31RS0019-01-2021-000682-37 Дело №2-440/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2021 года п. Ровеньки
Ровеньский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Горбачевой И.М.,
при секретаре Конопля Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ровеньского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ладомировского сельского поселения Ровеньского района Белгородской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
установил:
В ходе проведения проверки, проведенной прокуратурой Ровеньского района, установлены нарушения требований экологического и санитарного законодательства, выразившееся в том, что на территории Ладомировского сельского поселения Ровеньского района Белгородской области выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов.
Прокурор Ровеньского района обратился в суд с иском, в котором просит признать бездействие администрации Ладомировского сельского поселения Ровеньского района по не принятию мер к организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов незаконными; обязать административного ответчика ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов на территории Ладомировского сельского поселения Ровеньского района:
- расположенную на расстоянии 3,1 км в западном направлении от с. Ладомировка Ровеньского района Белгородской области координаты: широта 50.2777282, долгота 38.9001801, площадью более 800 кв.м. объемом 400 куб. м.;
- расположенную на расстоянии 1,3 км восточнее ул. Молодежная с. Жабское Ровеньского района, координаты: ширина 50.219596, долгота 38.8897268 площадью более 400 кв.м. объемом 200 куб.м.
Представитель административного истца – помощник прокурора Ровеньского района Иванова А.Н. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, в ходатайстве указала, что требования административного иска поддерживает.
Представитель административного ответчика – глава администрации Ладомировского сельского поселения в отзыве на административное исковое заявление указал, что возражений против его удовлетворения не имеет, просит увеличить срок исполнения решения суда до 31.06.2022 года в связи с необходимостью внесения изменений в бюджет на цели ликвидации свалок.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам суд признает требования административного истца подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании ч. 1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», согласно которому несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
На основании п.7.8 ГОСТ 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п.7.8 ГОСТ).
В соответствии с абз. 18 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Частью 3 статьи 14 с учетом положений п.19 ч.1 ст.14 вышеназванного закона к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории сельского поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в пункте 3.1 Постановления от 26.04.2016 №13-П, к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.
При том, что в силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов может являться только специально оборудованное сооружение, а одним из требований к объектам размещения отходов часть 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет захоронения отходов в границах населенных пунктов.
С учетом приведенных положений закона и правовой позиции Конституционного Суда РФ, обязанность по надлежащему содержанию территории Ладомировского сельского поселения и принятию мер по организации ликвидации несанкционированных свалок возложена на администрацию указанного поселения.
Актом от 13.08.2021г., составленным помощником прокурора Ровеньского района с участием заместителем начальника ТО государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды Никифорова С.И. подтверждается что в ходе проведенной проверки на территории Ладомировского сельского поселения Ровеньского района выявлено две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенных на не отведенных для этих целей местах, а именно: на земельном участке с координатами широта 50.2777282, долгота 38.9001801 в 3,1 км. в западном направлении от с. Ладомировка Ровеньского района, площадь свалки более 800 кв.м. объем 400 куб.м. и на земельном участке с координатами: ширина 50.219596, долгота 38.8897268 на расстоянии 1,3 кв восточнее ул. Молодежная с. Жабское Ровеньского района площадью более 400 кв.м. объемом 200 куб.м. К акту приложены фотоснимки, подтверждающие наличие несанкционированных свалок (л.д. 5-7).
Наличие выявленных нарушений административным ответчиком в отзыве на иск не оспаривается.
Учитывая изложенное, поскольку наличие на территории Ладомировского сельского несанкционированных свалок собственник отходов которых не установлен подтверждается представленными суду доказательствами и обязанность по содержанию территории сельского поселения в надлежащем состоянии возложена на административного ответчика как орган местного самоуправления поселения, оценив представленные доказательства, суд считает предъявленные прокурором исковые требования о понуждении администрации Ладомировского сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 187, ч.3 ст. 227 КАС РФ принимая решение, обязывающее административного ответчика совершить определенные действия, должен установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая что исполнение решения потребует от административного ответчика изыскания средств на цели ликвидации свалок, то заявленного прокурором срока до 31.12.2021г. суд считает недостаточным для исполнения решения. Поэтому с учетом необходимости принятия мер к финансированию и проведению административным ответчиком ряда организационных мероприятий связанных с ликвидацией свалок, суд находит возможным предоставить администрации Ладомировского сельского поселения срок для исполнения решения суда до 31.06.2022 года.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 3,1 ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░ 50.2777282, ░░░░░░░ 38.9001801, ░░░░░░░░ ░░░░░ 800 ░░.░. ░░░░░░░ 400 ░░░. ░.;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 1,3 ░░ ░░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░ 50.219596, ░░░░░░░ 38.8897268 ░░░░░░░░ ░░░░░ 400 ░░.░. ░░░░░░░ 200 ░░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.