Решение по делу № 2а-1706/2022 от 04.05.2022

Дело № 2а-1706/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2022 г. г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе

Председательствующего: Степановой Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Мартьяновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Дудко Б.А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

    Дудко Б.А. обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит признать незаконным решение административного ответчика об отказе в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, изложенное в письме от 01.02.2022 года обязать Департамент повторно рассмотреть заявление.

    Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 105 кв.м., на котором расположен жилой дом, принадлежащий административному истцу. В 1997 году административному истцу была согласована прирезка к указанному земельному участку – участок площадью 129 кв.м. по <адрес>, однако право собственности за административным истцом не было зарегистрировано. Каких-либо построек на указанном земельном участке не имеется, прав третьих лиц не нарушено. На ранее выделенный земельный участок административным истцом было подано заявление о перераспределении. Принимая решение об отказе в оказании государственной услуги административным ответчиком указано, что вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка частично не соответствует действующей градостроительной документации, испрашиваемый земельный участок расположен, в том числе, в зоне незастроенных территории, однако нахождение участка в зоне незастроенных территорий не свидетельствует о несоответствии Генеральному плану. Кроме того, в ЕГРН отсутствуют сведения о расположении земельного участка в историческом поселении, а также в третьем поясе зоны санитарной охраны скважины, в охранной зоне <адрес>.

    Полагая, что действия ответчика не соответствуют нормам действующего законодательства, Дудко Б.А. обратился в суд.

    К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.

В судебное заседание административный истец, его представитель, представитель административного ответчика - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, представитель заинтересованного лица - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. До начала судебного заседания от представителя административного истца поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, с приложением дополнительных документов, которые приобщены к материалам административного дела; на удовлетворении административного иска настаивал.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с выпиской из ЕГРН за административным истцом зарегистрировано право собственности на земельный участок, с кадастровым номером , площадью 105 +/- 1 кв. м, расположенным по адресу: <адрес>. Данный земельный участок отнесен к категории земель «земли населенных пунктов», определен вид разрешенного использования «для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)».

Кроме того, на основании договора купли-продажи от 30.12.1977 административный истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В связи с необходимостью перераспределения границ земельного участка с землями государственной и муниципальной собственности административный истец обратился в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, предоставив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

По результатам рассмотрения заявления о перераспределении земель (или) земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности и указанной схемы было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги от 01.03.202 .

Принимая решение об отказе в перераспределении земельных участков, административный ответчик сослался на то, вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка частично не соответствует действующей градостроительной документации: земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в т.ч. усадебной; частично в зоне незастроенных территорий; в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 №1864 формируемый земельный участок расположен в историческом поселении, в III поясе зоны санитарной охраны, частично в охранной зоне <адрес>

Не согласившись с указанным решением, административный истец обратился в суд.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункты 2 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные КАС РФ, другими федеральными законами.

Кроме того, статьей 2 Закона города Севастополя «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» №299-ЗС от 16.12.2016 года регламентировано, что наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, установлены основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

На основании пункта 4 данного Приказа, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Из выкопировки из Генерального плана города Севастополя, утв. решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114 следует, что земельный участок в его перераспределяемой части расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, а также в зоне незастроенных территорий.

Согласно представленных Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя сведений из ресурсной группы «Сводный план красных линий», информационного слоя «Действующие красные линии», по границе испрашиваемого земельного участка проходят красные линии, установленные в соответствии с документацией по планировке территории линейного объекта «Строительство самотечных сетей: <адрес> утвержденной приказом Департамента от 30.09.2019

При этом каких-либо пересечений с красными линиями вышеуказанного линейного объекта, а также обстоятельства выхода за пределы красных линий не выявлено.

В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 01.09.2021 проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования, утв. постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 №248-ПП не разработаны, в связи с тем, что участки расположены в стесненных условиях сложившейся застройки.

Таким образом, нахождение земельного участка в зоне незастроенной территории, не занятой ни линейными объектами, ни объектами улично-дорожной сети, и не затрагивающей существующие красные линии не является безусловным основанием для отказа в государственной услуге по перераспределению земельных участков.

Кроме того, полагая решение Департамента в данной части необоснованным, суд исходит из следующего.

Исходя из общих принципов действующего земельного законодательства, формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.

Так, в соответствии с техническим паспортом, составленного ГКП БТИ и ГРОНИ по состоянию на 05.12.1997 общая площадь участка по фактическому пользованию составляет 234 кв.м., в том числе под строениями 132 кв.м. (жилыми – 70 кв.м., нежилым – 62 кв.м., под двором 102 кв.м.); площадь участка по соответствующей норме составляет 105 кв.м., самовольный захват 129 кв.м.

Согласно выписки из протокола заседания территориального Совета общественного самоуправления <данные изъяты> от 03.10.1997, листа согласования по рассмотрению заявления Дудко Б.А. о прирезке ему земельного участка, площадью 129 кв.м. по <адрес>, прилегающей к его территории комиссия пришла к выводу о возбуждении ходатайства перед Ленинской районной госадминистрацией и органами земельных ресурсов города Севастополя о прирезке соседствующего земельного участка площадью 129 кв.м.

При принятии решения были приняты во внимание акт обследования председателя земельной комиссии, план выделяемого земельного участка, заявление жителей об отсутствии претензий на данный участок, а также его использование Дудко Б.А. на протяжении 12 лет.

Таким образом, административный истец пользуется земельным участком в перераспределяемой части с 1985 года, является собственником жилого дома, земельный участок, в том числе в его перераспределяемой части используется Дудко Б.А. для обслуживания жилого дома.

При этом сведений о нарушении прав третьих лиц, нахождение на земельном участке строений, Департаментом не указаны, суду такие данные не представлены.

Ссылка административного ответчика относительно расположения земельного участка в историческом поселении, в III поясе зоны санитарной охраны, а также частично в охранной зоне <адрес> не может быть принята во внимание, поскольку указанные обстоятельства не ограничивают земельный участок в обороте и не являются препятствием для его перераспределения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь статьями 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Административный иск Дудко Б.А. удовлетворить.

    Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, изложенное в письме от 01.02.2022 года .

    Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Дудко Б.А. о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 01.06.2022 года.

Судья Ю.С. Степанова

2а-1706/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Дудко Борис Ананьевич
Ответчики
ДИЗО г. Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Бурчуладзе Сергей Игоревич
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
04.05.2022Регистрация административного искового заявления
04.05.2022Передача материалов судье
05.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2022Судебное заседание
01.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее