Дело № 2-4493/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Менщиковой М.В.,
при секретаре судебного заседания Мутовкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 21.08.2018 гражданское дело по иску Степановой Зои Ивановны к Администрации города Кургана, Степанову Валерию Александровичу о признании принявшей наследство, признании права собственности на гараж,
установил:
Степанова З.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации города Кургана, Степанову В.А., с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), просила признать ее принявшей наследство после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признать право собственности на гараж для автомобиля, блок №, бокс № в ФИО4 кооперативе №, расположенный по адресу: г. ФИО5, <адрес>.
В обоснование иска указала, что состояла в зарегистрированном браке с наследодателем ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За время нахождения в браке приобрели движимое и недвижимое имущество в виде кооперативной квартиры по адресу: г. ФИО5, <адрес>, в которой они проживали, и гараж для автомобиля в ФИО4 кооперативе №, блок №, бокс №, зарегистрированный на члена кооператива ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер. Его наследниками первой очереди являются она и их общий сын ФИО1 После смерти супруга Степанова З.И. приняла свою долю наследственного имущества в виде № доли кооперативной квартиры по адресу: г. ФИО5, <адрес>, все другое имущество которое приобретали совместно с умершим супругом: сервант, холодильник, телевизор, диван и все другие вещи, находящиеся в квартире и бывшие в их общем пользовании, а также гараж для автомобиля в виде бокса № блока № в ФИО4 кооперативе №, расположенный по адресу: г. ФИО5, <адрес>, и № долю наследника ФИО1, от которой он отказался в ее пользу. Строительство гаража для автомобиля в виде бокса № блока № в ФИО4 кооперативе № и кооперативной квартиры она осуществляла и оплачивала совместно с супругом ФИО3, оплатила полностью паевые взносы как за квартиру, так и за гараж, поскольку являлись членами одной семьи, имели общие доходы и расходы, вели общее хозяйство. Спорный гараж не переоформлялся и зарегистрирован в настоящее время на члена кооператива ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ. После смерти супруга она оплачивала членские взносы за гараж в ГСК № до 2000 года, не являясь членом кооператива. В настоящее время не может распорядиться данным имуществом, поскольку документально гараж числится за умершим супругом ФИО3
Истец Степанова З.И., ее представитель Скутин В.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, дали пояснения согласно доводам, изложенным в измененном иске.
Представитель ответчика Администрации города Кургана – Кокорина Л.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на иск. В дополнении пояснила, что поскольку право собственности на спорный гараж не было зарегистрировано наследодателем, данный гараж является самовольной постройкой, не входит в наследственную массу. ФИО3 при жизни не предпринимал меры по легализации самовольной постройки, в том числе, по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Ответчик Степанов В.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Гаражно-строительного кооператива № 64 г. Кургана в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие председателя кооператива, указав, что с исковыми требованиями согласен, ФИО3 в полном объеме выплатил паевой взнос за спорный гараж. В настоящее время имеется задолженность по оплате членских взносов.
Третье лицо Мулюков М.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № в Отделе ЗАГС г. ФИО5).
Степанова З.И. приходилась супругой ФИО3, что подтверждается свидетельством о браке от ДД.ММ.ГГГГ № № №.
ФИО1 является сыном Степановой З.И. и ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ № № №.
Степанова З.И. и ФИО1 являются наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО3
Согласно ответу Нотариальной палаты Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело после смерти ФИО3 не заводилось.
Согласно п. 1 ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу п. 1, п. 4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что ФИО3 при жизни надлежащим образом не оформил право собственности на спорный гараж.
В соответствии с выпиской Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре недвижимости под кадастровым номером № значится помещение, площадью № кв. м по адресу: г. ФИО5, <адрес>, пом. №, блок №. В особых отметках указано на то, что данный объект – это гараж № блок № в ФИО4-строительном кооперативе №.
В материалы дела представлены списки членов ФИО4-строительного кооператива № <адрес>, среди которых значится ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города Кургана (арендодателем) и ФИО4-строительным кооперативом № (арендатором) был заключен договор аренды земель № на основании постановления Администрации города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по <адрес> в г. ФИО5, для обслуживания ФИО4 боксов. Договор заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.1, 1.3 договора).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города Кургана и ФИО4-строительным кооперативом № заключено соглашение о расторжении договора № аренды земель от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Уставу ФИО4-строительного кооператива №, принятому общим собранием членов кооператива ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в ИФНС России по г. ФИО5, ФИО4-строительный кооператив № является правопреемником гаражного кооператива № <адрес> г. ФИО5. ФИО4-строительный кооператив № является некоммерческой организацией. Членами кооператива являются собственниками гаражей в кооперативе (п. п. 1.1, 1.3, 6.1).
Согласно членской книжке ФИО4 кооператива № <адрес> г. ФИО5 владельцем блока №, бокса №, являлся ФИО3 Из данных, содержащихся в членской книжке следует, что членские взносы уплачивались в период с ДД.ММ.ГГГГ год.
В учетной карточке ФИО3 – владельца бокса № в блоке № также имеются сведения об оплате им членских взносов вплоть до своей смерти, и впоследствии наследниками – до ДД.ММ.ГГГГ года.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО11 подтвердила, что Степанова З.И. и ФИО3 состояли в зарегистрированном браке, проживали совместно, вели общее хозяйство. ФИО3 предоставили земельный участок для строительства гаража, он сам занимался строительством спорного гаража, выплатил паевой взнос.
Свидетель ФИО12 суду пояснила, что Степановы состояли в зарегистрированном браке, проживали в одной квартире. Строительством гаража № в блоке № по <адрес>, занимались совместно.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства члена жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, полностью внесшего свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное ему кооперативом, указанное имущество включается на общих основаниях независимо от государственной регистрации права наследодателя.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации, статьей 209, 212, Главы 20, ст. 218, 1110, 1152 ГК РФ и разъяснений, приведенных в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», право наследования гарантируется, а право собственности охраняется законом. При этом наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР», введенного в действие с 01.07.1990, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, полностью внесший паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное строение или помещение, предоставленное ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество. Аналогичное правило было воспроизведено в пункте 2 статьи 13 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР», действовавшего с 01.01.1991. В настоящее время – в пункте 4 статьи 218 ГК РФ.
Положениями статей 6 и 33 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено признание юридически действительными прав на недвижимое имущество, возникших до момента вступления в силу указанного закона (29.01.1998), при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом. При этом государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ).
Согласно пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Таким образом, иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не регистрировались в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК РФ.
На основании изложенного, учитывая положения п. 4 ст. 1152 ГК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о признании за истцом права собственности на указанный бокс №, блок № в ФИО4-строительном кооперативе №, расположенный по адресу: г. ФИО5, <адрес> в порядке наследования по закону после смерти ФИО3
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░3, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░4 ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░ №, ░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░5, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.