24OS0000-01-2020-000892-16
Дело № 3А-917/2020
121а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 декабря 2020 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калининой Елены Валерьевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Калинина Е.В. обратилась с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, находящихся у нее на праве собственности, с кадастровыми номерами:
- №, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, кадастровой стоимостью 12 075 593,12 рубля, определенной по состоянию на 20.09.2013 года, рыночной стоимостью по состоянию на 20.03.2013 года- 3 175 500 рублей;
- №, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, кадастровой стоимостью 787 538,68 рублей, определенной по состоянию на 20.09.2013 года, рыночной стоимостью по состоянию на 20.03.2013 года- 200 200 рублей;
- №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 4 393 072,92 рубля, определенной по состоянию на 20.09.2013 года, рыночной стоимостью по состоянию на 20.03.2013 года- 1 029 600 рублей.
Установление кадастровой стоимости нежилых помещений, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку она является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Просит восстановить срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и установить кадастровую стоимость данных нежилых помещений в размере их рыночной стоимости по состоянию на 20.03.2013 года.
Административный истец, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Правительство Красноярского края представило суду письменные возражения против удовлетворения требований административного иска, поскольку при проведении оценки их рыночной стоимости допущены нарушения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю), администрация г. Красноярска, направили письменные возражения, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие участвующих по делу лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что Калинина Е.В. с 26.06.2019 года является собственником нежилых помещений, с кадастровыми номерами:
- №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 12 075 593,12 рубля, определенной по состоянию на 20.09.2013 года, рыночной стоимостью по состоянию на 20.03.2013 года- 3 175 500 рублей;
- №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 787 538,68 рублей, определенной по состоянию на 20.09.2013 года, рыночной стоимостью по состоянию на 20.03.2013 года- 200 200 рублей;
- №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 4 393 072,92 рубля, определенной по состоянию на 20.09.2013 года, рыночной стоимостью по состоянию на 20.03.2013 года- 1 029 600 рублей.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН, отчетом об оценке № 1010/1-НД/20 от 02.10.2020 года, выполненным ООО «Оценочная компания «ПаритетЪ» (оценщик Киселева Т.А.).Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Оформление и содержание отчета об оценке № 21010/1-НД/20 от 02.10.2020 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость нежилых помещений, по состоянию на 20.09.2013 года, с кадастровым номером № составляет 3 175 500 рублей, с кадастровым номером № составляет 200 200 рублей, с кадастровым номером № составляет 1 029 600 рублей.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилых зданий, не соответствующие действительной их рыночной стоимости, будут затрагивать права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением Калинина Е.В. обратилась по истечении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки, однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.
Таким образом, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость по состоянию на 20.09.2013 года должна быть определена для нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 3 175 500 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 200 200 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 1 029 600 рублей.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, № следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 03.11.2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Калининой Елены Валерьевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений – удовлетворить.
Установить кадастровую нежилого помещения с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости – 3 175 500 рублей, по состоянию на 20 сентября 2013 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости – 200 200 рублей, по состоянию на 20 сентября 2013 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости – 1 029 600 рублей, по состоянию на 20 сентября 2013 года.
Датой обращения Калининой Елены Валерьевны с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, № считать 03 ноября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 07 декабря 2020 года.