Дело №2-2709/2017 Председательствующий судья – Хромина А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-4345/2017
гор. Брянск 31 октября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего |
Парамоновой Т.И., |
судей |
Фроловой И.М., |
Цуканова Д.А., |
|
при секретаре |
Зиновкине Е.О., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Свиридовой Ю.А. на решение Советского районного суда г. Брянска от 25 июля 2017 года по исковому заявлению Замотая Николая Петровича к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязании включить в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., объяснения представителя истца Свиридовой Ю.А., возражения представителя ответчика Департамента строительства и архитектуры Брянской области Яковлева И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Замотай Н.П. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что ему на праве собственности на основании свидетельств о праве на наследство принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> на территории, относящейся к зоне отселения. Комиссией по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ему было отказано в выплате компенсации за утраченное имущество по причинам завышения оценки имущества, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в Брянской области, определенной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.
По уточненным требованиям просил суд признать за ним право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в виде жилого дома, общей площадью 40,4 кв.м., с хозяйственными постройками, расположенного по адресу: <адрес> обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить его в сисок граждан на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество в виде жилого дома, общей площадью 40,4 кв.м., с хозяйственными постройками, расположенного по адресу: <адрес>
Решением Советского районного суда г. Брянска от 25 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Свиридова Ю.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное применение закона. Считает, что компенсация за утраченное имущество, полученное в порядке наследования, выплачивается независимо от места постоянного проживания.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Замотай Н.П., представитель ответчика Правительства Брянской области, представитель третьего лица Яловской сельской администрации Красногорского района Брянской области не явились по неизвестной суду причине, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца Свиридовой Ю.А., возражения представителя ответчика Департамента строительства и архитектуры Брянской области Яковлева И.А., судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцу на праве собственности принадлежит дом <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 40,4 кв.м.
Право собственности на указанное имущество возникло у истца на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию.
Территория населенного пункта с. Увелье Красногорского района Брянской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 года № 1074 относится к зоне отселения.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (протокол № 138 от 30 марта 2017 года) Замотаю Н.П. отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по причинам завышения оценки имущества, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в Брянской области, определенной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что истец возможность пользования спорным имуществом не утратил, поскольку из зоны, подвергшейся воздействию радиации, не выехал.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, в том числе выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.
Согласно п.4 ч.1 ст. 17 названного закона гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
В отношении имущества, за которое была выплачена единовременная денежная компенсация, предусмотренная настоящим пунктом, повторная выплата указанной денежной компенсации не осуществляется.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.
Поскольку спорный дом, принадлежащий истцу, является наследственным имуществом, то в силу вышеуказанных норм права установление факта выезда истца в чистую зону значения не имеет.
Таким образом, судебная коллегия вывод суда о том, что истец возможность пользования спорным имуществом не утратил, поскольку из зоны, подвергшейся воздействию радиации, не выехал находит ошибочным, основанным на неправильном истолковании закона. В связи с чем данный вывод подлежит исключению из мотивировочной части решения суда.
Вместе с тем, судебная коллегия находит необходимым указать следующее.
До момента вступления в наследство, а также при жизни наследодателя истец был зарегистрирован в спорном доме. После получения правоудостоверяющих документов на дом, истец снялся с регистрационного учета и обратился в Департамент строительства и архитектуры Брянской области с заявлением на получение компенсации за утраченное наследственное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что по мнению судебной коллегии, свидетельствует о злоупотреблении правом.
Поскольку в порядке ст. 56 ГПК РФ стороной истца доказательств, подтверждающих утрату пользования наследственным имуществом – спорным домом, представлено не было, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Свиридова Ю.А. также не смогла подтвердить факт проживания истца в ином жилом помещении, то оснований для признания за Замотаем Н.П. права на получение указанной компенсации не имеется. В связи с чем отсутствуют основания для обязания Департамента строительства и архитектуры Брянской области включить Замотая Н.П. в список граждан на получение данной компенсации.
Сам факт регистрации истца по адресу: <адрес> носит административный характер и не может подтверждать фактическое проживание по месту регистрации.
Одновременно, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в случае утраты права пользования спорным домом, Замотай Н.П. не лишается права на получение компенсации за утраченное имущество в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Учитывая, что судом неправильно истолкованы нормы материального права, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным оставить решение суда без изменения, поскольку это не привело к принятию неправильного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Брянска от 25 июля 2017 года по исковому заявлению Замотая Николая Петровича к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязании включить в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Свиридовой Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Парамонова
Судьи И.М. Фролова
Д.А. Цуканов