Решение по делу № 33-1946/2022 от 13.04.2022

Докладчик Нестерова Л. В. Дело № 2- 5466/ 2021

Апелляц. дело № 33- 1946- 22 г.

УИД 21RS0025- 01- 2021- 006711- 21

Судья Иванова Т. В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 мая 2022 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Нестеровой Л. В.,

судей Агеева О. В., Александровой А. В.,

при секретаре Молоковой А. Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Просвирнова А. Ю. к государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике- Чувашии о признании незаконным решения и др., поступившее по апелляционной жалобе Просвирнова А. Ю. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Просвирнов А. Ю. обратился в суд с иском к государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике- Чувашии ( далее также- Отделение), в котором просил признать незаконным п. 2 решения от 22 июля 2021 года № ..., принятого государственным учреждением- Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики- Чувашии ( межрайонное) ( далее также- Управление), правопреемником которого является ответчик;

возложить на ответчика обязанность включить в общий страховой стаж период службы в Министерстве обороны ... с 12 января 1992 года по 8 августа 1996 года, а также доначислить пенсию по инвалидности, начиная со 2 декабря 2020 года.

Требования мотивировал тем, что 18 июля 2021 года он обратился в Управление с заявлением о перерасчете размера пенсии по инвалидности. Однако оспариваемым пунктом вышеуказанного решения во включении в общий страховой стаж периода службы в Министерстве обороны ... в упомянутый период пенсионный орган ему ( истцу) отказал.

Между тем такой отказ является незаконным, т. к. законодательство и международные договоры, применяемые к спорным правоотношениям, предусматривают включение в страховой стаж периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, в том числе на территории других государств- участников Содружества Независимых Государств, равно как государств, с которыми Российская Федерация либо бывший СССР имеют договоры ( соглашения) о пенсионном обеспечении. Таким образом законодатель обеспечивает гражданам бывшего СССР льготы и финансовые выплаты вне зависимости от того, на территории какого государства- участника Содружества Независимых Государств они ( граждане) проживают после распада СССР.

При таких обстоятельствах его ( истца) нарушенное право подлежит восстановлению с момента установления пенсии по инвалидности, имевшего место 2 декабря 2020 года.

В судебном заседании Просвирнов А. Ю. требования поддержал.

Представитель Отделения иск не признал, ссылаясь на необоснованность, в том числе на то, что в спорный период истец проходил службу в вооруженных силах другого государства, что исключает возможность его включения в страховой стаж; что законодательство, на которое ссылается истец, регулирует вопросы обеспечения военнослужащих пенсиями по выслуге лет, тогда как Просвирнов А. Ю. таким пенсионером не является.

Представитель третьего лица- Федерального казенного учреждения « Военный комиссариат Чувашской Республики» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился.

Судом принято указанное решение, которым постановлено в удовлетворении исковых требований Просвирнова А. Ю. к Отделению о признании незаконным п. 2 решения Управления от 22 июля 2021 года № 448;

возложении обязанности включить в общий страховой стаж периода службы в Министерстве обороны ... с 12 января 1992 года по 8 августа 1996 года, а также доначислить пенсию по инвалидности, начиная со 2 декабря 2020 года, отказать.

Это судебное постановление обжаловано истцом на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.

Изучив дело, проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.

Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что период прохождения военной службы в вооруженных силах государств- участников Содружества Независимых Государств в страховой и общий трудовой стаж не засчитывается, тогда как в спорный период истец служил в Министерстве обороны ..., на тот момент являющейся другим государством.

В апелляционной жалобе Просвирнов А. Ю. ссылается на те же обстоятельства, которые приводил в исковом заявлении и в суде первой инстанции. Кроме того, указывает, что основанием для включения в стаж спорного периода службы является только факт прохождения службы в соответствии с порядком, установленным государством- участником Содружества Независимых Государств. При этом перевод для дальнейшего прохождения службы из ... края в ... ССР в 1989 году произведен в рамках плановой замены, и от его ( истца) воли не зависел, а прохождение службы в ... относится к периоду, предшествовавшему государственному перевороту в данном государстве, имевшему место в 2014 году, после чего ... стала отходить от соблюдения норм международных соглашений.

Данные доводы отмену решения не влекут.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ « О страховых пенсиях» ( далее- Федеральный закон № 400- ФЗ) ( здесь и далее правовые нормы применяются в редакциях, регулирующих спорные правоотношения), исходя из положений которого с 1 января 2015 года в Российской Федерации назначаются страховые пенсии, в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом № 400- ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В частности государствами- участниками Содружества Независимых Государств в сфере пенсионного обеспечения граждан и военнослужащих заключены следующие международные договоры:

Соглашение между государствами- участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года ( далее- Соглашение от 14 февраля 1992 года);

Соглашение о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года ( далее- Соглашение от 13 марта 1992 года);

Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств- участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года ( далее - Соглашение от 15 мая 1992 года).

По смыслу ст. 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года, ст. 2 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств- участников Содружества Независимых Государств и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным соглашением.

До заключения такого специального соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств- участников Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами Соглашения от 13 марта 1992 года.

Таким образом, из указанных договоренностей государств- участников Содружества Независимых Государств, правовых позиций, изложенных Экономическим Судом Содружества Независимых Государств в решениях, определениях, консультативных заключениях, следует, что вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих к предмету регулирования Соглашения от 13 марта 1992 года не относятся.

Специальным международным договором, заключение которого предусмотрено ст. 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года, ст. 2 Соглашения от 13 марта 1992 года, является Соглашение от 15 мая 1992 года, положения которого предусматривают, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств- участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств- участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

А до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам- на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР ( ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 года).

В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба ( в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, в порядке, установленном законодательством государств- участников Содружества Независимых Государств, на территории которых военнослужащие проходили службу ( ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года).

Между тем из настоящего дела видно и истцом не оспаривается, что с 1 июля 1983 года по 9 ноября 1985 года Просвирнов А. Ю., в настоящее время являющийся офицером запаса, проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР, с 10 ноября 1985 года по 11 января 1992 года- сверхсрочную службу в Министерстве обороны СССР, а с 12 января 1992 года, приняв военную присягу на верность народу ..., по 8 августа 1996 года служил в Министерстве обороны ....

По поводу данных периодов истец в районном суде объяснил, что с сентября 1989 года он служил на территории ... сначала в Вооруженных Силах СССР, затем в Министерстве обороны .... 8 августа 1996 года уволился с военной службы по состоянию здоровья, не выработав необходимый стаж для назначения военной пенсии по выслуге лет.

В октябре 1996 года переехал на территорию Российской Федерации, 2 декабря 2020 года ему ( Просвирнову А. Ю.) установили вторую группу инвалидности.

Соответственно, как усматривается из настоящего дела, со 2 декабря 2020 года истец является получателем страховой пенсии по инвалидности, назначенной ему в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона № 400- ФЗ.

Изложенные доказательства свидетельствуют о том, что Просвирнов А. Ю. не относится к числу лиц, получающих пенсию по выслуге лет в связи с прохождением военной службы.

Следовательно, поскольку Соглашение от 15 мая 1992 года, на которое ссылается истец в апелляционной жалобе, регулирует вопросы, связанные с пенсионным обеспечением военнослужащих и их семей, а также с государственным страхованием военнослужащих, в том числе вопросы, связанные с исчислением выслуги лет для назначения пенсии этой категории лиц, то к спорным правоотношениям применяются положения Соглашения от 13 марта 1992 года, а не Соглашения от 15 мая 1992 года.

А из Соглашения от 13 марта 1992 года видно, что оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года ( ст. 5);

что пенсионное обеспечение граждан государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают ( ст. 1);

что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 года ( п. 2 ст. 6).

При этом, как отмечается Экономическим Судом Содружества Независимых Государств в решениях от 7 апреля 2005 года № 01- 1/ 6- 04, от 21 марта 2017 года № 01- 1/ 3- 16, консультативном заключении от 29 ноября 2012 года № 01- 1/ 4- 12, Соглашение от 13 марта 1992 года по своему характеру является рамочным, устанавливающим принципы пенсионного обеспечения граждан государств- участников Содружества Независимых Государств, закрепляет принцип территориальности осуществления пенсионного обеспечения граждан государств- участников Содружества Независимых Государств, членов их семей и в области пенсионного обеспечения устанавливает приоритет национального законодательства ( ст. 1, п. 1 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Что касается п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года, то из него следует, что при определении трудового стажа граждан государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года должны учитываться:

трудовая деятельность на территории любого государства- участника Соглашения от 13 марта 1992 года;

трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, т. е. до 13 марта 1992 года.

При этом термину " трудовой стаж" государства- участники Соглашения от 13 марта 1992 года придавали следующее значение:

название термина помимо указания на " трудовой стаж" содержит уточнение " страховой";

трудовой стаж составляет продолжительность трудовой деятельности;

уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение является обязательным условием для зачета указанной деятельности в трудовой стаж;

в трудовой стаж может включаться иная деятельность, которая по законодательству государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года признается трудовой;

возможность включения в трудовой ( страховой) стаж иной деятельности и признаваемой трудовой является прерогативой законодателя государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

Таким образом, из Соглашения от 13 марта 1992 года видно, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, если лицо, претендующее на получение пенсии, проживает на территории Российской Федерации.

А из данного законодательства ( ч. 1 ст. 4, ст. 6, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 400- ФЗ) видно, что право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167- ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", признанные инвалидами I, II или III группы, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом № 400- ФЗ.

При этом, как следует из ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона № 400- ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и ( или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167- ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом № 400- ФЗ.

Периоды работы и ( или) иной деятельности, которые выполнялись указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167- ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Кроме того, в силу положений п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 400- ФЗ в страховой стаж помимо прочего засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468- 1 " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" ( далее- Закон № 4468- 1) в случае, если им предшествовали и ( или) за ними следовали периоды работы и ( или) иной деятельности ( независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 Федерального закона № 400- ФЗ.

В частности в Законе № 4468- 1речь идет о службев определенном качестве в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности ( контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;

в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Что касается пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территории Российской Федерации, но проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы в других государствах- участниках Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры ( соглашения) о социальном обеспечении, то условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом № 4468- 1, распространяются и на данных лиц, если договорами ( соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.

Между тем Закон № 4468- 1, принятый в развитие положений, закрепленных в Соглашении от 15 мая 1992 года, регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, перечисленных в данном Законе, тогда как, как указывалось выше, Просвирнов А. Ю. является получателем страховой пенсии, назначенной в соответствии с положениями Федерального закона № 400- ФЗ.

Законодатель также предусмотрел ( ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 400- ФЗ), что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и ( или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона № 400- ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы ( деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством ( в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Однако как из ст. 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340- 1 « О государственных пенсиях в Российской Федерации», так и ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( далее- Федеральный закон № 173- ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2002 года, усматривается, что для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в пенсионном законодательстве, включается служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР ( в том числе в период, когда эти органы именовались по- другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн.

Из приведенных положений следует, что период службы в вооруженных силах государств- участников Содружества Независимых Государств при установлении страховой пенсии по инвалидности в Российской Федерации в страховой и общий трудовой стаж не включается, т. к. такая служба не подпадает под определение военной и приравненной к ней службы, предусмотренной российским законодательством.

Из настоящего дела усматривается, что 29 декабря 2020 года Просвирнов А. Ю. обратился в Управление с заявлением, в котором просил сделать перерасчет указанной пенсии в связи с увеличением стажевого коэффициента, указывая, что в стаж для назначения пенсии необходимо включить период военной службы.

Решением Управления от 31 декабря 2020 года № ... в удовлетворении данного требования пенсионный орган отказал, руководствуясь положениями Федерального закона № 173- ФЗ, Федерального закона № 400- ФЗ, Соглашения от 13 марта 1992 года. При этом исходил из того, что Просвирнов А. Ю. проходил службу в Министерстве обороны ... с 25 июля 1989 года по 8 августа 1996 года, который в стаж для перерасчета пенсии не включается.

24 апреля 2021 года, а затем и 9 июня 2021 года истец вновь обратился в Управление с соответствующими заявлениями, в которых указал, что с 24 июля 1989 года по 26 декабря 1991 года ... входила в состав СССР, а это влечет бесспорное включение данного периода в страховой стаж для назначения пенсии. Период службы с 26 декабря 1991 года по 8 августа 1996 года включается в этот стаж на основании Соглашения от 15 мая 1992 года.

