Судья Карманов К.А. № 2-231/2024 (2-3721/2023)
(в первой инстанции)
№ 33-1406/2024
(в апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 апреля 2024 года г.Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ваулиной А.В.,
судей Анашкиной И.А., Григоровой Ж.В.,
при секретаре Дубравской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 января 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению Потеряхина А. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю о понуждении к совершению определенных действий,
заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,
установила:
Потеряхин А.В. обратился в суд с иском к ОСФР по г.Севастополю, в котором, с учётом изменений просил обязать ответчика произвести перерасчёт страховой пенсии по старости в порядке Федерального закона от 13 июня 2023 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации» с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований указал, что приобрёл гражданство Российской Федерации в порядке Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», как лицо, факт постоянного проживания которого на территории г.Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года был установлен вступившим в законную силу решением суда. Между тем, страховая пенсия по старости ему установлена и выплачивается в минимальном размере без учёта положений Федерального закона от 13 июня 2023 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации», который, по его мнению, на него своё действие распространяет.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 25 января 2024 года требования Потеряхина А.В. удовлетворены. Действия ОСФР по г.Севастополю, выразившиеся в неприменении положений Федерального закона от 13 июня 2023 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации» при расчёте пенсии истца признаны незаконными. На пенсионный орган возложена обязанность произвести перерасчёт пенсии гражданина с применением указанного нормативного акта со дня вступления в силу решения суда.
С таким решением суда ОСФР по г.Севастополю не согласен и в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, приняв новое решение об отказе истцу в иске. Указывает, что факт постоянного проживания на территории г.Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года должен подтверждаться отметкой в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства в г.Севастополе по состоянию на указанную дату либо выданном в установленном порядке свидетельством о регистрации по месту жительства. Данный перечень документов согласно Федеральному закону от 13 июня 2023 года № 208-ФЗ является исчерпывающим. Поскольку такими документами истец не располагает, то решением суда на пенсионный орган неправомерно возложена обязанность произвести перерасчёт пенсии в соответствии нормативным актом, который в отношении пенсионера не применяется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОСФР по г.Севастополю Лебедев М.С., действующий на основании доверенности от 09 января 2024 года № 9, апелляционную жалобу поддержал, просил её удовлетворить.
Потеряхин А.В. и его представитель Уманский Д.В., действующий по устному ходатайству, решение суда просили оставить без изменения.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Потеряхин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобрёл гражданство Российской Федерации в порядке Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в связи с чем, был документирован паспортом гражданина Российской Федерации.
Факт постоянного проживания истца на территории г.Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, с которым законодатель связал приобретение гражданство в указанном порядке, был установлен вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 05 ноября 2014 года.
В установленном порядке истец был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
С ДД.ММ.ГГГГ Потеряхин А.В. является получателем страховой пенсии по старости, которая ему была назначена по основаниям статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» бессрочно. При этом, положения Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» для целей его пенсионного обеспечения не применялись.
Заявляя о допущенных ответчиком нарушениях его прав на получение заслуженной страховой пенсии по старости в полном объёме, истец в рамках настоящего иска просил о судебной защите.
Разрешая спор, и удовлетворяя требования Потеряхина А.В., районный суд исходил из того, что факт постоянного проживания пенсионера на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года с достоверностью подтверждён как в ходе настоящего судебного разбирательства, так и вступившим в законную силу решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 05 ноября 2014 года. Приняв во внимание, что для такой категории лиц, что и истец, Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение, суд первой инстанции пришёл к выводу, что имеются основания для расчёта пенсии Потеряхина А.В. в соответствии с данным нормативным актом.
Проверяя законность и обоснованность постановленного решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия в целом соглашается с выводами районного суда о том, что пенсионное обеспечение истца должно осуществляться с учётом требований Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В то же время Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В частности согласно статье 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ для указанной категории лиц периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, в религиозных организациях, которые до установленного срока не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. При этом такие периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При отсутствии возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены в соответствии со статьёй 5.1 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан
Поскольку обязательное пенсионное страхование на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя в соответствии с законодательством Российской Федерации введено с 1 января 2015 года, то указанный Федеральный закон предписал исходить из того, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в том числе за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ).
Пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, на которых не распространяется особый порядок назначения и исчисления размера страховой пенсии, предусмотренный Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», осуществляется в общем порядке в соответствии с иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе предусматривающими, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера (часть 1 статьи 12.1 Федерального закона 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).
При этом частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ определено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Вместе с тем постоянное проживание гражданина на территории Российской Федерации как юридическое состояние, являющееся условием реализации им конституционных прав и свобод, не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов (Определение от 06 октября 2008 года № 619-О-П). В судебном порядке может быть установлен и факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в целях назначения ему страховой пенсии по старости, в том числе в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Отказ такому гражданину в возможности судебного установления данного факта означал бы введение необоснованной дифференциации правового положения граждан только лишь по формальному основанию наличия или отсутствия у них регистрации по месту жительства.
Следовательно, в случае отсутствия у гражданина регистрации по месту жительства, при установлении уполномоченным органом или судом факта его постоянного проживания в определенном жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года в целях назначения гражданину страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» во внимание должны приниматься все имеющие значение обстоятельства, в том числе связанные с основанием его вселения в соответствующее жилое помещение (в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения или на ином законодательно предусмотренном основании), а также с фактическим проживанием гражданина в указанном жилом помещении, отвечающим признакам постоянного проживания.
При этом факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации в целях назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» может подтверждаться судебным решением, на основании которого он был признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», если из установленных в данном судебном решении обстоятельств самих по себе или в совокупности с иными доказательствами следует, что названный гражданин по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно и на законных основаниях фактически проживал в соответствующем жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
Принимая во внимание такую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 05 декабря 2019 года № 3279-О, а также учитывая, что применительно к настоящему спору факт постоянного проживания Потеряхина А.В. на территории г.Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года подтверждается вступившим в законную силу 08 декабря 2014 года решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 05 ноября 2014 года, то истец, приобретший гражданство Российской Федерации в порядке Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, относится к той категории лиц, на которых распространяются положения Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ, установившие особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что истец на указанную юридически значимую дату не имел регистрация по постоянному месту жительства на территории города Севастополя, отклоняются как не состоятельные. Тем более, что факт постоянного проживания гражданина в г.Севастополе на 18 марта 2014 года также подтверждается пенсионным делом, заведённым 22 мая 2007 года УПФУ в <адрес>, и перенаправленным 01 ноября 2007 года в г.Севастополь для выплаты установленной гражданину пенсии за выслугу лет по месту постоянного проживания в <адрес>, по которому соответствующие выплаты в период нахождения г.Севастополя в составе Украины фактически производились. Кроме того, супруга истца <данные изъяты> заключившая ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> брак с Потеряхиным А.В., и допрошенная в качестве свидетеля указала, что до регистрации брака они длительное время проживали совместно в её квартире <адрес>. Данный факт также подтвердила свидетель <данные изъяты>
Таким образом, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу нашло достоверное подтверждение обстоятельство постоянного проживания истца на территории г.Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года. В связи с чем, на пенсионный орган решением суда правомерно возложена обязанность произвести перерасчёт установленной Потеряхину А.В. страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ со дня вступления решения суда в законную силу, как просил сам пенсионер.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, выражающие несогласие с таким судебным актом, повторяют ранее изложенную ошибочную позицию пенсионного органа, признанную необоснованной в ходе судебного разбирательства суда первой инстанции, с чем суд апелляционной инстанции соглашает.
Вместе с тем, судебная коллегия находит незаконным и необоснованным решение суда в части признания незаконными действий пенсионного органа, выразившихся в неприменении положений Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при расчете пенсии истцу.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования.
По смыслу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 4 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выбор способа защиты нарушенного права и, соответственно, определение предмета и основания иска принадлежит лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, то есть истцу.
Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска (часть 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Данное положение корреспондирует части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Тем самым гражданское процессуальное законодательство устанавливает конкретные требования к форме и содержанию искового заявления. Предметом иска является то конкретное материально-правовое требование, которое истец предъявляет к ответчику и относительно которого суд должен вынести решение по делу.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что требование о признании незаконными действий пенсионного органа, выразившихся в неприменении положений Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при расчете пенсии истцу, были заявлены устно его представителем Уманским Д.В., действующим по устному ходатайству, в последнем судебном заседании. При этом соответствующее исковое заявление, содержащее такие требования, в нарушении положений части 1 статьи 39, частей 1 и 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подавалось. Следовательно, правовых оснований для рассмотрения этих требований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда в части признания незаконными действий ОСФР по г.Севастополю, выразившихся в неприменении положений Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при расчете пенсии истцу, положениям действующего процессуального законодательства не соответствует и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 января 2024 года отменить в части признания незаконными действий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю, выразившихся в неприменении положений Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при расчете пенсии Потеряхину А. В..
В иной части данное решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 марта 2024 года.
Председательствующий: А.В. Ваулина
Судьи: Ж.В. Григорова
И.А. Анашкина