) в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Принять неотложные меры к обеспечению противопожарной безопасности в МКУ «<адрес>» <адрес>.
Взыскать с ответчика МКУ «<адрес> музей» <адрес> в доход бюджета Кулинского муниципального района государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Лакский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.08.2020 г.
Судья М.М. Максудов