Решение по делу № 2а-2317/2021 от 05.04.2021

УИД 66RS0006-01-2021-001625-29

                                                               Дело № 2а-2317/2021

Мотивированное решение суда изготовлено 17 мая 2021 года

РЕШЕНИЕ СУДА

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2021 года                                                            город Екатеринбург

              

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Курищевой Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания Онищенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жарова В. И. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 66» Федеральной службы исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Жаров В.И., отбывающий наказание в местах лишения свободы, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 66» Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФКУЗ «МСЧ-66») по отказу в выдаче по его заявлениям от 30 ноября 2020 и от 14 января 2021 года копии медицинских исследований из истории болезни от 28 сентября 2020 года по 05 ноября 2020 года.

В обоснование требований указал, что 30 ноября 2020 года обратился на имя начальника Областной больницы № 2 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России с просьбой направить копии всех материалов проведения медицинских исследований и их результатов, содержащихся в истории болезни от 28 сентября 2020 года по 05 ноября 2020 года (медицинская карта стационарного больного Жарова В.И. < № >, находящаяся в архиве Областной больницы № 2 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России). 14 января 2021 года он обратился в ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России с заявлением с просьбой направить копии указанных медицинских исследований, на которое получил оспариваемый отказ от 20 января 2021 года № ОГ-157-34. Ссылается, что оспариваемый отказ в предоставлении копий медицинских исследований, отражающей его состояние здоровья, не соответствует положениям статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункту 123 приказа Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». При этом, копирование личных медицинских документов за счет денежных средств пациента противоречит смыслу статьи 22 указанного Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. Оспариваемый отказ нарушает его права и в связи с тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями влечет затруднение в осуществлении консультации у выбранного специалиста-кардиолога, может негативно повлиять на назначаемое ему, как инвалиду, лечение и реабилитационные мероприятия.

Административный истец Жаров В.И., участвующий в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, требования административного иска поддержал в полном объеме по изложенным в нем доводам и основаниям, дополнительно пояснил, что представленный выписной эпикриз не соответствует действительности, копии медицинских исследований до настоящего времени ему не предоставлены, статья 22 Федерального закона ««Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предусматривает оплаты пациентом копий из медицинских документов. Считает несостоятельной ссылку ответчика на пункт 110 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений о копировании осужденным за счет собственных средств документов из личного дела, так как медицинские документы не относятся к документам, находящимся в личном деле осужденного.      

В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУЗ «МСЧ-66» Кочнева Ю.С. возражала против удовлетворения требований административного иска, поскольку оспариваемые ответы, в которых разъяснен порядок обращения за получением копий медицинских документов, являются законными и обоснованными, предоставление копий медицинских документов является дополнительной услугой, которая оплачивается осужденными за счет собственных средств по их заявлению на имя начальника исправительного учреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При рассмотрении дела установлено и следует из материалов дела, что Жаров В.И., отбывающий наказание в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области, обратился в Областную больницу № 2 ФКУЗ «МСЧ-66» с заявлением от 30 ноября 2020 года, в котором просил выдать ему копию истории болезни стационарного больного № 230 с 28 сентября 2020 года по 05 ноября 2020 года (результаты исследования в Областной больнице № 2 ФКУЗ «МСЧ-66»).

Аналогичное обращение направлено в прокуратуру Верх-Исетского района города Екатеринбурга, откуда перенаправлено в ФКУЗ «МСЧ-66».

На обращения Жарова В.И. от 30 ноября 2020 года, поступившее из Областной больницы № 2 ФКУЗ «МСЧ-66», и поступившее из прокуратуры Верх-Исетского района города Екатеринбурга, ФКУЗ «МСЧ-66» дан ответ от 11 февраля 2021 года < № > заявителю о том, что ранее осужденному Жарову В.И. был дан ответ о порядке изготовления и предоставления копий медицинских документов за исх. < № > от 20 января 2021 года.

15 января 2021 года Жаров В.И. направил на имя начальника ФКУЗ «МСЧ-66» заявление с просьбой посодействовать в направлении (вручении) ему полной копии всех медицинских документов истории болезни < № > от 28 сентября 2020 года по 05 ноября 2020 года (результаты исследования состояния его здоровья, проведенного в Областной больнице № 2 ФКУЗ «МСЧ-66»).

На указанное заявление ФКУЗ «МСЧ-66» дан ответ от 20 января 2021 года < № > об отказе осужденному Жарову В.И. в предоставлении копии истории болезни < № > (с 29 сентября по 05 ноября 2020 года филиал «Областная больница № 2» МСЧ-66) на основании требований пункта 110 приказа Минюста Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», приказа Минюста Российской Федерации от 01 апреля 2020 года № 80 «О внесении изменений в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений», ему разъяснена возможность обратиться с соответствующим заявлением на имя начальника ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области об изготовлении копий медицинских документов, такая дополнительная услуга должна быть оплачена из личных средств с личного счета осужденного.

Предметом спора является бездействие ФКУЗ «МСЧ-66», выразившееся в отказе осужденному Жарову В.И. в предоставлении запрашиваемых копий медицинских исследований из истории болезни от 29 сентября 2020 года по 05 ноября 2020 года о состоянии его здоровья, необходимых ему для последующего обращения за медицинской помощью.

Правоотношения, возникающие в сфере охраны здоровья, регламентированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об охране здоровья).

Данный закон определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (часть 3 статьи 13 Закона об охране здоровья).

В соответствии со статьей 26 Закона об охране здоровья лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1).

В соответствии с пунктом 123 Приказа Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений) лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Законом об охране здоровья и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержден Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285 (далее - Порядок), который основан на положениях Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что заключение о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отравлений составляется в трех экземплярах, один из которых приобщается к медицинской документации пациента, второй - выдается на руки лицу, заключенному под стражу, или осужденному под роспись на первом экземпляре заключения.

В соответствии со статьей 22 Закона об охране здоровья каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи (часть 1). Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов (часть 4). Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов.Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).

Приказом Минздрава России от 31 июля 2020 года № 789н утвержден порядок и срок предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них.

Названные правила распространяются и на отношения, связанные с оказанием медицинской помощи осужденным, поскольку вышеназванный специальный Порядок не предусматривает иные правила предоставления осужденным информации, отражающей состояние его здоровья.

В то же время, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрено, что к дополнительным услугам, оказываемым по инициативе осужденных и оплачиваемым за счет их собственных средств, относятся: консультации врачей-специалистов медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения; копирование судебных документов, других документов, имеющихся в личных делах осужденных (пункт 110).

Приложением < № > к названным Правилам предусмотрен перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, в частности любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, медицинских документов, их копий и выписок из медицинских документов, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности) (пункт 18 в редакции от 01 апреля 2020 года № 80).

Анализ вышеизложенных правовых норм в их системной связи позволяет прийти к выводу о наличии обязанности медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь осужденному, по запросу пациента (осужденного) предоставить ему в доступной для него форме информацию о состоянии его здоровья.

В то же время, вышеизложенное действующее нормативное регулирование не предусматривает оплату пациентом запрашиваемых копии медицинских документов о состоянии здоровья осужденного в документальной форме по запросу осужденного.

Поскольку действующим законодательством не регламентирован специальный порядок предоставления осужденным по их запросу копий медицинских документов, то необходимо руководствоваться статьей 22 Закона об охране здоровья, Приказом Минздрава России от 31 июля 2020 года № 789н «Об утверждении порядка и срока предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них», которыми регламентирован порядок предоставления копий медицинских документов пациентам и который не предусматривает оплату таких копий пациентами.

Отказ в предоставлении копий медицинской документации осужденному не может быть произвольным и немотивированным, поскольку приведет к безосновательному ограничению его права получить информацию о состоянии его здоровья, если предоставление такой документации не причинит вреда ему самому и третьим лицам.

Соответственно, пациенту не может быть безосновательно отказано в получении медицинских сведений, в том числе в документальной форме, согласно вступившей в силу с 01 января 2012 года статье 22 Закона об охране здоровья граждан, закрепившей право каждого пациента на получение информации о состоянии своего здоровья.

Поскольку в данном конкретном случае осужденный Жаров В.И., как пациент, обратился 15 января 2021 года в медицинскую организацию, оказывающей ему медицинскую помощь, с просьбой предоставить конкретные копии из его медицинской карты, отражающей состояние его здоровья, указав наименование медицинских документов и период, за который он намерен их получить, а именно: копию истории болезни < № > за период с 28 сентября 2020 года по 05 ноября 2020 года в «Областной больнице № 2» ФКУЗ «МСЧ-66», что обязывало ФКУЗ «МСЧ-66» предоставить осужденному в доступной для него форме медицинскую документацию о состоянии его здоровья.

При рассмотрении дела установлено, что Жарову В.И. на основании указанного запроса не были предоставлены запрашиваемые копии медицинских документов, в связи с чем оспариваемые действия административного ответчика по отказу в предоставлении копий медицинских документов, содержащийся в письме от 20 января 2021 года, не могут быть признаны законными.

При этом, указание осужденному Жарову В.И. в данном ответе на необходимость обращения с заявлением о предоставлении копий медицинских документов на имя начальника ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области со ссылкой на пункт 110 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений является необоснованным, поскольку предоставление копий медицинских документов осуществляется медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь осужденным, а именно ФКУЗ «МСЧ-66».

Таким образом, поскольку по смыслу действующего законодательства лицу, находящемуся в исправительном учреждении, должна обеспечиваться равная возможность реализации его прав на охрану здоровья, которая в данном случае связана с реализацией права административного истца на получение им в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 22 Закона об охране здоровья, то его обращение следовало рассмотреть именно как письменную просьбу пациента о предоставлении ему сведений о состоянии его здоровья.

В данном случае административный ответчик незаконно ограничил законные интересы административного истца, поскольку просьба Жарова В.И. о предоставлении ему конкретной медицинской документации не была удовлетворена.

Факт нарушения со стороны ФКУЗ «МСЧ-66» прав пациента на получение медицинских документов (их копии) и выписок из них по письменному запросу, направленному, в том числе в электронной форме в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 22 Закона об охране здоровья, следует из оспариваемого ответа от 20 января 2021 года, в котором отражена позиция административного ответчика, что копия история болезни < № > за период с 29 сентября 2020 года по 05 ноября 2020 года по запросу Жарова В.И. от 15 января 2021 года не может быть предоставлена.

Требование в оспариваемом ответе на необходимость дополнительного запроса осужденного Жарова В.И. на имя начальника исправительного учреждения, оплаты копий медицинских документов не основан на нормах действующего законодательства, при этом отказ в предоставлении копий конкретных медицинских документов должен быть мотивирован и обоснован.

Таким образом, суд, исходя из вышеуказанных фактических обстоятельств, характера правоотношений сторон и норм законодательства, которые их регулируют, приходит к выводу, что оспариваемый отказ административного ответчика в предоставлении копий медицинской документации является незаконным, не соответствует действующему законодательству и нарушает права административного истца на своевременное получение сведений о состоянии своего здоровья.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что необходимая совокупность условий для признания оспариваемых действий незаконными имеется, в связи с чем требования административного искового заявления подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования административного искового заявления Жарова В. И. удовлетворить.

Признать незаконным отказ ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 66» Федеральной службы исполнения наказаний России, содержащийся в письме от 20 января 2021 года, в предоставлении копий медицинских исследований из медицинской карты Жарова В. И. по его заявлению от 15 января 2021 года.

Возложить на ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 66» Федеральной службы исполнения наказаний России обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца, об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Судья                         Л.Ю. Курищева

2а-2317/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Жаров Владимир Иванович
Ответчики
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть № 66 Федеральной службы исполнения наказаний"
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Курищева Лариса Юрьевна
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky.svd.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация административного искового заявления
05.04.2021Передача материалов судье
08.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2021Судебное заседание
17.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее