. Дело № 3а-552/2021
25OS0000-01-2021-000815-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года г. Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Косьяненко В.Л. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо – администрация городского округа Спасска-Дальнего, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Косьяненко В.Л. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением указав, что ему на праве собственности принадлежит объект капитального строительства – здание-административно-торговое, с кадастровым номером №, общей площадью 372,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края №6-п от 21.10.2019, утверждена кадастровая стоимость капитального строения по состоянию на 01 января 2019 года в размере 10479816, 83 рублей, которая значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчёте № 61.5/Н/2021 от 01 сентября 2021 года, выполненном независимым оценщиком ООО «Оценка-Партнёр», в соответствии с которым, рыночная стоимость объекта капитального строения с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2019 года составляет 2873864, 00 рублей.
В связи с тем, что размер объекта недвижимости исчисляется из величины кадастровой стоимости, несоответствие такой стоимости указанного объекта недвижимости его рыночной стоимости, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку влечёт увеличение налоговых обязательств.
В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, административные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, согласно которого исковые требования административного истца не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагает, что результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21.10.2019 № 6-п, которое опубликовано на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края, в настоящее время является действующим, и ни кем не обжаловано, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
От представителя администрации городского округа Спасск-Дальний поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседание представители административных ответчиков, своевременно и надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, не явились. Возражений относительно заявленных требований не поступало. Ходатайств и заявлений не поступало, о причинах неявки суд не располагает.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Положениями статей 399-401 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе, - иные здание, строение, сооружение, помещение).
Часть 2 статьи 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Абзацем 1 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», также установлено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Обращение административного истца обусловлено уплатой налога на имущество, налоговая база для исчисления которого определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения, находящегося у него в собственности, его рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении настоящего дела.
В суде установлено и подтверждается материалами дела, зарегистрированное 22 апреля 2011 года право собственности Косьяненко В.Л. на объект недвижимости- нежилое административно-торговое здание, с кадастровым номером №, общей площадью 372, 8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, о чём в Едином государственном реестре прав сделана запись №.
Поскольку административный истец является собственником объекта недвижимости, он вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимости влияют на права и обязанности административного истца, как плательщика налога на имущество.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино- мест, единых недвижимых комплексов) и земельных участков в составе земель лесного фонда, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано и вступило в законную силу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю от 17 мая 2021 года, на основании вышеуказанного постановления по состоянию на 01 января 2019 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере 10479816,83 рублей.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, Косьяненко В.Л. указал на несоответствие определённой в установленном порядке, и внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости, находящегося у него в собственности, его рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении настоящего дела.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости возложена законом на административного истца. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Административный истец, оспаривая установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость, в обоснование своих требований предоставил Отчёт № 61.5/Н/2021 от 01 сентября 2021 года об определении рыночной стоимости объекта кадастрового учёта- объекта капитального строительства- административно-торгового здания, выполненным независимым оценщиком ООО «Оценка-Партнёр», из которого следует, что рыночная стоимость объекта кадастрового учёта-объекта капитального строительства- административно-торгового здания, назначение: нежилое здание, 2-этажного, общей площадью 372, 8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, по состоянию на 01 января 2019 года составляет 2873864, 00 рублей.
Суд, оценивая представленный отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, приходит к выводу, что Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости; проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объекта и иных характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Оценщиком объясняется выбор затратного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки; имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток; экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверить сделанные выводы и результаты.
Доказательств несоответствия отчёта требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка ими не заявлялось.
Основания ставить под сомнение достоверность выводов, изложенных оценщиком в отчете, как и основания для переоценки данных оценщиком выводов, у суда отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Косьяненко В.Л. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 2873864, 00 рублей.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 20 сентября 2021 года.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Косьяненко В.Л. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости- удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, объекта капитального строительства- административно-торгового здания, общей площадью 372, 8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, по состоянию на 01 января 2019 года, в размере 2873864, 00 рублей.
Датой подачи административного искового заявления считать 20 сентября 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Н. Внукова