УИД 23RS0060-01-2024-000199-46
Дело №2-5536/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 октября 2024 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Дудченко Ю.Л.
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к министерству труда и социального развития Краснодарского края о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к министерству труда и социального развития Краснодарского края о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование своих требований указала, что ее мать ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, а ДД.ММ.ГГГГ умерла. Отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 была направлен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей муниципального образования <адрес> Краснодарского края. ДД.ММ.ГГГГ она выпустилась из ГБОУ НПО профессиональное училище № Краснодарского края. В 2011 г. она обращалась в Администрацию МО <адрес> Краснодарского края, но что ей было разъяснено, что она имеет право на получение социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». ДД.ММ.ГГГГ в ответ на заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком ей было отказано в связи с тем, что сестра, ФИО4 предлагала зарегистрироваться по своему адресу. Однако истец не имела возможности своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку не знала об этом в силу юридической неграмотности, а администрация учебного заведения не проинформировала ее и не предприняла никаких мер по своевременной постановке на такой учет. В свою очередь, орган опеки и попечительства также не предпринял мер по выявлению сироты, его информированию, содействию по вопросам обеспечения жильем, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При выпуске из учебных заведений ей не разъяснили, что после окончания учебы по ее заявлению в письменной форме может быть представлено жилье, и куда можно было обратиться для этого. Таким образом, она осталась без жилья. Считает, что причиной отсутствия ее в списках детей-сирот явилось не ее бездействие, а ненадлежащее выполнение обязанностей по защите ее прав в период несовершеннолетия, так и по достижении возраста 18 лет, опекунами и органами опеки и попечительства. Истец полагает, что только обстоятельство, что она, достигшая возраста 23 года, утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, не может быть принято во внимание, так как достижение 23 летнего возраста не может являться единственным основанием для лишения гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в уполномоченный орган с заявлением о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением. Но ей было отказано в связи с тем, что она достигла на дату подачи заявления возраста 23 лет. Кроме того указано, что ей принадлежит 1/3 доли недвижимого имущества по адресу: <адрес> Краснодарского края. Однако согласно техническому заключению от ДД.ММ.ГГГГ, решению о выявлении оснований для признания помещения негодным для проживания и заключения № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда муниципального образования <адрес> жилое помещение (жилой дом), расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес>, признано не пригодным к проживанию. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Просит суд восстановить ФИО1 срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; обязать ответчика включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
В судебное заседание представитель истца по доверенности ФИО10 не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. На удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых гражданин своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Для реализации указанных целей ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены понятия, так к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Аналогичная норма закреплена Законом Краснодарского края от 03.07.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края).
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что распоряжением главы муниципального образования <адрес> краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения определена в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ранее решением Крымского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - ФИО2 была лишена родительских прав в отношении дочери.
В соответствии со свидетельством о смерти IV-АГ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти I-АГ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно приказу №-К от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 окончила ГБОУ НПО Профессиональное училище № Краснодарского края.
Администрация муниципального образования <адрес> Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ письмом № в ответ на обращение ФИО5 разъяснила, что заявитель имеет право на получение социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края ей было отказано в связи с тем, что заявление подается по месту жительства. Рекомендовано зарегистрироваться по месту жительства сестры ФИО4 (<адрес>), которая предлагала ранее зарегистрироваться по своему адресу. А затем обратиться в управление по вопросам жизнеобеспечения, транспорта и связи администрации муниципального образования <адрес> с заявление о включении в список.
Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-жс ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что она не относится к категории граждан, указанных в ч.1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ (на дату подачи заявления о включении в список она достигла возраста 23 лет), не представлены вступившее в законную силу решение суда о признании за ней права на обеспечение жилым помещением; копия документа соответствующей организации, осуществляющей техническую инвентаризацию, содержащих сведения о правах на недвижимое имущество ФИО1 А также согласно представленным документам ФИО1 является долевым собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, ст-ца Старощербиновская, <адрес>. Обстоятельства, препятствующие проживанию ФИО1 в данном жилом помещении, уполномоченным органом местного самоуправления не установлены).
Действительно, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 на праве собственности принадлежит 1/3 доля жилого дома общей площадью 49,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> Краснодарского края.
Однако согласно техническому заключению от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом литер А, расположенный по адресу: Краснодарский край <адрес>, находится в аварийном состоянии, установлены деформации строительных конструкций. Степень износа строения литер А составляет 68%, что превышает допустимые нормы для признания этого дома пригодным для проживания и эксплуатации.
Решением о выявлении оснований для признания помещения негодным для проживания и заключения № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда муниципального образования <адрес> жилое помещение (жилой дом), расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес>, признано не пригодным для постоянного проживания и несоответствующим для жилых помещений требованиям. Степень износа конструктивных элементов составляет 68%.
Действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ в новой редакции, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
По смыслу разъяснений, данных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г. лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 г. не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону N 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом N 15-ФЗ с 1 января 2013 г. независимо от возраста указанных лиц.
В частности, препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, до 1 января 2013 г. на учете как нуждающиеся в жилье.
Из справки Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО1 (ФИО11) ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная и проживающая по адресу: Краснодарский край, <адрес>, в период с 2006 - 2009 гг. относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2009 - 2014 гг. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы муниципального образования <адрес> Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №р «Об определении в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закреплении жилой площади за несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения» за ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, Пригородное сельское поселение, <адрес>. На период выдачи справки гражданка ФИО1 (ФИО11) ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла возраста старше 23 лет.
Оценивая все представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что ФИО1 предпринимались меры для получения государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, но в силу юридической неграмотности, жизненных обстоятельств она не обратилась в государственные органы с заявлением о постановке ее на учет, как нуждающейся в жилье из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая, что Конституция РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40), исходя из принципов социальной политики государства, принимая во внимание невыполнение государством, в лице уполномоченных органов, обязанных осуществлять защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по определению нуждаемости заявителя в жилье в период до ее совершеннолетия, требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к министерству труда и социального развития Краснодарского края о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить.
Восстановить ФИО1 срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Обязать министерство труда и социального развития Краснодарского края включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца.
Председательствующий: