Решение по делу № 2а-569/2021 от 09.03.2021

Копия                                                                                                          Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ.                                                                       <адрес>

Реутовский городской суд <адрес> в составе: председательствующего федерального судьи Волковой Э.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: <адрес>, Юбилейный проспект, <адрес>, зал , административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Администрации <адрес> о признании необоснованным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, обязании устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратилась в суд с административным иском, в котором просит о признании необоснованным решения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведения пикета и шествия ДД.ММ.ГГГГг.; обязании устранить в полном объеме допущенные нарушение прав и свобод граждан путем согласования шествия и пикета ДД.ММ.ГГГГ с согласно поданным уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ.; обязании административного ответчика воздержаться от свершения действий, нарушающих права и свободы граждан РФ, предусмотренные ст. 31 Конституции РФ и ст. 11 Конвенции о правах человека путем создания препятствий к их осуществлению, необоснованного отказа в согласовании публичных мероприятий по чисто формальным или не предусмотренным законом основаниям.

В судебном заседании административный истец доводы административного иска поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации <адрес> возражал против удовлетворения требований административного истца, по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное заявление.

Проверив материалы дела, суд полагает требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.1 ст. 226 КАС РФ).

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Вопросы реализации гражданами вышеуказанных прав урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно ст. 2 указанного Федерального закона публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Одной из форм проведения публичного мероприятия является шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; а также пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Статьей 4 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в рамках организации публичного мероприятия определены ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Одной из указанных процедур, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.

В силу пункта 7 части 1 статьи 2 данного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Частью 3 статьи 7 Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи и санитарного обслуживания, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 8.1) реквизиты банковского счета организатора публичного мероприятия, используемого для сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Как следует из положений части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» орган местного самоуправления в трехдневный срок с момента получения уведомления организатора публичного мероприятия о проведении публичного мероприятия доводит до сведения организатора публичного мероприятия следующие обоснованные предложения: а) об изменении места проведения публичного мероприятия; б) об изменении времени проведения публичного мероприятия; в) об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ организаторами (ФИО4, ФИО2, ФИО3) было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикета ДД.ММ.ГГГГг., в соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ, с целью защиты прав ветеранов ВОВ, ветеранов военных действий, ветеранов труда, а также инвалидов, детей и всех жителей южной части г.о. <адрес>, права которых нарушены ввиду нарушения градостроительных норм, строительства многоэтажных домов и торговых центров вместо инфраструктуры.

Указанное уведомление было рассмотрено органом государственной власти в пределах своих полномочий. По результатам рассмотрения организаторам публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ. дан ответ , в котором указано, что в соответствии с распоряжением Главного управления территориальной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Перечень единых специально отведённых или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории <адрес>» местом для проведения публичных мероприятий на территории городского округа <адрес> определен сквер, расположенный за ДК «МИР», <адрес>.

Информация о единых специально отведенных местах, приспособленных для коллективного обсуждения общественно - значимых вопросов и выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, опубликована на официальных сайтах <адрес> и Администрации городского округа Реутов.

Исходя из вышеизложенного, указанное в уведомлении место проведения пикета Администрацией городского округа Реутов согласовано быть не может. С учетом изменения места проведения публичного мероприятия уведомление будет рассмотрено повторно.

В связи с полученным ответом ДД.ММ.ГГГГг. организаторами (ФИО4, ФИО2, ФИО3) было подано уведомление о согласии перенести место проведения пикета с участием до 50 человек на сквер за ДК «МИР» по адресу: <адрес>.

Административный истец указывает, что ввиду того, что все ветераны ВОВ, ветераны боевых действий, ветераны труда, инвалиды, а также все прочие жители <адрес>, чтобы добраться к месту проведения пикета, они вынуждены организовать шествие участников мероприятия от <адрес>, <адрес>, по наиболее безопасному и удобному для передвижения маршруту, для обеспечения безопасного достижения всеми участниками пикета места назначения, сквера за ДК «МИР» Реутов, <адрес>.

Указанное уведомление было рассмотрено органом государственной власти в пределах своих полномочий. По результатам рассмотрения организаторам публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ дан ответ , в котором указано, что в связи с тем, что содержание п.6 уведомления противоречит требованиям: п. 11 ч. 4 ст. 5 (организатор публичного мероприятия обязан требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности); ч. 4 ст. 6 (участник публичного мероприятия не вправе скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности), Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», проведение шествия и пикета ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Реутов согласовано быть не может.

Административный истец, считает отказ в согласовании даты публичного мероприятия необоснованным, так как в шествии и пикете принимает участие не только административный истец, а также участники мероприятия могут изменить формы и методы обеспечения общественного порядка по разумному и обоснованному соглашению сторон и не являются основанием для отказа в согласовании мероприятия.

ДД.ММ.ГГГГ., после согласования с предполагаемыми участниками и организаторами публичных мероприятий, как указывает административный истец, ею направлено уведомление на официальный адрес Администрации <адрес> о готовности участников мероприятия скорректировать формы и методы обеспечения общественного порядка, а именно: частично отказаться от применения гигиенических масок на улице, исключая места массового скопления людей (например, подземный переход под ЖД путями, который является объектом транспортной инфраструктуры, где ношение масок является обязательным согласно п. 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COV1D-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом"), а также отказаться от применения противогазов и противочумных костюмов (как указывает административный истец, в уведомлении указано, что такое применение «возможно», то есть, не является обязательным условием проведения мероприятия).

В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ. организаторы публичных мероприятий, кроме всего прочего указывают, что формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка - надлежащая осторожность участников мероприятия, передвижение исключительно по тротуарам и пешеходным зонам, без выхода на проезжую часть, переход через улицу только по пешеходным переходам на зеленый сигнал светофора, должное разъяснение участникам прав и обязанностей, а также правил поведения в общественных местах; соблюдение социальной дистанции не менее 1,5 м во время шествия и дистанции 2-3 м во время пикетирования, ношение СИЗ (масок и перчаток, возможно также применение противочумных защитных костюмов, респираторов, противогазов) для защиты от распространения инфекции.

Согласно Федеральному закону "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" участники публичных мероприятий не вправе скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности (пункт 1 части 4 статьи 6); организатор публичного мероприятия обязан требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места его проведения (пункт 11 части 4 статьи 5); совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий, в том числе связанных с сокрытием своего лица, и неисполнение организатором публичного мероприятия предусмотренных законом обязанностей, в том числе касающихся требования от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, являются основаниями для прекращения публичного мероприятия (пункты 2 и 3 статьи 16).

Исходя из разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1428-О "По жалобе граждан А., Б. и других на нарушение их конституционных прав положениями п. 1 ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 7 и ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым указано, что из содержания данных законоположений следует, что закрепленный в них запрет сокрытия участником публичного мероприятия своего лица, в том числе с помощью масок, средств маскировки, иных предметов, специально предназначенных для затруднения установления личности, распространяется на все формы (виды) публичных мероприятий, независимо от места их проведения, численности участников, преследуемых целей, обсуждаемых вопросов, выражаемых мнений и т.д. Его установление в законодательстве Российской Федерации, равно как и в законодательстве других европейских стран (Австрия, Бельгия, Дания, Германия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция и др.), продиктовано потребностями идентификации участников публичного мероприятия в интересах поддержания безопасности и общественного порядка, защиты прав и свобод граждан, в особенности при проведении массовых публичных акций. Обладая очевидным предупредительным эффектом, оказывающим заметное сдерживающее воздействие на поведение участников публичных мероприятий, такой запрет объективно препятствует появлению у них ощущения возможности безнаказанного совершения противоправных действий и способствует обеспечению условий для неотвратимого наступления ответственности за нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия, а потому не может рассматриваться в качестве не согласующегося с конституционно значимыми целями (статья 17, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем при оценке положения пункта 1 части 4 статьи 6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" важно учитывать, что сокрытие участниками публичного мероприятия своего лица (его части) может быть вызвано различными соображениями, не обязательно связанными с намерениями затруднить установление личности; запрет применения участниками публичного мероприятия средств, специально предназначенных для затруднения установления личности (маски, балаклавы, чулки и т.п.), сам по себе не препятствует использованию ими предметов (вещей), объективно имеющему своим следствием сокрытие лица, если оно обусловлено погодными (шарфы, платки, капюшоны и т.п.), медицинскими (бинты, марлевые повязки, респираторы и т.п.) или иными подобными причинами. Кроме того, поскольку данный Федеральный закон разрешает участникам публичных мероприятий использовать при их проведении плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации (пункты 4 и 6 статьи 2, пункт 3 статьи 4), они, соответственно, не лишены возможности размещать на своем лице отдельные элементы наглядной агитации, в частности наносить рисунки (надписи), наклеивать аппликации (стикеры), применять другие агитационные аксессуары.

В силу этого при квалификации тех или иных действий участников публичного мероприятия в качестве подпадающих под предусмотренный пунктом 1 части 4 статьи 6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" запрет на сокрытие своего лица необходимо обращать внимание на мотивы и цели таких действий, используемые способы и средства, наступившие последствия, их влияние на безопасность и общественный порядок, включая реагирование на замечания организатора публичного мероприятия и представителей правоохранительных органов.

Согласно пояснениям стороны административного ответчика, указанным в письменном отзыве и данным в ходе судебного разбирательства, следует следующее:

В соответствии с п. «м» пп.1, ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

<адрес> в пределах своей компетенции принимает решение об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт «в.2» ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 110/2005-ОЗ "О защите населения и территории <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Согласно пп.«а» п.24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из режимов функционирования указанных в настоящем пункте, в том числе, режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Как следует из п.25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются: обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации; границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации; силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации; должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.

Пунктом 34 Постановления Губернатора МО от ДД.ММ.ГГГГ N 108-ПГ "О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории <адрес>", установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы.

Подпункты 1,7 пункта 5 указанного выше Постановления Губернатора МО от ДД.ММ.ГГГГ N 108-ПГ обязывает граждан: соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальная дистанция), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; с ДД.ММ.ГГГГ использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования (в том числе на всех объектах розничной торговли, аптеках, общественном транспорте, включая перевозку пассажиров и багажа по заказу, легковым такси, железнодорожном транспорте, железнодорожных вокзалах, станциях, пассажирских платформах, пешеходных настилах, мостах и тоннелях, на всех предприятиях, продолжающих свою работу, в местах общего пользования многоквартирных домов, медицинских организациях).

Подпунктом 2 пункта 6 Постановления Губернатора МО от ДД.ММ.ГГГГ N 108-ПГ "О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории <адрес>", запрещено проведение на территории <адрес> публичных мероприятий, за исключением случаев, установленных настоящим постановлением.

В связи с чем, как указывает административный ответчик, публичные мероприятия предусмотренные Федеральным закон от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведению не подлежат и не могут быть согласованы.

В соответствии с пп.5 п.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.

Согласно п.2 ст.16 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" основанием прекращения публичного мероприятия являются создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц.

Исходя из позиции административного ответчика, при указанных обстоятельствах, заявленное к проведению публичное массовое мероприятие, в виде шествия и пикета, не подлежит проведению.

Также административный ответчик указывает, что согласно пункту 11 части 4 статьи 5 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия.

Установленное ограничение направлено на обеспечение безопасности участников публичного мероприятия, а также иных лиц, на обеспечение правопорядка в период его проведения.

Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 484-О-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 705-О-О).

Из смысла ст. ст. 218, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Предусмотренная законом совокупность условий для удовлетворения административного иска отсутствует.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ предъявление иска (заявления) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

При этом лицо, обращающееся за судебной защитой, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.

Частью 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Разрешая возникший спор, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска ФИО4, так как, в соответствии с предоставленными полномочиями и требованиями закона органом местного самоуправления было в установленном порядке рассмотрено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичного мероприятия. По результатам рассмотрения поступившего уведомления административным ответчиком в адрес организаторов публичного мероприятия был направлен письменный ответ о невозможности согласования даты проведения шествия и пикета, в установленные сроки, в связи с тем, что содержание п.6 уведомления противоречит требованиям: п. 11 ч. 4 ст. 5 и ч. 4 ст. 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, помимо прочего, довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. В случае, если последний день указанного срока совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе направить такие предложения организатору публичного мероприятия в первый рабочий день, следующий за воскресеньем или нерабочим праздничным днем, но не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия.

Несогласие административного истца с содержанием решения Администрации <адрес> не свидетельствует о его незаконности и о наличии отказа в проведении публичного мероприятия.

Оснований полагать, что в рассматриваемых правоотношениях административный ответчик действовал с нарушением закона и прав административного истца, не имеется; уведомление о проведении публичного мероприятия рассмотрено административным ответчиком в установленном порядке и сроки с принятием по нему правомерного решения, в котором, также с учетом пояснений в судебном заседании, приведены вполне обоснованные причины и веские мотивы, по которым не может быть согласовано проведение публичного мероприятия.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции, обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1).

Законом, регулирующим правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Положениями данного Федерального закона делегированы полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; а также обязанность граждан Российской Федерации соблюдать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности (статьи 11, 19).

При этом также следует учитывать, что согласно пункта 6 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 108-ПГ "О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и действующей на момент обращения о проведении публичного мероприятия) на территории <адрес> запрещено проведение публичных мероприятий, за исключением случаев, установленных настоящим постановлением.

К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относится и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим для человека благом.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из изложенного следует, что государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан, если это является оправданным и обоснованным и соответствует конституционно значимым целям.

Доказательств, которые бы опровергали установленные судом обстоятельства, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах нет оснований утверждать о нарушении прав административного истца, гарантированных статьей 31 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 21 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Оспариваемый ответ администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 128ТГ-374 не содержит каких-либо требований (выводов) о недопустимости (невозможности) проведения публичного мероприятия с заявленной целью. Не содержит он и никаких рекомендаций организаторам и участникам публичного мероприятия о том, какие мнения, требования, касающиеся заявленной цели публичного мероприятия, следует выдвигать, высказывать или не выдвигать и не высказывать в ходе проведения мероприятия. Следовательно, этот оспариваемый ответ, вопреки доводам административного истца, не может нарушать и не нарушает прав на свободу мысли и свободу выражения своего мнения, гарантированных статьей 29 Конституции Российской Федерации, статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Защита жизни и здоровья граждан Российской Федерации всегда являлась и является приоритетной целью в деятельности государства, государственных и муниципальных органов Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки на территории <адрес> у Администрации <адрес> имелись правовые основания для принятия решения о несогласовании организаторам публичного мероприятия, проведение которого в форме шествия и пикета в количестве до 50 человек, планировалось на ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, исходя из разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1428-О "По жалобе граждан А., Б. и других на нарушение их конституционных прав положениями п. 1 ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 7 и ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" основания для несогласования публичного мероприятия по основаниям указанным в ответе суд находит необоснованными.

Вместе с тем, судом учитываются пояснения административного ответчика о том, что основания, указанные в оспариваемом ответе, не являются исчерпывающими и что в связи со сложившейся обстановкой запрещено проведение на территории <адрес> публичных мероприятий.

Согласно пункта 6 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 108-ПГ на территории <адрес> запрещено проведение публичных мероприятий, за исключением случаев, установленных настоящим постановлением.

При данных обстоятельствах суд не находит оснований для признания по формальным основаниям незаконным решения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ТГ-374, и, соответственно, возложении на Администрации <адрес> обязанности по устранению в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод граждан путем согласования шествия и пикета ДД.ММ.ГГГГг., а также обязании административного ответчика воздержаться от свершения действий, нарушающих права и свободы граждан РФ, предусмотренные ст. 31 Конституции РФ и ст. 11 Конвенции о правах человека путем создания препятствий к их осуществлению, необоснованного отказа в согласовании публичных мероприятий по чисто формальным или не предусмотренным законом основаниям.

Доводы административного истца в той части, что поскольку согласно сведениям в интернет сети инстаграм на 13 и ДД.ММ.ГГГГг. запланированы массовые мероприятия, что является недобросовестным поведением ответчика, то соответственно, и административный истец имеет право на проведение публичного мероприятия, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанный довод сам по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления о несогласовании административному истцу проведения публичного мероприятия в форме шествия и пикета, а вопрос о проведении массовых мероприятий 13 и ДД.ММ.ГГГГг. не являлся предметом настоящего судебного разбирательства.

Какие-либо допустимые и достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии недобросовестного поведения со стороны администрации городского округа <адрес> с целью не допустить проведение административным истцом публичного мероприятия на заявленном месте в заявленное время, а также применение со стороны административного ответчика "двойных стандартов", то есть различных подходов при рассмотрении административным ответчиком подобных уведомлений в период режима повышенной готовности, административный истец не представила.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

Учитывая изложенное, исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов, наличие представленных доказательств, учитывая вышеприведённые правовые нормы, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований административного истца, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО5 к Администрации <адрес> о признании необоснованным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, обязании устранить допущенное нарушение – отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Московский областной суд через Реутовский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                    Э.О. Волкова

В окончательной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                             Э.О. Волкова

Копия верна

Судья:                        Секретарь:

Определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Реутовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое решение.

Административное исковое заявление ФИО5 к администрации городского округа <адрес> о признании необоснованным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведения шествия и пикета, об обязании устранить нарушения прав и свобод путем согласования шествия и пикета, воздержаться от совершения действий, нарушающих прав и свободы удовлетворено частично.

Признать незаконным отказ администрации городского округа <адрес> в согласовании шествия и пикета ДД.ММ.ГГГГ, изложенный в письме заместителя главы администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ТГ-374.

Обязать администрацию городского округа <адрес> повторно рассмотреть в установленном действующим законодательством порядке уведомление ФИО5, ФИО2, ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме шествия и пикета.

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к администрации городского округа <адрес> об обязании устранить нарушения прав и свобод путем согласования шествия и пикета, воздержаться от совершения действий, нарушающих прав и свободы отказано.

Судья:                        Секретарь:

2а-569/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Савельева Наталья Валерьевна
Ответчики
Администрация г.о. Реутов
Суд
Реутовский городской суд Московской области
Судья
Волкова Эка Отаровна
Дело на странице суда
reutov.mo.sudrf.ru
09.03.2021Регистрация административного искового заявления
09.03.2021Передача материалов судье
09.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2021Подготовка дела (собеседование)
10.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2021Судебное заседание
10.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее