ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88а-21341/2024
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 30 августа 2024г.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Морозковой Е.Е.,
судей Бельмас Н.А. и Стаховой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№2а-3822/2024) по кассационной жалобе Залевиной <данные изъяты>, Степаненко <данные изъяты> и Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2024г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 августа 2024г. (№33а-22603/2024) по административному исковому заявлению Залевиной А.Р., Степаненко А.С. к Территориальной избирательной комиссии № 18 о признании незаконными и отмене решений об отказе в регистрации кандидатом в депутаты
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е., объяснения представителя Территориальной избирательной комиссии №18 Орлова А.В., а также заключение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г., судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Залевина А.Р., Степаненко А. С. обратились в суд с иском к Территориальной избирательной комиссии №18 (далее - ТИК №18), в котором просили признать незаконными и отменить решение ТИК № 18 от 14 июля 2024г. №52-4, решение ТИК № 18 от 14 июля 2024г. №52-5, обязать ТИК 18 зарегистрировать административных истцов Залевину А.Р., Степаненко А.С. кандидатами в депутаты Муниципального совета по многомандатному избирательному округу № 182, обратить решение к немедленному исполнению, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В обоснование указали, что они представили в ТИК № 18 Санкт-Петербурга необходимые документы для регистрации в качестве кандидатов в депутаты на выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Посадский седьмого созыва по многомандатному избирательному округу № 182. Оспариваемыми решениями ТИК №18 административным истцам отказано в регистрации кандидатами в депутаты Муниципального Совета на основании подпункта "б" и "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014г. N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт- Петербурга N 303-46).
Административные истцы не согласны с основаниями отказа им в регистрации кандидатами в депутаты, поскольку были выдвинуты избирательным объединением Санкт- Петербургское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (далее - СПб РО РОДП «ЯБЛОКО») в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга № 303-46 с представлением решений конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» (4 этап) о выдвижении кандидатов по соответствующему многомандатному избирательному округу.
Полагают, что административным ответчиком не правильно применены положения п. 15.2.1 Устава РОДП «ЯБЛОКО» о необходимости созыва новой Конференции для выдвижения кандидатов в депутаты, вместе с тем согласно пунктам 13.8, 15.3.1, 15.2, 15.3.7, 15.3.10, 18.3 Устава Конференция может проходить в несколько этапов, первый этап конференции состоялся 01 октября 2022г., и очередные заседания высших руководящих органов регионального отделения могут проходить в течение срока полномочий руководящих и контрольно-ревизионных органов. Руководящие и контрольно-ревизионные органы СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» были избраны 01 октября 2022г. сроком на 2 года, следовательно, этапы конференции могли проходить вплоть до 01 октября 2024г. Второй этап Конференции проводился 24 мая 2023г., третий этап 09 ноября 2023г., выдвижение истцов проходило на заседании 4-го этапа XX Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО», созванного в соответствии с Уставом. Выводы административного ответчика в оспариваемых решениях, что в нарушение п. 15.3.8 Устава полномочия делегатов не были подтверждены решением высшего руководящего органа, противоречат положениям Устава, поскольку полномочия всех делегатов Конференции в соответствии с п. 15.3.8 Устава были подтверждены избранной Конференцией мандатной комиссии на заседании первого этапа 01 октября 2022г. Также, в оспариваемых решениях от 14 июля 2024г. указано, что в ходе проведения 24 июня 2024г. мероприятия были нарушены пункты 14.10, 14.16, 14.17 Устава, при этом данные нарушения ничем не подтверждены. Кроме того, в оспариваемых решениях административный ответчик вышел за пределы своих дискреционных полномочий.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2024г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-петербургского городского суда от 8 августа 2024г., в удовлетворении административных исков Залевиной А.Р., Степаненко А.С. отказано.
В кассационной жалобе Залевина А.Р., Степаненко А.С. просят отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Посадский от 18 июня 2024г. № 4/01 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт- Петербурга муниципальный округ Посадский седьмого созыва.
Решение Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Посадский от 18 июня 2024г. № 4/01, опубликовано в газете «Посадский вестник».
Административные истцы выдвинуты избирательным объединением Санкт-Петербургское региональное отделение Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО».
4 июля 2024г. Степаненко А.С. уведомил ТИК № 18 о своем выдвижении кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Посадский седьмого созыва по многомандатному избирательному округу № 182, представил необходимые документы для регистрации кандидата, о чем 4 июля 2024г. и 5 июля 2024г. ему были выданы письменные подтверждения о получении документов.
Залевина А.Р. 5 июля 2024г. уведомила ТИК № 18 о своем выдвижении кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Посадский седьмого созыва по многомандатному избирательному округу № 182, представила необходимые документы для регистрации кандидата, о чем 5 июля 2024г. ей выдано письменное подтверждение о получении документов.
Извещениями административные истцы уведомлены об отсутствии решения о выдвижении кандидата по многомандатному избирательному округу № 182, которое кандидат вправе предоставить не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, которое было назначено на 14 июля 2024г.
Решением ТИК № 18 от 14 июля 2024г. № 52-4 Степаненко А.С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Посадский седьмого созыва по многомандатному избирательному округу № 182 на основании пп. «б» и пп. «в» п. 4 ст. 29 Закона Санкт-Петербурга о № 303- 46.
Решением ТИК № 18 от 14 июля 2024г. № 52-5 Залевиной А.Р. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Посадский седьмого созыва по многомандатному избирательному округу № 182 на основании пп. «б» и пп. «в» п. 4 ст. 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.
Из оспариваемых решений ТИК №18 от 14 июля 2024г. следует, что в рамках проверки соблюдения требований законодательства к выдвижению кандидатов в депутаты ТИК № 18 установлено, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 13.8 Устава Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» высшим руководящим органом СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» является Конференция СПб РО РОДП «ЯБЛОКО». Как следует из Решения Федерального Бюро Российской объединенной демократической партией «ЯБЛОКО», XX Конференция СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» была созвана для решения конкретного вопроса, указанного в абзаце втором пункта 15.2.1 Устава - избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов СПб РО РОДП «ЯБЛОКО». Следовательно, после разрешения вопроса о формировании указанных органов СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» начался срок их полномочий, составляющий в соответствии с пунктом 15.5.1 Устава два года. После избрания руководящих и контрольно- ревизионных органов СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» цель созыва XX Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» была достигнута, а повестка дня, указанная в Решении Федерального Бюро Российской объединенной демократической партией «ЯБЛОКО» № 2873 от 7 июня 2022г. исчерпана. При этом в силу прямого указания пункта 15.2.1 Устава очередные заседания высших руководящих органов созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в течение срока полномочий руководящих и контрольно-ревизионных органов. Вместе с тем на протяжении срока полномочий действующих в настоящее время руководящих и контрольно-ревизионных органов СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» Конференция в порядке, определенном Уставом, не созывалась.
Учитывая изложенное, ТИК № 18 пришла к выводу о том, что мероприятие по выдвижению кандидатов - Конференция СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» в установленном Уставом порядке не инициировалось, не созывалось и не проводилось, вследствие чего решение о выдвижении кандидатов на выборах депутатов внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Посадский седьмого созыва по многомандатному избирательному округу №182 уполномоченным органом СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» не принималось.
Кроме того, административный ответчик в оспариваемых решениях указал, что не подтверждение полномочий делегатов в установленном пунктом 15.3.8. Устава порядке, влечет за собой ничтожность всех последующих юридических действий, совершаемых как в отношении делегатов, полномочия которых не подтверждены в порядке, определенном Уставом, так и самими делегатами. В частности, выдачу бюллетеней для <данные изъяты> голосования (по каждому голосованию), которая является регистрацией участников голосования на заседании коллегиального органа и по которой определяется кворум для проведения заседания и для определения результатов каждого голосования (пункт 14.6). Невозможность установления кворума для законного принятия решений в силу пунктов 14.26, 14.26.2 Устава приводит к ничтожности принятых решений, которые не подлежат исполнению и не порождают обязательств для лиц, которым они адресованы.
Отказывая в удовлетворении заявленных административными истцами требований, суд первой инстанции исходил из того, что решения ТИК № 18 от 14 июля 2024г. № 52-4, №52-5 вынесены в соответствии с законодательством, регулирующим спорные правоотношения, поскольку в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014г. N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" не были соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные федеральным законом "О политических партиях", и в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 29 указанного выше Закона Санкт- Петербурга №303-46 не представлено решение конференции регионального отделения партии о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) и Закон Санкт- Петербурга от 26 мая 2014г. №303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга № 303-46).
В соответствии со статьей 75 Федерального закона N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014г. №303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга (для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, - также при наличии решения о выдвижении, указанного в пункте 7 статьи 24 настоящего Закона Санкт-Петербурга), иных документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при условии поддержки выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в статье 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 29 Закона Санкт- Петербурга № 303-46 основаниями отказа в регистрации кандидата явились:
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 3 статьи 24 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт- Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом (пункт 1). Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (пункт 2).
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона № 67- ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений <данные изъяты> голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 94 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023г. № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что несоблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях», который предписывает политической партии, ее региональному отделению или иному структурному подразделению принимать решение о выдвижении кандидата, списка кандидатов соответственно на съезде, конференции либо общем собрании, заседании иного органа политической партии <данные изъяты> голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом и уставом политической партии исключительно к выдвижению кандидата, списка кандидатов, которые не позволяют однозначно сделать вывод о поддержке членами политической партии выдвигаемых кандидатов, списка кандидатов в целом либо каждого кандидата, включенного в список кандидатов, в том числе по конкретному избирательному округу, влечет отказ в заверении списка кандидатов, отказ в регистрации, отмену решения о регистрации, отмену регистрации кандидата, списка кандидатов (например, нарушение процедуры проведения партийного мероприятия, в том числе нарушение порядка голосования, недостатки оформления протокола, не позволяющие установить ход партийного мероприятия, и несоблюдение иных требований к содержанию и оформлению решения о выдвижении).
Согласно подпункту «в» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга №303-46 при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 11 июля 2001г.№ 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие в том числе, порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов; порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях» решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Как усматривается из материалов дела, согласно подтверждению о получении документов о выдвижении кандидатов, административными истцами в Территориальную избирательную комиссию №18, помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга№ 303-46, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга, в установленный срок были представлены: выписки из протокола № 4 XX Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» от 24 июня 2024г. о выдвижении кандидатами Залевиной А.Р., Степаненко А.С. в депутаты на выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования города федерального значения Санкт- Петербурга муниципальный округ Посадский седьмого созыва по многомандатному избирательному округу № 182.
Вывод о нарушении порядка выдвижения сделан судами при правильном анализе положений действующего законодательства и Устава РОДП «ЯБЛОКО» (далее - Устав, Устав партии).
Решением Федерального Бюро Российской объединенной демократической партией «ЯБЛОКО» № 2873 от 7 июня 2022г. была созвана Конференция по избранию руководящих и контрольно-ревизионных органов Санкт-Петербургского регионального отделения Российской объединенной демократической партией «ЯБЛОКО». Указанным решением установлена норма представительства на Конференцию.
Решение Федерального Бюро РОДП «ЯБЛОКО» № 2873 от 7 июня 2022г. принято в соответствии с пунктом 16.8.5.4.1. Устава РОДП «ЯБЛОКО» согласно которому Федеральное Бюро РОДП «ЯБЛОКО» может созывать Конференции (Общие собрания) структурных подразделений и устанавливать нормы представительства на них, а также принимать решения о закрытии Конференций структурных подразделений.
Таким образом, Федеральное Бюро РОДП «ЯБЛОКО» созвало Конференцию по избранию руководящих и контрольно-ревизионных органов СПб РО РОДП «ЯБЛОКО».
В период с 14 июня по 23 октября 2022г. прошли заседания общих собраний местных отделений СПб РО РОДП «ЯБЛОКО», на которых в совокупности было выбрано 14 делегатов Конференции и 13 резервных делегатов.
Руководящие и контрольно-ревизионные органы СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» были избраны 1 октября 2022г. на XX Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО».
После избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» (1 октября 2022г. на XX Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО») цель созыва Конференция СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» была достигнута, и исчерпана повестка дня, указанная в Решении Федерального Бюро РОДП «ЯБЛОКО».
Согласно пункту 15.5.1 Устава руководящие органы региональных отделений, в том числе Председатель регионального отделения и его заместители, а также контрольно-ревизионные комиссии региональных отделений, руководящие органы структурных подразделений, Председатели структурных подразделений и их заместители, контрольно-ревизионные комиссии (Ревизоры) структурных подразделений избираются на два года.
При этом пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 11 июля 2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон «О политических партиях») определена периодичность избрания руководящих органов регионального отделения политической партии - не реже одного раза в 5 (пять) лет.
Уставом политической партии может быть установлена иная периодичность в рамках, определенных законом (то есть, чаще чем раз в 5 (пять) лет).
В частности, Уставом (пункт 15.5.1) определена периодичность избрания руководящих органов регионального отделения - один раз в 2 (два) года.
После разрешения вопроса о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» (с 1 октября 2022г.) начался срок их полномочий, составляющий в соответствии с пунктом 15.5.1 Устава 2 (два) года.
Следует учитывать, что понятие «избрание» и в Федеральном законе «О политических партиях», и в Уставе применяется только в отношении постоянно действующих, а не высших руководящих органов регионального отделения политической партии (Конференции).
Высшие органы управления не избираются, а созываются, поскольку не являются постоянно действующими, а осуществляют свою деятельность сессионно, в форме заседаний.
При этом ни Федеральный закон «О политических партиях», ни иные законодательные акты, ни Устав не оперируют понятием «срок полномочий» применительно к высшим руководящим органам регионального отделения политической партии (Конференции).
Таким образом, у Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» отсутствует определенный срок полномочий, но имеется установленная в пункте 15.2.1 Устава периодичность заседаний.
Согласно пункту 15.2.1 Устава очередные заседания высших руководящих органов (то есть, Конференция) созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в течение срока полномочий руководящих и контрольно-ревизионных органов:
- для избрания руководящих, контрольно-ревизионного и иных органов, предусмотренных настоящим Уставом;
- для выдвижения кандидатов на занятие выборных должностей в органах государственной власти и местного самоуправления, а также кандидатов в депутаты представительного и законодательного органа государственной власти Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования;
- в других случаях, если проведение заседания высших коллегиальных органов заранее запланировано коллегиальными руководящими органами Партии.
Вопреки доводам административных истцов, понятие «заседание» и «этап» в Уставе не являются тождественными, этапы выделяются в рамках заседания (Конференции) (пункты 15.2, 15.2.2, 15.2.3, 15.3.7 Устава).
Следовательно, в пункте 15.2.1 Устава указывается именно на периодичность созыва очередных Конференций (заседаний Конференций), а не проведения этапов одной длящейся конференции.
В силу пункта 15.2.1 Устава для выдвижения кандидатов на занятие выборных должностей в органах государственной власти и местного самоуправления, а также кандидатов в депутаты представительного и законодательного органа государственной власти Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования должна быть созвана Конференция.
При этом в силу прямого указания пункта 15.2.1 Устава очередные заседания высших руководящих органов (то есть, Конференция) созываются не реже одного раза в течение срока полномочий руководящих и контрольно-ревизионных органов.
Под созывом очередных заседаний высших руководящих органов (Конференции) в пункте 15.2.1 Устава понимается именно созыв Конференции с соблюдением всех определенных Уставом требований к процедуре такого созыва, в том числе избранию делегатов на конференциях (общих собраниях) местных и первичных отделений РОДП «ЯБЛОКО».
В течение одного двухлетнего срока полномочий руководящих и контрольно-ревизионных органов СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» возможен созыв нескольких конференций (заседаний Конференций). Однако одна Конференция не может осуществлять свои полномочия на протяжении более чем одного срока полномочий руководящих и контрольно-ревизионных органов СПб РО РОДП «ЯБЛОКО», поскольку именно с этим сроком Устав связывает обязанность созыва новой Конференции.
На основании изложенного, в силу пунктов 15.2.1 и 15.5.1 Устава после 1 октября 2022г. (после начала течения срока полномочий высших руководящих органов (то есть, Конференции), а именно, в установленную пунктом 5.2.1 Устава периодичность заседаний) должна быть созвана Конференция.
Согласно пункту 18.4.4.7 Устава Конференцию (Общее собрание) регионального отделения созывает Региональный Совет СПб РО РОДП «ЯБЛОКО».
Как следует из материалов дела, вместо созыва новой Конференции для выдвижения кандидатов на выборы, как того требуют пункты 15.2.1 и 15.5.1 Устава, Региональный совет СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» (Решение № 12 от 6 июня 2024г.) созвал очередное заседание (4-й этап) XX Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО».
При этом 1 октября 2022г. на XX Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО», которая была созвана в соответствии с пунктом 16.8.5.4.1. Устава Федеральным Бюро РОДП «ЯБЛОКО» по избранию руководящих и контрольно-ревизионных органов СПб РО РОДП «ЯБЛОКО», цель созыва XX Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» была достигнута, а повестка дня, указанная в Решении Федерального Бюро РОДП «ЯБЛОКО» исчерпана.
Федеральное Бюро РОДП «ЯБЛОКО», указав в Решении № 2873 от 7 июня 2022г. цель созыва Конференции непосредственно по избранию руководящих и контрольно-ревизионных органов, также исходило из положений Устава, так как понимало, что впоследствии необходимо будет созвать новую Конференцию.
Новая Конференция в соответствии с пунктами 15.2.1 и 15.5.1 Устава, в установленную Уставом периодичность ее созыва, не созывалась.
XX Конференция СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» созвана до начала срока полномочий действующих в настоящее время руководящих и контрольно-ревизионных органов СПб РО РОДП «ЯБЛОКО», которые на данной Конференции и были избраны.
После их избрания и начала течения срока их полномочий юридические действия, необходимые для созыва очередной Конференции, должны были быть произведены уполномоченными руководящими органами СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» заново, чего сделано не было.
Во исполнение указанного решения Председатель СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» своим распоряжением № 2 от 20 июня 2024г. определил, что очередное заседание (4-й этап) XX Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» состоится 24 июня 2024г.
24 июня 2024г. прошло мероприятие, поименованное как очередное заседание (4-й этап) XX Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО», на котором в том числе рассматривался вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты Муниципальных советов внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга.
Поэтому на протяжении срока полномочий действующих в настоящее время руководящих и контрольно-ревизионных органов СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» Конференция в порядке, определенном Уставом, не созывалась.
Вопросы, отнесенные к компетенции Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО», продолжали решаться на периодически созываемых этапах XX Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО», которым не предшествовала самостоятельная процедура созыва Конференции, установленная пунктами 15.2.2.1, 15.3.1, 15.3.3 - 15.3.5 Устава.
СПб РО РОДП «ЯБЛОКО», проигнорировав требования Устава в части обязательности созыва новой Конференции после начала течения нового двухлетнего срока полномочий руководящих и контрольно-ревизионных органов СПб РО РОДП «ЯБЛОКО», нарушило принцип периодичности созыва заседаний высшего руководящего органа регионального отделения политической партии.
Четвертый этап XX Конференции СПб РО РОДП «ЯБЛОКО», ошибочно именуемый в документах избирательного объединения «заседанием» и созванный без соблюдения требований к созыву заседания высшего руководящего органа СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» (Конференции), не может рассматриваться как мероприятие по выдвижению кандидатов на выборах представительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, выражающее волю членов РОДП «ЯБЛОКО», входящих в состав соответствующего регионального отделения.
На основании изложенного, мероприятие по выдвижению кандидатов - Конференция СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» в установленном Уставом порядке не инициировалось, не созывалось и не проводилось, вследствие чего решение о выдвижении кандидатов на выборах депутатов внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт- Петербурга уполномоченным органом СПб РО РОДП «ЯБЛОКО» не принималось.
Ссылки административных истцов на Положение созыва Конференции регионального отделения решением Федерального Бюро судебной коллегией отклоняются, поскольку в данном случае положение применяется при созыве Конференции решением Федерального Бюро в случае если в региональном отделении отсутствуют руководящие органы.
Однако с момента избрания руководящих органов регионального отделения, а именно с 01 октября 2022г. для выдвижения кандидатов в депутаты муниципального образования соответствующего округа полномочиями по созыву Конференции обладал Региональный Совет согласно пункту 18.4.4.7 Устава.
Необоснованными являются доводы о том, что Конференция не связана с повесткой дня, предложенной Федеральным Бюро, поскольку в рассматриваемом случае, именно цель Конференции, созванной по решению Федерального Бюро была достигнута, при этом исходя из положений Устава, вопросы для повестки дня формируются исходя из цели созыва. При этом, исходя из пояснений сторон, до проведения 01 октября 2022г. заседания Конференции, в СПб РОДП «ЯБЛОКО» отсутствовали длительное время руководящие органы.
Доводы о том, что Территориальная избирательная комиссия вышла за пределы полномочий противоречат положениям статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014г. № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».
В силу изложенного, у Территориальной избирательной комиссии №18 отсутствовали правовые основания для регистрации Залевиной А.Р. и Степаненко А.С. в качестве кандидатов в депутаты, как выдвинутых от избирательного объединения СПб РО РОДП «ЯБЛОКО», отсутствовали.
Соответственно, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Залевиной А.Р. и Степаненко А.С. требований.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2024г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 августа 2024г. оставить без изменения, кассационную жалобу Залевиной <данные изъяты>, Степаненко <данные изъяты>-без удовлетворения.
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2024г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 августа 2024г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 августа 2024г.