Письмом от 7 мая 2021 года Управление истцу сообщило, что служба в Министерстве обороны ... с 25 июля 1989 года по 8 августа 1996 года в страховой стаж не включается, приводя те же мотивы, что и в ранее принятом решении Управления от 31 декабря 2020 года № ....

Впоследствии, а именно 18 июля 2021 года Просвирнов А. Ю. обратился в Управление с еще одним заявлением о перерасчете страховой пенсии по инвалидности.

22 июля 2021 года Управление вынесло решение № ..., которым в общий страховой стаж включило период службы по контракту в Министерстве обороны СССР с 10 ноября 1985 года по 11 января 1992 года ( п. 1 решения), а во включении в общий страховой стаж периода службы в Министерстве обороны ... с 12 января 1992 года по 8 августа 1996 года отказало ( п. 2 решения).

Отказ в включении в стаж периода службы в Министерстве обороны ... обосновало тем, что нормы Соглашения от 13 марта 1992 года имеют приоритет по отношению к нормам закона, действующим на территории Российской Федерации, в связи с чем в общий трудовой стаж наравне с периодами прохождения военной службы в Российской Федерации могут включаться периоды прохождения военной службы в Вооруженных Силах бывшего СССР, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств. Однако периоды прохождения военной службы в вооруженных силах самих государств- участников Содружества Независимых Государств в страховой и общий трудовой стаж не включаются.

Согласно ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- ГПК РФ) при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Исходя из требований данной нормы, установив вышеуказанные обстоятельства, оценив доказательства с соблюдением правил их оценки ( ст. 67 ГПК РФ), истолковав законоположения, регулирующие спорные правоотношения, при изложенных в настоящем определении обстоятельствах районный суд пришел к правильным выводам, что спорный период военной службы в Министерстве обороны Украины в страховой стаж, учитываемый для назначения пенсии, не включается.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Просвирнова А. Ю. на это решение- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Докладчик Нестерова Л. В. Дело № 2- 5466/ 2021

Апелляц. дело № 33- 1946- 22 г.

УИД 21RS0025- 01- 2021- 006711- 21

Судья Иванова Т. В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 мая 2022 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Нестеровой Л. В.,

судей Агеева О. В., Александровой А. В.,

при секретаре Молоковой А. Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Просвирнова А. Ю. к государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике- Чувашии о признании незаконным решения и др., поступившее по апелляционной жалобе Просвирнова А. Ю. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Просвирнов А. Ю. обратился в суд с иском к государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике- Чувашии ( далее также- Отделение), в котором просил признать незаконным п. 2 решения от 22 июля 2021 года № ..., принятого государственным учреждением- Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики- Чувашии ( межрайонное) ( далее также- Управление), правопреемником которого является ответчик;

возложить на ответчика обязанность включить в общий страховой стаж период службы в Министерстве обороны ... с 12 января 1992 года по 8 августа 1996 года, а также доначислить пенсию по инвалидности, начиная со 2 декабря 2020 года.

Требования мотивировал тем, что 18 июля 2021 года он обратился в Управление с заявлением о перерасчете размера пенсии по инвалидности. Однако оспариваемым пунктом вышеуказанного решения во включении в общий страховой стаж периода службы в Министерстве обороны ... в упомянутый период пенсионный орган ему ( истцу) отказал.

Между тем такой отказ является незаконным, т. к. законодательство и международные договоры, применяемые к спорным правоотношениям, предусматривают включение в страховой стаж периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, в том числе на территории других государств- участников Содружества Независимых Государств, равно как государств, с которыми Российская Федерация либо бывший СССР имеют договоры ( соглашения) о пенсионном обеспечении. Таким образом законодатель обеспечивает гражданам бывшего СССР льготы и финансовые выплаты вне зависимости от того, на территории какого государства- участника Содружества Независимых Государств они ( граждане) проживают после распада СССР.

При таких обстоятельствах его ( истца) нарушенное право подлежит восстановлению с момента установления пенсии по инвалидности, имевшего место 2 декабря 2020 года.

В судебном заседании Просвирнов А. Ю. требования поддержал.

Представитель Отделения иск не признал, ссылаясь на необоснованность, в том числе на то, что в спорный период истец проходил службу в вооруженных силах другого государства, что исключает возможность его включения в страховой стаж; что законодательство, на которое ссылается истец, регулирует вопросы обеспечения военнослужащих пенсиями по выслуге лет, тогда как Просвирнов А. Ю. таким пенсионером не является.

Представитель третьего лица- Федерального казенного учреждения « Военный комиссариат Чувашской Республики» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился.

Судом принято указанное решение, которым постановлено в удовлетворении исковых требований Просвирнова А. Ю. к Отделению о признании незаконным п. 2 решения Управления от 22 июля 2021 года № 448;

возложении обязанности включить в общий страховой стаж периода службы в Министерстве обороны ... с 12 января 1992 года по 8 августа 1996 года, а также доначислить пенсию по инвалидности, начиная со 2 декабря 2020 года, отказать.

Это судебное постановление обжаловано истцом на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.

Изучив дело, проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.

Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что период прохождения военной службы в вооруженных силах государств- участников Содружества Независимых Государств в страховой и общий трудовой стаж не засчитывается, тогда как в спорный период истец служил в Министерстве обороны ..., на тот момент являющейся другим государством.

В апелляционной жалобе Просвирнов А. Ю. ссылается на те же обстоятельства, которые приводил в исковом заявлении и в суде первой инстанции. Кроме того, указывает, что основанием для включения в стаж спорного периода службы является только факт прохождения службы в соответствии с порядком, установленным государством- участником Содружества Независимых Государств. При этом перевод для дальнейшего прохождения службы из ... края в ... ССР в 1989 году произведен в рамках плановой замены, и от его ( истца) воли не зависел, а прохождение службы в ... относится к периоду, предшествовавшему государственному перевороту в данном государстве, имевшему место в 2014 году, после чего ... стала отходить от соблюдения норм международных соглашений.

Данные доводы отмену решения не влекут.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ « О страховых пенсиях» ( далее- Федеральный закон № 400- ФЗ) ( здесь и далее правовые нормы применяются в редакциях, регулирующих спорные правоотношения), исходя из положений которого с 1 января 2015 года в Российской Федерации назначаются страховые пенсии, в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом № 400- ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В частности государствами- участниками Содружества Независимых Государств в сфере пенсионного обеспечения граждан и военнослужащих заключены следующие международные договоры:

Соглашение между государствами- участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года ( далее- Соглашение от 14 февраля 1992 года);

Соглашение о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года ( далее- Соглашение от 13 марта 1992 года);

Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств- участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года ( далее - Соглашение от 15 мая 1992 года).

По смыслу ст. 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года, ст. 2 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств- участников Содружества Независимых Государств и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным соглашением.

До заключения такого специального соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств- участников Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами Соглашения от 13 марта 1992 года.

Таким образом, из указанных договоренностей государств- участников Содружества Независимых Государств, правовых позиций, изложенных Экономическим Судом Содружества Независимых Государств в решениях, определениях, консультативных заключениях, следует, что вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих к предмету регулирования Соглашения от 13 марта 1992 года не относятся.

Специальным международным договором, заключение которого предусмотрено ст. 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года, ст. 2 Соглашения от 13 марта 1992 года, является Соглашение от 15 мая 1992 года, положения которого предусматривают, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств- участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств- участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

А до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам- на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР ( ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 года).

В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба ( в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, в порядке, установленном законодательством государств- участников Содружества Независимых Государств, на территории которых военнослужащие проходили службу ( ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года).

Между тем из настоящего дела видно и истцом не оспаривается, что с 1 июля 1983 года по 9 ноября 1985 года Просвирнов А. Ю., в настоящее время являющийся офицером запаса, проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР, с 10 ноября 1985 года по 11 января 1992 года- сверхсрочную службу в Министерстве обороны СССР, а с 12 января 1992 года, приняв военную присягу на верность народу ..., по 8 августа 1996 года служил в Министерстве обороны ....

По поводу данных периодов истец в районном суде объяснил, что с сентября 1989 года он служил на территории ... сначала в Вооруженных Силах СССР, затем в Министерстве обороны .... 8 августа 1996 года уволился с военной службы по состоянию здоровья, не выработав необходимый стаж для назначения военной пенсии по выслуге лет.

В октябре 1996 года переехал на территорию Российской Федерации, 2 декабря 2020 года ему ( Просвирнову А. Ю.) установили вторую группу инвалидности.

Соответственно, как усматривается из настоящего дела, со 2 декабря 2020 года истец является получателем страховой пенсии по инвалидности, назначенной ему в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона № 400- ФЗ.

Изложенные доказательства свидетельствуют о том, что Просвирнов А. Ю. не относится к числу лиц, получающих пенсию по выслуге лет в связи с прохождением военной службы.

Следовательно, поскольку Соглашение от 15 мая 1992 года, на которое ссылается истец в апелляционной жалобе, регулирует вопросы, связанные с пенсионным обеспечением военнослужащих и их семей, а также с государственным страхованием военнослужащих, в том числе вопросы, связанные с исчислением выслуги лет для назначения пенсии этой категории лиц, то к спорным правоотношениям применяются положения Соглашения от 13 марта 1992 года, а не Соглашения от 15 мая 1992 года.

А из Соглашения от 13 марта 1992 года видно, что оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года ( ст. 5);

что пенсионное обеспечение граждан государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают ( ст. 1);

что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 года ( п. 2 ст. 6).

При этом, как отмечается Экономическим Судом Содружества Независимых Государств в решениях от 7 апреля 2005 года № 01- 1/ 6- 04, от 21 марта 2017 года № 01- 1/ 3- 16, консультативном заключении от 29 ноября 2012 года № 01- 1/ 4- 12, Соглашение от 13 марта 1992 года по своему характеру является рамочным, устанавливающим принципы пенсионного обеспечения граждан государств- участников Содружества Независимых Государств, закрепляет принцип территориальности осуществления пенсионного обеспечения граждан государств- участников Содружества Независимых Государств, членов их семей и в области пенсионного обеспечения устанавливает приоритет национального законодательства ( ст. 1, п. 1 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Что касается п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года, то из него следует, что при определении трудового стажа граждан государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года должны учитываться:

трудовая деятельность на территории любого государства- участника Соглашения от 13 марта 1992 года;

трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, т. е. до 13 марта 1992 года.

При этом термину " трудовой стаж" государства- участники Соглашения от 13 марта 1992 года придавали следующее значение:

название термина помимо указания на " трудовой стаж" содержит уточнение " страховой";

трудовой стаж составляет продолжительность трудовой деятельности;

уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение является обязательным условием для зачета указанной деятельности в трудовой стаж;

в трудовой стаж может включаться иная деятельность, которая по законодательству государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года признается трудовой;

возможность включения в трудовой ( страховой) стаж иной деятельности и признаваемой трудовой является прерогативой законодателя государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

Таким образом, из Соглашения от 13 марта 1992 года видно, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, если лицо, претендующее на получение пенсии, проживает на территории Российской Федерации.

А из данного законодательства ( ч. 1 ст. 4, ст. 6, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 400- ФЗ) видно, что право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167- ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", признанные инвалидами I, II или III группы, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом № 400- ФЗ.

При этом, как следует из ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона № 400- ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и ( или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167- ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом № 400- ФЗ.

Периоды работы и ( или) иной деятельности, которые выполнялись указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167- ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Кроме того, в силу положений п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 400- ФЗ в страховой стаж помимо прочего засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468- 1 " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" ( далее- Закон № 4468- 1) в случае, если им предшествовали и ( или) за ними следовали периоды работы и ( или) иной деятельности ( независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 Федерального закона № 400- ФЗ.

В частности в Законе № 4468- 1речь идет о службев определенном качестве в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности ( контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;

в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Что касается пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территории Российской Федерации, но проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы в других государствах- участниках Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры ( соглашения) о социальном обеспечении, то условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом № 4468- 1, распространяются и на данных лиц, если договорами ( соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.

Между тем Закон № 4468- 1, принятый в развитие положений, закрепленных в Соглашении от 15 мая 1992 года, регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, перечисленных в данном Законе, тогда как, как указывалось выше, Просвирнов А. Ю. является получателем страховой пенсии, назначенной в соответствии с положениями Федерального закона № 400- ФЗ.

Законодатель также предусмотрел ( ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 400- ФЗ), что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и ( или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона № 400- ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы ( деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством ( в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Однако как из ст. 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340- 1 « О государственных пенсиях в Российской Федерации», так и ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( далее- Федеральный закон № 173- ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2002 года, усматривается, что для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в пенсионном законодательстве, включается служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР ( в том числе в период, когда эти органы именовались по- другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн.

Из приведенных положений следует, что период службы в вооруженных силах государств- участников Содружества Независимых Государств при установлении страховой пенсии по инвалидности в Российской Федерации в страховой и общий трудовой стаж не включается, т. к. такая служба не подпадает под определение военной и приравненной к ней службы, предусмотренной российским законодательством.

Из настоящего дела усматривается, что 29 декабря 2020 года Просвирнов А. Ю. обратился в Управление с заявлением, в котором просил сделать перерасчет указанной пенсии в связи с увеличением стажевого коэффициента, указывая, что в стаж для назначения пенсии необходимо включить период военной службы.

Решением Управления от 31 декабря 2020 года № ... в удовлетворении данного требования пенсионный орган отказал, руководствуясь положениями Федерального закона № 173- ФЗ, Федерального закона № 400- ФЗ, Соглашения от 13 марта 1992 года. При этом исходил из того, что Просвирнов А. Ю. проходил службу в Министерстве обороны ... с 25 июля 1989 года по 8 августа 1996 года, который в стаж для перерасчета пенсии не включается.

24 апреля 2021 года, а затем и 9 июня 2021 года истец вновь обратился в Управление с соответствующими заявлениями, в которых указал, что с 24 июля 1989 года по 26 декабря 1991 года ... входила в состав СССР, а это влечет бесспорное включение данного периода в страховой стаж для назначения пенсии. Период службы с 26 декабря 1991 года по 8 августа 1996 года включается в этот стаж на основании Соглашения от 15 мая 1992 года.

Письмом от 7 мая 2021 года Управление истцу сообщило, что служба в Министерстве обороны ... с 25 июля 1989 года по 8 августа 1996 года в страховой стаж не включается, приводя те же мотивы, что и в ранее принятом решении Управления от 31 декабря 2020 года № ....

Впоследствии, а именно 18 июля 2021 года Просвирнов А. Ю. обратился в Управление с еще одним заявлением о перерасчете страховой пенсии по инвалидности.

22 июля 2021 года Управление вынесло решение № ..., которым в общий страховой стаж включило период службы по контракту в Министерстве обороны СССР с 10 ноября 1985 года по 11 января 1992 года ( п. 1 решения), а во включении в общий страховой стаж периода службы в Министерстве обороны ... с 12 января 1992 года по 8 августа 1996 года отказало ( п. 2 решения).

Отказ в включении в стаж периода службы в Министерстве обороны ... обосновало тем, что нормы Соглашения от 13 марта 1992 года имеют приоритет по отношению к нормам закона, действующим на территории Российской Федерации, в связи с чем в общий трудовой стаж наравне с периодами прохождения военной службы в Российской Федерации могут включаться периоды прохождения военной службы в Вооруженных Силах бывшего СССР, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств. Однако периоды прохождения военной службы в вооруженных силах самих государств- участников Содружества Независимых Государств в страховой и общий трудовой стаж не включаются.

Согласно ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- ГПК РФ) при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Исходя из требований данной нормы, установив вышеуказанные обстоятельства, оценив доказательства с соблюдением правил их оценки ( ст. 67 ГПК РФ), истолковав законоположения, регулирующие спорные правоотношения, при изложенных в настоящем определении обстоятельствах районный суд пришел к правильным выводам, что спорный период военной службы в Министерстве обороны Украины в страховой стаж, учитываемый для назначения пенсии, не включается.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Просвирнова А. Ю. на это решение- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1946/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Просвирнов Александр Юрьевич
Ответчики
ГУ - Отделение Пенсионного фонда России по ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Нестерова Л.В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
13.04.2022Передача дела судье
16.05.2022Судебное заседание
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2022Передано в экспедицию
16.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее