Производство № 2а-7771/2021
РЈРР” 28RS0004-01-2021-010339-66
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
22 октября 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Р’РѕСЂРѕРЅРёРЅР° Р.Рљ.,
при секретаре Мосикян А.А.,
с участием представителя ГКУ Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» Селезневой Е.В., представителя УФССП России по Амурской области Ложкиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного казённого учреждения Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» к врио начальника отделения – старшему судебному приставу ОСП по Серышевскому району, ОСП по Серышевскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Государственное казённое учреждение Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что административный истец является должником в исполнительном производстве по обязанности в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение предсменных, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров водителей пожарной части № 63. 25.08.2021 года административным ответчиком вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 рублей ввиду неисполнения решения суда в установленный срок.
ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ» по своей организационно-правовой форме является государственным казенным учреждением, финансовое обеспечение которого осуществляется из областного бюджета исполнение административным истцом исполнительного документа было невозможно вследствие отсутствия лимитов дополнительного финансирования на исполнение решения суда, ввиду тех обстоятельств, что организация проведения данных медицинских осмотров необходима учреждению по всей территории Амурской области, расходы на исполнение решения суда в связи с численностью учреждения более 1500 человек, а также в связи с отдаленностью, которая значительная как для учреждения, так и для бюджета субъекта в целом.
Административным истцом совершались действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ течение установленного судебным приставом-исполнителем СЃСЂРѕРєР°. Так учреждением были направлены РїРёСЃСЊРјР° РІ адрес министерства здравоохранения области СЃ целью разъяснения РїРѕСЂСЏРґРєР° проведения спорных медосмотров РІ труднодоступных отдаленных местностях, РіРґРµ дислоцируются малочисленные пожарные посты подведомственные учреждению, СЃ целью определения РїРѕСЂСЏРґРєР° заключения контрактов РЅР° проведение медицинских осмотров. Также направлен запрос РІ министерство финансов области для рассмотрения РІРѕРїСЂРѕСЃР° РїРѕ существу Рё дальнейшего выделения РёР· средств областного бюджета дополнительного ранее непредусмотренного РЅР° текущий бюджетный РіРѕРґ финансирования. Рнформация РѕР± этом была сообщена административному ответчику, Рё РєРѕРїРёРё документов представлены.
На основании изложенного, просит суд освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от 25.08.2021 года.
В судебном заседании представитель административного истца ГКУ Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» Селезнева Е.В. поддержала заявленные требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении. В дополнение указала, что работа по исполнению решения суда ведется. После вступления решения суда в законную силу были запрошены коммерческие предложения, которые требуют больших затрат.
Представитель административного ответчика УФССП России по Амурской области Ложкина К.В. возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав, что решение суда не было исполнено своевременно. Также не было представлено доказательств, что исполнение решения суда не было исполнено в связи с чрезвычайными и иными обстоятельствами. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела судье не поступало. При таких обстоятельствах, суд определил в порядке статьи 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке.
В отзыве на административное исковое заявление от врио начальника отделения старшего судебного пристава ОСП по Серышевскому району УФССП России по Амурской области также выражено несогласие с заявленными административным истцом требованиями.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что решением Серышевского районного суда Амурской области от 10 августа 2020 года по гражданскому делу № 2-329/2020 на ГКУ Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» возложена обязанность в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение предсменных, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров водителей пожарной части № 63 филиала «3 отряда ППС области».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 18 ноября 2020 года решение Серышевского районного суда Амурской области от 10 августа 2020 года оставлено без изменения.
РќР° основании исполнительного листа серии ФС в„– 034747085РѕС‚ 10 августа 2020 РіРѕРґР°, выданного Серышевским районным СЃСѓРґРѕРј РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области 15 декабря 2020 РіРѕРґР°, РІ отношении ГКУ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области «Центр обеспечения гражданской защиты Рё пожарной безопасности РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области» 01 февраля 2021 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем РћРЎРџ РїРѕ Серышевскому району было возбуждено исполнительное производство в„– 1471/21/28017-РРџ, предмет исполнения – возложить РЅР° ГКУ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области «Центр обеспечения гражданской защиты Рё пожарной безопасности РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области» обязанность РІ течении РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу организовать Рё обеспечить проведение предсменных, послесменных Рё послерейсовых медицинских осмотров водителей пожарной части в„– 63 филиала В«3 отряда РџРџРЎ области».
РР· содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся РІ исполнительном документе, подлежат исполнению должником РІ течение 5-ти дней СЃ момента получения РєРѕРїРёРё настоящего постановления. Так Р¶Рµ РІ постановлении имеется предупреждение должника Рѕ том, что РІ случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин РІ СЃСЂРѕРє, предоставленный для добровольного исполнения, СЃ него будет взыскан исполнительский СЃР±РѕСЂ РІ размере 50000 рублей, как СЃ должника - организации.
12 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Серышевскому району в адрес ГКУ Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» было направлено требование о необходимости в срок до 15 марта 2021 года исполнить требования исполнительного документа, а именно организовать и обеспечить проведение предсменных, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров водителей пожарной части № 63 филиала «3 отряда ППС области».
24 августа 2021 РіРѕРґР° должником получено требование Р’СЂРёРѕ начальника отделения – старшим судебным приставом РћРЎРџ РїРѕ Серышевскому району Р–СѓРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. Рѕ предоставлении информации РѕР± исполнении требований исполнительного документа, СЃ приложением подтверждающих документов РѕР± исполнении решения СЃСѓРґР°.
25 августа 2021 РіРѕРґР° Р’СЂРёРѕ начальника отделения – старшим судебным приставом РћРЎРџ РїРѕ Серышевскому району Р–СѓРєРѕРІРѕР№ Р.Р’., РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ неисполнением должником РїРѕ исполнительному производству в„– 1471/21/28017-РРџ, возложенной судебным решением обязанности РІ течении РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу организовать Рё обеспечить проведение предсменных, послесменных Рё послерейсовых медицинских осмотров водителей пожарной части в„– 63 филиала В«3 отряда РџРџРЎ области», вынесено постановление Рѕ взыскании СЃ ГКУ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области «Центр обеспечения гражданской защиты Рё пожарной безопасности РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области» исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50 000 рублей.
ГКУ Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» в судебном порядке просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. На основании части 8 статьи 30 указанного закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Согласно ч. 11 указанной статьи, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно СЃС‚. 112 Федерального закона РѕС‚ 2 октября 2007 Рі. в„– 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский СЃР±РѕСЂ является денежным взысканием, налагаемым РЅР° должника РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, Р° также РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, РІ течение суток СЃ момента получения РєРѕРїРёРё постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ возбуждении исполнительного производства. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ зачисляется РІ федеральный бюджет.
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР°, указанного РІ части 1 настоящей статьи, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° утверждается старшим судебным приставом.
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается РІ размере семи процентов РѕС‚ подлежащей взысканию СЃСѓРјРјС‹ или стоимости взыскиваемого имущества, РЅРѕ РЅРµ менее РѕРґРЅРѕР№ тысячи рублей СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя Рё десяти тысяч рублей СЃ должника-организации. Р’ случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский СЃР±РѕСЂ СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается РІ размере пяти тысяч рублей, СЃ должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· системного толкования законодательства РѕР± исполнительном производстве, исполнительский СЃР±РѕСЂ представляет СЃРѕР±РѕР№ санкцию штрафного характера, возлагая РЅР° должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату РІ качестве меры ответственности, возникающей РІ процессе исполнительного производства.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Рные лица РјРѕРіСѓС‚ быть освобождены РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений пункта 1 статьи 401 ГК Р Р¤, если РѕРЅРё приняли РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения содержащегося РІ исполнительном документе требования. Если такие меры РЅРµ принимались, то отсутствие Сѓ должника, РІ том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само РїРѕ себе РЅРµ является основанием для освобождения РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа и совершил все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, при наличии при этом уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения.
Как видно из материалов дела, должником (ГКУ Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области») принимаются все меры, направленные на исполнение решения суда, представлены сведения по водителям ППС области и районам где есть возможность проведения предсменного осмотра, заступающим на дежурные сутки в 2022 году, согласно которым в 86 подразделениях ППС такая возможность имеется, а также представлены сведения по водителям ППС области и районам где нет возможности проведения предсменного осмотра, заступающим на дежурные сутки в 2022 году, согласно которым в 27 подразделениях ППС такой возможности не имеется.
Кроме того, судом учитывается, что ГКУ Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» по своей организационно-правовой форме является государственным казенным учреждением, финансовое обеспечение которого осуществляется из областного бюджета, в связи с чем исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие отсутствия лимитов дополнительного финансирования на исполнение решения суда, ввиду тех обстоятельств, что организация проведения данных медицинских осмотров необходима учреждению по всей территории Амурской области.
Помимо прочего судом учитывается, что учреждением прорабатывался вопрос по скорейшему исполнению решению суда в связи с чем учреждением были направлены письма в адрес Министерства здравоохранения Амурской области с целью разъяснения порядка проведения спорных медосмотров в труднодоступных отдаленных местностях, где дислоцируются малочисленные пожарные посты подведомственные учреждению, с целью определения порядка заключения контрактов на проведение медицинских осмотров. Также направлен запрос в министерство финансов Амурской области для рассмотрения вопроса о выделении из средств областного бюджета дополнительного ранее непредусмотренного на текущий бюджетный год финансирования.
Таким образом, ГКУ Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» предприняты все меры для надлежащего исполнения решения суда. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению судебного акта, не установлено.
РќР° основании изложенного, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ возможности освобождения ГКУ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области «Центр обеспечения гражданской защиты Рё пожарной безопасности РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области» РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ рамках исполнительного производства в„– 1471/21/28017-РРџ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
РЕШРР›:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Освободить Государственное казённое учреждение РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области «Центр обеспечения гражданской защиты Рё пожарной безопасности РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области» РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50000 рублей, установленного постановлением РІСЂРёРѕ начальника отделения – старшего судебного пристава РћРЎРџ РїРѕ Серышевскому району Р–СѓРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РѕС‚ 25.08.2021 РіРѕРґР° РІ рамках исполнительного производства в„– 1471/21/28017-РРџ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий СЃСѓРґСЊСЏ Р.Рљ. Р’РѕСЂРѕРЅРёРЅ
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 октября 2021 года.