Судья Хадаханэ А.Д. дело № 33-1861/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 20 сентября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Дулуша В.В., Кочергиной Е.Ю.,
при секретаре Монгуш А.А., с участием переводчика Чакчиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по исковому заявлению К. к Управлению труда и социального развития Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным решения о приостановлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, взыскании невыплаченной доплаты к пенсии, возложении ежемесячно начислять и выплачивать доплату к трудовой пенсии по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления труда и социального развития Тоджинского кожууна Республики Тыва В. на решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 22 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с иском к Управлению труда и социального развития Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным решения о приостановлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, взыскании невыплаченной доплаты к пенсии, возложении ежемесячно начислять и выплачивать доплату к трудовой пенсии, указывая на то, что с ДД.ММ.ГГГГ после выхода на государственную пенсию ему как лицу, замещавшему муниципальную должность, была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере ** руб. С ДД.ММ.ГГГГ ему приостановлена выплата указанной доплаты к пенсии на основании Указа Главы – председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва». Считает прекращение выплаты доплаты к пенсии незаконным, так данный Указ от 04 мая 2012 года № 145 ухудшает его положение, вводя новые требования к получателям доплат, не предусмотренные законом и обратной силы не имеет. Просил признать приостановление с ДД.ММ.ГГГГ выплаты доплаты к трудовой пенсии незаконным, обязать произвести перерасчет и выплату доплаты к трудовой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и продолжать выплату доплаты к пенсии на прежних условиях. Взыскать с ответчика в его пользу ** руб. в счет возмещения расходов на уплату государственной пошлины, ** руб. в счет оплаты услуг представителя.
Решением Тоджинского районного суда Республики Тыва от 22 июня 2016 года иск К. к Управлению труда и социального развития Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным решения о приостановлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, взыскании невыплаченной доплаты к пенсии, возложении ежемесячно начислять и выплачивать доплату к трудовой пенсии удовлетворен полностью.
Не согласившись с решением суда представитель ответчика Управления труда и социального развития Тоджинского кожууна Республики Тыва ** подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что субъект Российской Федерации может реализовать свои полномочия по установлению лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных гарантий в виде денежных выплат при условии достаточного уровня наполнения бюджета собственными доходами. То есть при недостаточности собственных средств бюджета введение новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счёт средств федерального бюджета, если регион является дотационным, что не соответствует положениям бюджетного законодательства, противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В Республике Тыва отсутствует нормативный акт, регулирующий порядок выплаты доплаты пенсий государственным служащим, в связи с чем, решение суда о выплате доплаты к пенсии после отмены правовых норм, предусматривающих данную гарантию, не основано на законе и означает нецелевое использование бюджетных средств.
Истец К. в заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика Управления труда и социального развития Тоджинского кожууна Республики Тыва в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, в письменном заявлении просил отложить судебное заседание, судебная коллегия признает его неявку по не уважительной причине, в связи с чем рассматривает дело без его участия согласно ст.167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведённые нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путём введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 42 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, а также ст.ст. 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности и выборные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления, в силу чего муниципальные органы имеют право корректировать правила исчисления доплат к государственной пенсии в зависимости от имеющихся у него финансовых возможностей.
Закон Республики Тыва от 12 января 2000 года № 389 (ред. от 19.06.2013 г.) «О муниципальной службе» закрепил, что органы местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования могут устанавливать ежемесячные доплаты, в том числе с учётом стажа муниципальной службы, к пенсионному обеспечению муниципального служащего с использованием средств соответствующего местного бюджета в порядке, определяемом законом Республики Тыва (статья 23 Закона).
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих органов местного самоуправления возложены федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые располагают полномочиями самостоятельно вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных бюджетных средств дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий этим служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Следовательно, муниципальное образование вправе при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Поскольку доплаты за выслугу лет лицам, замещающим выборные муниципальные должности, выплачиваются дополнительно к установленной этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких доплат и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение лиц, замещавших выборные муниципальные должности, в том числе и К.
Сторонами не оспаривается тот факт, что К. имеет стаж муниципальной должности 18 лет.
На основании решения Хурала представителей Тоджинского кожууна Республики Тыва от 02 октября 2006 года № 21 истцу назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии, составляющая ** % месячного денежного содержания.
В целях реализации Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» администрацией Тоджинского кожууна принято постановление администрации Тоджинского кожууна от 23 октября 2012 года № 519 «О реализации Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» (далее постановление от 23 октября 2012 года № 519).
Постановлением от 23 октября 2012 года № 519 утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности Тоджинского кожууна и выборные муниципальные должности Тоджинского кожууна (далее Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что лица, замешавшие на постоянной основе муниципальные должности Тоджинского кожууна не мене 10 лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, получавшие денежные вознаграждение за счет средств муниципального бюджета имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
Пунктом 3 Положения закреплялось, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, указанным в пункте 2, устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении муниципальной должности Тоджинского кожууна от 10 до 15 лет – 55 процентов, свыше 15 лет – 75 процентов их денежного вознаграждения.
Стороны не оспаривают тот факт, что прекращение с ДД.ММ.ГГГГ выплаты истцу доплаты к пенсии связано с утверждением вышеуказанного Положения, которым истец не соответствовал.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования К., суд первой инстанции исходил из того, что положения предусматривающие, изменение органами местного самоуправления правил назначения доплаты к трудовым пенсиям и их размера, нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение лиц, занимавших муниципальные должности, не должно распространяться на истца, поскольку оно не имеет обратной силы.
С данным выводом судебная коллегия не согласна, поскольку он сделан на неправильном применении норм материального права.
Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением лиц, замещавших муниципальные должности, исходя из положений ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, и муниципальным служащим носят длящийся характер, условия и порядок расчёта получаемой истцом пенсии изменён на будущее время после издания органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства лиц, замещавших выборные муниципальные должности независимо от момента назначения им указанной пенсии.
В контексте изложенного судебная коллегия исходит из того, что применение Положения в настоящем деле возможно в силу права органов местного самоуправления самостоятельно регулировать отношения по определению размера доплаты к пенсии, оснований для их назначения и выплат. То есть к спорным правоотношениям применимо правило о том, что старый нормативный акт отменяется принятием нового, и вновь принятый нормативный правовой акт может устанавливать новую норму, изменять, приостанавливать и даже отменять старую.
Поскольку Положением были введены новые критерии, на основании которых сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного вознаграждения по муниципальной должности, то истец не соответствует данным требованиям.
Исходя из сведений о трудовой пенсии истца, его месячного денежного содержания размер доплаты составил ** руб. (л.д. 14).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер трудовой пенсии истца составлял ** руб. ** коп.
Таким образом, размер трудовой пенсии истца и доплаты к ней составляет ** руб. ** коп. (пенсия ** руб. ** коп. + доплата ** руб.)
Из справки расчета (л.д. 15) а также из возражения видно, что размер должностного оклада ранее занимаемой истцом должности оставлял ** руб. х 1,09 (индексация 01.04.2009 г.) = ** руб. х 2,8 х 1,5 = ** руб. (размер месячного содержания по ранее занимаемой истцом должности).
75% от размера месячного содержания по ранее занимаемой истцом должности составляет ** руб., что не превышает размер трудовой пенсии истца и доплаты к ней.
Поскольку Положение связывает невозможность выплаты доплаты с превышением 75% от месячного денежного содержания по должности, а в настоящем деле указанный предел был превышен, то оснований для начисления и выплаты К. ежемесячной доплаты к пенсии не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что с момента издания Положения у Управления социального развития Тоджинского кожууна Республики Тыва имелись правовые основания для приостановления начисления и выплаты истцу доплаты к трудовой пенсии.
Кроме того, Положение связывает выплату доплаты к пенсии лицам, имеющим государственные награды. В данном случае истцом также не представлено сведений о наличии у него государственных наград.
В силу п.1 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к государственной пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от одного до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.
Согласно п.2 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва», лица, замещавшие должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации».
Ежемесячная доплата к государственной пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Пунктом 8 данного Указа, органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии лицам, замещавшим выборную муниципальную должность, муниципальные должности муниципальной службы, с учетом положений настоящего указа за счет собственных средств.
Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 г. №205 утратил силу в связи с изданием Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 г. №145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва», п.1 которого установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от десяти до пятнадцати лет - 55 процентов, свыше пятнадцати лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.
В силу п. 2 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 г. №145 лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет и имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2014 года признаны недействующими абзац первый пункта 1 в части слов «не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва», абзац второй пункта 1 в части слов «от десяти до пятнадцати лет» и «свыше пятнадцати лет» Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145, а также абзац первый пункта 2 в части слов «не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва», абзац первый пункта 3 в части слов «от десяти до пятнадцати лет» и «свыше пятнадцати лет» и абзац второй пункта 28 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. N 511 с момента принятия указанного решения.
Пунктом 11 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 №145 органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии лицам, замещавшим муниципальную должность, муниципальные должности муниципальной службы, с учетом положений данного Указа за счет собственных средств.
Как Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205, так и Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от мая 2012 года №145 разграничивали основания для назначения и порядок расчётов доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва.
Ст. 30 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Установленная органом государственной власти Республики Тыва доплата к государственной пенсии лицам, занимавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, в отличие от гарантированного Конституцией Российской Федерации социального обеспечения (государственных пенсий), не носит бессрочный характер.
Условия выплаты и порядок расчёта получаемой истцом доплаты к пенсии изменены органом государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках его правомочий по самостоятельному регулированию указанных отношений, в том числе по определению оснований для назначения и выплаты доплаты к государственной пенсии и её размера.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-0, от 15 января 2008 года N 107-0-0 и N 108-0-0). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Из приведённых законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных служащих, осуществляемого за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих субъекта Российской Федерации. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующего субъекта Российской Федерации, то он с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Также судебная коллегия исходит из того, что право субъекта Российской Федерации на установление дополнительных гарантий бывшим государственным служащим не является безусловным.
Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.
Реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.
Соответственно, реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
При недостаточности собственных средств бюджета введение нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счёт средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счёт собственных средств выполнять свои расходные обязательства.
Из приказов Министерства финансов Российской Федерации от 09 декабря 2014 года №453 и от 29 октября 2015 года № 409 следует, что Республика Тыва входит в перечень субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Тыва от 28 декабря 2015 года № 139-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2016 год» прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета утвержден в сумме 19524895,7 тыс. руб.; общий объем расходов республиканского бюджета - в сумме 19990941,1 тыс. руб.; дефицит республиканского бюджета - сумме 466045,4 тыс. руб.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что после отмены Указов Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 и Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года №145 продолжение выплаты доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям федерального законодательства.
Изменение органами государственной власти республики и органами местного самоуправления ранее установленных условий и порядка назначения и расчета указанных ежемесячных доплат к трудовой пенсии не свидетельствует о снижении уровня их прав в области пенсионного обеспечения.
Указанная мера по своей юридической природе являлась дополнительным обеспечением лиц данной категории, предоставляемым им за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому изменение правил предоставления таких дополнительных выплат, равно как и их отмена, не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах.
С учётом приведённых обстоятельств постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 22 июня 2016 года отменить, принять новое решение следующего содержания:
«В удовлетворении искового заявления К. к Управлению труда и социального развития Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным решения о приостановлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, взыскании невыплаченной доплаты к пенсии, возложении ежемесячно начислять и выплачивать доплату к трудовой пенсии отказать».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 сентября 2016 года.
Председательствующий
Судьи