Решение по делу № 33-20235/2023 от 15.11.2023

Судья Казакова Л.Д. УИД 16RS0046-01-2023-007141-06

Дело № 2-5540/2023

Дело № 33-20235/2023

Учет № 069 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 декабря 2023 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гиниатуллиной Ф.И. и Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой Л.Х.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Галявиевой Л.Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 14 сентября 2023 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500) произвести с 1 февраля 2023 года перерасчет пенсии Абдульмановой Мадины Галимзяновны (СНИЛС 054-095-578 69) с учетом среднемесячного заработка, указанного в справке от 5 июля 2022 года № 2750-2022/с, выданной МБУ Архив документов по личному составу» города Набережные Челны.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Галявиевой Л.Р., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Абдульманова М.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о перерасчете пенсии.

В обоснование исковых требований истец указала, что 23 января 2023 года в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан было направлено заявление о перерасчете пенсии с учетом заработка за 2000 - 2001 годы и приложены две справки из архива: от 5 июля 2022 года № 2750-2022/с и от 5 июля 2022 года № 2750-2022/c/1. В связи с обращением через портал Правительства Республики Татарстан об отсутствии перерасчета, было получено письмо от 12 мая 2023 года № 25-02/14970/л о том, что заявление истцом подано 7 апреля 2023 года и по данному заявлению вынесено решение о продлении сроков перерасчета пенсии. Истец не согласна с решением Фонда о фактическом отказе в перерасчете пенсии по состоянию на дату подачи иска по следующим основаниям. Фонд не произвел перерасчет пенсии по представленной справке от 5 июля 2022 года № 2750-2022/c, выданной МБУ «Архив документов по личному составу» города Набережные Челны, поскольку данные справки не соответствуют данным лицевого счета - на основании сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в связи с чем проверяется обоснованность их выдачи. Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица работодатель - страхователь представил сведения о заработке только за 2000 год, более того - согласно справке 5 июля 2022 года № 2750- 2022/c, за 2001 год - не осуществлял и соответствующие платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации. То есть работодатель как страховщик не выполнял свои обязанности, предусмотренные законом. Истец считает, что Фонд не выполнил свои обязанности по контролю за достоверностью сведений. То есть были все основания для проверки страхователя и осуществление мероприятий, обязывающих работодателя представить спорные сведения о заработке (юридическое лицо ОАО «Боровецкое» ликвидировано 31 января 2012 года). На день подачи иска ОАО «Боровецкое» ликвидировано (согласно выписки из ЕГРЮЛ ликвидация произошла 31 января 2012 года на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства). Истец не может обратиться к работодателю с просьбой о корректировке лицевого счета. На основании изложенного истец просила произвести с 1 февраля 2023 года перерасчет ее пенсии с учетом среднемесячного заработка, указанного в справке от 5 июля 2022 года № 2750-2022/с, выданной МБУ «Архив документов по личному составу» города Набережные Челны.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признала, представила отзыв на исковое заявление.

Судом принято решение об удовлетворении исковых требований истца в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Галявиева Л.Р. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что пенсионный орган не может произвести расчет размера пенсии, поскольку расчет пенсии истца с учетом заработка, указанного в архивной справке от 5 июля 2022 года № 2750-2022/с, путем деления на 24 месяца (2000 - 2001 года), в отсутствие сведений о заработке Абдульмановой М.Г. за 2001 год в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, повлечет нарушение Отделением нормы действующего законодательства, предполагающего учет заработка за 2000 - 2001 годы, за которые не начислялись страховые взносы, исключительно по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. На индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Абдульмановой М.Г. сведения о зарплате за период в ОАО «Боровсцкое» с 1 января 2001 года по 31 декабря 2001 года отсутствуют. Согласно сведениям, указанным в справке от 5 июля 2022 года № 2750-2022/с, страховые взносы на заработную плату за 2001 год не начислялись. Расчет пенсии истца путем деления заработка указанного в архивной справке от 5 июля. 2022 года № 2750-2022/с на 60 месяцев, с применением нормы, позволяющей учитывать среднемесячный заработок за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями, также не представляется возможным, поскольку страховые взносы на заработок за 2001 год не начислялись, а указанный расчет определения среднемесячного заработка для истца невыгоден и приведет к уменьшению размера пенсии.

В своем возражении на апелляционную жалобу представитель истца Абдульмановой М.Г. – Насырова Г.Ф. просит решение суда оставит без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Галявиева Л.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Истец Абдульманова М.Г. на судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав объяснения явившегося лица, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

С 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 18 указанного Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

К лицам, указанным в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», относятся граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом о страховых пенсиях.

Согласно частям 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона о страховых пенсиях.

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Согласно статьи 5 данного закона, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Индивидуальный (персонифицированный) учет – организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации; индивидуальный лицевой счет застрахованного лица – документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации.

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.Застрахованное лицо в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, вправе обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд (статья 14 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Судом установлено и из материалов дела следует, что с 20 сентября 2015 года истец является получателем пенсии по старости бессрочно.

Абдульманова М.Г. зарегистрирована в системе обязательного государственного пенсионного страхования 5 июня 1999 года. В индивидуальном лицевом счете истца не имеется сведений о заработной плате истца за период работы в ОАО «Боровецкое» с 1 января 2001 года по 31 декабря 2001 года. Данный период включен в страховой стаж.

23 января 2023 года истцом в пенсионный орган было направлено заявление о перерасчете пенсии с учетом заработка за 2000 - 2001 годы, и приложены две справки из архива: от 5 июля 2022 года № 2750-2022/с и от 5 июля 2022 года № 2750-2022/c/1.

Решением пенсионного органа от 12 июля 2023 года истцу было отказано в перерасчете страховой пенсии, поскольку согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сведения о заработной плате за период работы в ОАО «Боровецкое» с 1 января 2001 года по 31 декабря 2001 года отсутствуют.

Полагая, что ее права нарушены, истец Абдульманова М.Г. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, признавая доводы представителя ответчика необоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с положениями пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.

В соответствии с абз. 7 пункта 3 статьи 30 указанного выше Закона, при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), их назначения (установления) и перерасчета их размера, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 16/19па (действовал до 01 января 2015 года), определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Пунктом 15 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», утратившим силу с 1 января 2022 года в связи с изданием Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 года № 538н, было установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренные Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Как указано в пункте 15 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 года № 538н, для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренные Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Согласно подпункту 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях», определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.

Согласно архивной справке от 5 июля 2022 года № 2750-2022/с, в документах архивного фонда ОАО «Боровецкое» за 2000 - 2001 года в лицевых счетах имеются сведения о заработной плате Абдульмановой М.Г., 20 сентября 1960 года рождения, за период с ноября 2000 года по декабрь 2001 года, при этом отчисления в Пенсионный фонд производились только в ноябре и декабре 2000 года.

Согласно записям в трудовой книжке, Абдульманова М.Г. работала в ОАО «Боровецкое» с 15 ноября 2000 года по 31 июля 2007 года в качестве изготовителя полуфабрикатов, затем продавца.

Таким образом, работа истца в спорный период подтверждается записью в трудовой книжке, которая является одним из доказательств о трудовом стаже и о факте работы в данном учреждении, а также архивной справкой от 5 июля 2022 года № 2750-2022/с.

На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования истца, возложив на ответчика обязанность произвести с 1 февраля 2023 года перерасчет пенсии Абдульмановой М.Г. с учетом среднемесячного заработка, указанного в справке от 5 июля 2022 года № 2750-2022/с, выданной МБУ Архив документов по личному составу» города Набережные Челны.

Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой, установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.

Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 14 сентября 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Галявиевой Л.Р. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 19 декабря 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-20235/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Абдульманова Мадина Галимзяновна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ
Другие
Насыров Роман Александрович
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Субботина Лилия Рафхатовна
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
15.11.2023Передача дела судье
18.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2023Передано в экспедицию
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее