Решение по делу № 2-1286/2023 от 21.09.2023

Гражданское дело № 2-1286/2023

УИД 48RS0004-01-2023-001634-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    12 октября 2023 года                                                                                город Липецк

    Левобережный районный суд города Липецка в составе:

    председательствующего судьи                                   Коваль О.И.,

    при секретаре                                                                       Сердюковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Советского района г. Липецка, действующего в интересах Российской Федерации, о признании имущества бесхозяйным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Липецка, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с заявлением о признании бесхозяйной спиртосодержащей жидкости в количестве <данные изъяты>, и передаче её в МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу для решения вопроса об ее уничтожении или переработке. В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что прокуратурой Советского района г. Липецка по обращению УМВД России по г. Липецку проведена проверка о непринятии мер к уничтожению изъятой из оборота алкогольной продукции, в ходе которой установлено следующее:

09.01.2019 года в 19:00 ч. сотрудниками ОП № 2 УМВД России по г. Липецку в ходе проверки соблюдения законодательства об обороте алкогольной продукции по адресу: <адрес>, установлена реализация Санкевич Т.В. алкогольной продукции без товарно-сопроводительных документов и не соответствующей ГОСТ.

В ходе проверки сотрудниками полиции изъято: <данные изъяты>

10.01.2019 года было вынесено определение о проведении административного расследования по данному факту.

10.06.2019 года начальником ОП № 2 УМВД России по г. Липецку ФИО7 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.17.1 КоАП РФ, в связи со смертью физического лица.

Указанная алкогольная продукция передана по акту приема-передачи № ) от 17.05.2019 года в МРУ Росалкогольрегулирование (АО «Росспиртпром», <адрес>).

До настоящего время в УМВД России по г. Липецку не поступали обращения (заявления) с документами, подтверждающими право собственности и легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, от лиц, являющихся собственниками имущества. Указанные обстоятельства свидетельствуют от устранении собственников от владения, пользования и распоряжения имуществом и, следовательно, являются отказом от права собственности на вышеуказанное имущество.

Таким образом, изъятая спиртосодержащая продукция является бесхозяйной, в связи с чем, подлежит обращению в собственность Российской Федерации и передаче в Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу для решения вопроса о ее уничтожении или переработке.

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Липецка Моисеева А.С. требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, и просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ОП № 2 УМВД России по г. Липецку в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежаще, о причине неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежаще, в заявлении, адресованном суду, поддержал заявленные исковые требования. Указал, что требование, изложенное в пункте 2 просительной части искового заявления, полагает некорректным, поскольку в соответствии с правилами вывоза, хранения и уничтожения изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…., утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 года № 1027, уничтожение изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции осуществляет АО «Росспиртпром», которому указанная в заявлении продукция была передана на хранение. Одновременно просил рассмотреть заявление в свое отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Советского района г. Липецка Моисеевой А.С., исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. ст. 225, 226 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

В силу п. 6 части 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, рассматриваются судом в порядке особого производства.

Согласно п. 1 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (ч. 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ч.2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению, суда (ч.3).

При этом право частной собственности, как вытекает из ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст.56 Конституции Российской Федерации не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, о чем неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 года № 408-0-0, от 21.06.2011 года № 866-0-0, Постановления Конституционного Суда РФ от 20.05.1997 года № 8-П, от 16.07.2008 года № 9-П, от 31.01.20211 года № 1-П, от 25.04.2011 года № 6-П).

Из материалов дела следует, что 09.01.2019 года в ходе осмотра торгового киоска по адресу: <адрес>, было изъято: <данные изъяты>

При проведении проверки проводилось экспертное исследование изъятых спиртосодержащих жидкостей, из которого следует, что в представленных на исследование бутылках <данные изъяты>

10.06.2019 года начальником ОП № 2 УМВД России по г. Липецку ФИО8 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.17.1 КоАП РФ, в связи со смертью физического лица.

Изъятая в ходе осмотра торгового киоска по адресу: <адрес> 09.01.2019 года следующая алкогольная и спиртосодержащая продукция: <данные изъяты>

Какие-либо данные о том, что с момента изъятия названной выше спиртосодержащей продукции кто-либо обращался с требованием о ее возврате, судом не установлены.

Учитывая, что собственники изъятой спиртосодержащей продукции не известны, указанное выше имущество имеет признаки бесхозяйного имущества, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что это имущество должно быть обращено в федеральную собственность.

В силу части 1 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Поскольку перечисленное выше имущество было изъято и до настоящего времени его собственник не известен, суд приходит к выводу о том, что указанное в заявлении имущество необходимо признать бесхозяйным.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются: без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона; без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками; без соответствия государственным стандартам и техническим условиям; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования; 2) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции; 3) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, являющиеся бесхозяйным имуществом; 4) сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции в случае, если они обнаружены в складских, производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; 5) основное технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае, если оно обнаружено в складских, производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; не принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и находится на территориях складских, производственных помещений организации.

Изъятая спиртосодержащая продукция в силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» подлежит вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац первый); порядок уничтожения по решению суда также определяется Правительством Российской Федерации (абзац второй). Полномочие по определению порядка вывоза и хранения вне мест изъятия изъятых или конфискованной спиртосодержащей продукции возложено на Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 года № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждены Правила вывоза и хранения вне места изъятия изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона (далее - Правила вывоза и хранения № 1027), а также Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и (или) явившихся предметом административного правонарушения, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона (далее – Правила уничтожения № 1027).

Согласно п.п. 2, 5.3.5.1, 5.3.5.3 постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» (вместе с «Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка») уполномоченным органом в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений, является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, к полномочиям которой относится: организация в установленном порядке уничтожения обращенных в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также организация уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» из незаконного оборота в установленном порядке или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и их учет; организация в установленном порядке уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» из незаконного оборота или конфискованных сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции и их учет.

Довод МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу о том, что уничтожением изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет АО «Росспиртпром», которому указанная в заявлении продукция была передана на хранение, суд отвергает, исходя из следующего.

Из просительной части заявления следует, что заявитель просит признать бесхозяйным движимым имуществом изъятую в ходе осмотра торгового киоска по адресу: г. Липецк, ул. Я. Берзина, д. 2, 09.01.2019 года алкогольную и спиртосодержащую продукцию и передать её в МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу для решения вопроса об ее уничтожении или переработке.

Согласно п.п. 2, 5.3.5.1, 5.3.5.3 постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» (вместе с «Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка») уполномоченным органом в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений, является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, к полномочиям которой относится: организация в установленном порядке уничтожения обращенных в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также организация уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» из незаконного оборота в установленном порядке или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и их учет; организация в установленном порядке уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» из незаконного оборота или конфискованных сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции и их учет.

Пунктом 2 Правил уничтожения № 1027 действительно предусмотрено, что уничтожение изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и (или) предметов осуществляется АО «Росспиртпром» (далее - организация).

Согласно п. 3 и п. 4 Правил уничтожения № 1027 орган, уполномоченный на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, предусматривающего уничтожение изъятой, конфискованной продукции и (или) предметов (далее - судебный акт), в течение 5 рабочих дней со дня поступления в указанный орган судебного акта направляет его копию в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от местонахождения продукции (далее - территориальный орган). В отношении продукции и (или) предметов, переданных на хранение в соответствии с пунктами 2 - 7 Правил вывоза и хранения № 1027, территориальный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения копии судебного акта от органа, уполномоченного на исполнение судебного акта, направляет организации любым доступным способом (факсимильная связь, электронная почта) заявку об уничтожении продукции и (или) предметов и одновременно направляет на бумажном носителе указанную заявку с приложением копии судебного акта. В заявке с учетом предусмотренного пунктом 5 Правил вывоза и хранения акта приема-передачи указываются в отношении подлежащих уничтожению продукции и (или) предметов наименование каждого вида или группы однородных видов продукции и (или) предметов, описание внешнего вида продукции и (или) предметов, описание отличительных признаков продукции и (или) предметов (количество (объем) и другие характеристики), номер и дата судебного акта, предусматривающего уничтожение продукции и (или) предметов, а также способы уничтожения продукции и (или) предметов.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что уничтожение изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции осуществляет АО «Росспиртпром» на основании заявки МРУ Росалкогольрегулирования в лице его территориальных органов об уничтожении продукции и (или) предметов. Таким образом АО «Росспиртпром» не уполномочено самостоятельно решать вопрос об уничтожении или переработке изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, в связи с чем суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о передаче признанной настоящим решением спиртосодержащей жидкости бесхозяйным движимым имуществом в МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу для решения вопроса о ее уничтожении или переработке.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 293, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бесхозяйным движимым имуществом спиртосодержащую жидкость в количестве <данные изъяты> находящуюся на хранении в АО «Росспиртпром» согласно акту приема-передачи № от 17.05.2019 года, и передать ее в МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу для решения вопроса об уничтожении или переработке в установленном порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд города Липецка в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                              (подпись)                                             О.И. Коваль

Мотивированное решение

в соответствии со ст. 199 ГПК РФ

изготовлено 17.10.2023 года

2-1286/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Советского района г.Липецка
Другие
мру росалкогольрегулирование
ОП № 2 УМВД России по г.Липецку
Суд
Левобережный районный суд г. Липецк
Судья
Коваль О.И.
Дело на сайте суда
levsud.lpk.sudrf.ru
21.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2023Передача материалов судье
25.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2023Судебное заседание
12.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее