ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Низовцев А.В.Дело № 33а-3491 поступило 31 августа 2018 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 сентября 2018 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В., судейколлегии Казанцевой Т.Б., Захарова Е.И.,
с участием прокурора Болдоевой Э.В.,
при секретаре Эрдынеевой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ангаскиева Сергея Лопсоновича к территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования сельское поселение «Кыренское» Абдрахмановой Людмилы Юрьевны, по апелляционной жалобе представителя административного истца Парьяновой С.С. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 25 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Ангаскиева Сергея Лопсоновича к территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования сельское поселение «Кыренское» Абдрахмановой Людмилы Юрьевны.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя административного истца Парьяновой С.С., представителя территориальной избирательной комиссии Эрдынеева А.Э., представителя заинтересованного лица Абдрахмановой Л.Ю. – Васюткина Н.Е., заключение прокурора Болдоевой Э.В., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета депутатов МО СП «Кыренское» № 7 от 14.06.2018 года назначены выборы главы муниципального образования сельское поселение «Кыренское» на 09 сентября 2018 года.
Постановлением территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» № 42 от 01.08.2018 года Абдрахманова Л.Ю. зарегистрирована кандидатом на должность главы муниципального образования сельское поселение «Кыренское».
Ангаскиев С.Л., являясь зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования сельское поселение «Кыренское», обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования сельское поселение «Кыренское», мотивируя тем, что Абдрахманова Л.Ю. является депутатом Совета депутатов МО СП «Кыренское», однако в заявлении в избирательную комиссию не указала данные сведения, также в представленных на регистрацию документах отсутствует первый финансовый отчет.
24 августа 2018 г. подано дополнение к исковому заявлению, в котором в качестве оснований для отмены регистрации указывается также следующие. Заявление о согласии баллотироваться датировано 28.07.2018 г., из чего следует, что 20 июля 2018 г. документы ТИК были приняты без соответствующего заявления Абдрахмановой Л.Ю., что является нарушением п.п.1,2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ. В представленной Абдрахмановой Л.Ю. в ТИК копии трудовой книжки отсутствует запись о ее работе в АМО «Тункинский район», как она указана в заявлении о выдвижении. В представленных на выдвижение и регистрацию документах отсутствует заполненная форма сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах согласно приложению 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ, в заявлении о выдвижении Абдрахманова Л.Ю. указала, что является депутатом Совета депутатов МО СП «Кыренское», но в представленных в ТИК документах отсутствует документ, подтверждающий, что Абдрахманова Л.Ю. является депутатом представительного органа МО СП «Кыренское». При осмотре подписных листов установлено и как пояснила сама Абрахманова Л.Ю. в судебном заседании, даты внесения записи заполнены самой Абдрахмановой Л.Ю., а не избирателями. Согласно финансовому отчету, имеющиеся на избирательном счете денежные средства в размере 100 рублей, зачисленные в день открытия специального избирательного счета, с момента уведомления о согласии баллотироваться до 28.07.2018 г. не израсходованы. Учитывая, что имеющиеся на избирательном счете денежные средства с момента выдвижения и до момента регистрации кандидата Абдрахмановой Л.Ю. не израсходованы, подписные листы изготовлены не за счет средств избирательного фонда.
Административный истец Ангаскиев С.Л. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Парьянова С.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ТИК МО «Тункинский район» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Заинтересованное лицо Абдрахманова Л.Ю. административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, так как в заявлении в ТИК дата указана 28.07.2018 г. ошибочно, на самом деле она подала документы с заявлением 20.07.2018 г. В подписных листах даты и подписи были проставлены гражданами собственноручно, справки о расходах ею были сданы. Справку о том, что она является депутатом Совета депутатов МО СП «Кыренское», в Администрации МО СП «Кыренское» ей отказались выдать, хотя она лично приезжала в администрацию, созванивалась с заместителем главы Ардуевой Ю.С.
Представитель заинтересованного лица Миронов В.О. просил в иске отказать, так как факт сдачи копии трудовой книжки в ТИК никем не оспаривается, а то, что копия трудовой книжки была неполная, ТИК посчитал, что документ представлен и этого достаточно. Справку о том, что она является депутатом Совета депутатов, в МО СП «Кыренское» отказались выдавать, кроме того в законе не сказано, что должна быть именно справка о том, что Абдрахманова Л.Ю. является депутатом. Газета «Саяны» является официальным источником для опубликования нормативно-правовых актов, таким образом, она представила документ, подтверждающий, что она является депутатом, следовательно, нарушений закона нет. Подписные листы изготовлены не за счет средств избирательного фонда по уважительным причинам, так как не было электричества, чтобы снять деньги. Даты в подписные листы внесены самими избирателями, что подтвердила свидетель Томилова Т.Г.
Представитель заинтересованного лица Таханова Л.С. просила отказать в иске полностью, пояснила, что справки о том, что кандидат является депутатом МО СП «Кыренское» подписывает только сам Аюшеев А.Д., все кто хотели получить, не смогли, так как он не выдавал.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Парьянова С.С. просит решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на те же доводы, что и в суде первой инстанции.
В суд апелляционной инстанции административный истец Ангаскиев С.Л. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Парьянова С.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» Эрдынеев А.Э., представитель заинтересованного лица Абдрахмановой Л.Ю. – Васюткин Н.Е. считают, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Заинтересованное лицо Абдрахманова Л.Ю. не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснение явившихся лиц, заключение прокурора Болдоевой Э.В., полагавшей возможным оставить решение без изменений, жалобу без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Выводы суда первой инстанции о законности решения территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» № 42 от 01.08.2018 г. о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования сельское поселение «Кыренское» Абдрахмановой Л.Ю. соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ-67) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, иным законом.
На основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38 ФЗ-67 основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены подпунктом «в» статьи 28 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 № 417-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» (далее Закон № 417-III).
Согласно части 2 статьи 33 ФЗ-67 соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
В соответствии с пунктом «б» части 2.2 статьи 33 ФЗ-67 вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В подтверждении сведений о том, что она является депутатом, Абдрахманова Л.Ю. предоставила в ТИК копию Постановления от 09.09.2013 г. о выборе ее депутатом в представительный орган МО СП «Кыренское».
В ТИК была предоставлена копия трудовой книжки Абдрахмановой Л.Ю., однако копия листка трудовой книжки, подтверждающей сведения о месте работы Абдрахмановой Л.Ю. в Администрации МО «Тункинский район», предоставлена не была из-за невнимательности лица, делавшего копию трудовой книжки.
Вместе с тем, частью 1.1 статьи 37 ФЗ-67 предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Из правового анализа приведенного законодательства следует, что избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, должна была известить кандидата об отсутствии необходимого для регистрации документа. В свою очередь, кандидат не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также представить соответствующие документы, об отсутствии которых он должен был быть своевременно уведомлен избирательной комиссией.
Такая гарантия направлена на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права, также и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах или их отсутствие.
Абдрахманова Л.Ю., будучи уверенной, что копия постановления об избрании ее депутатом, является надлежащим документом, подтверждающим сведения о том, что она является депутатом, что предоставила копию трудовой книжки, содержащую сведение о ее основном месте работы и не получив от избирательной комиссии извещения об отсутствии каких-либо необходимых документов, посчитала, что предоставила все документы, необходимые для ее регистрации.
Между тем кандидат Абдрахманова Л.Ю. не была уведомлена избирательной комиссией об отсутствии в числе представленных ею для регистрации в качестве кандидата документов, подтверждающих ее основное место работы, а также то, что кандидат является депутатом.
Учитывая данные обстоятельства, удовлетворение исковых требований истца и отмена решения избирательной комиссии о регистрации Абдрахмановой Л.Ю. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования сельское поселение «Кыренское» повлечет нарушение предусмотренных избирательным законодательством гарантий, направленных на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права, в том числе когда имеет место отсутствие предусмотренных законом документов.
Довод стороны истца о том, что заявление о согласии баллотироваться датировано 28 июля 2018 г., а не 20 июля 2018 г., районный суд обоснованно отклонил, посчитав это опиской, достоверно установив, что заявление о согласии баллотироваться подано 20 июля 2018 г.
Данный факт подтверждается пояснениями самой Абдрахмановой Л.Ю., показаниями свидетеля Будаевой С.В., а также письменным подтверждением избирательной комиссии о получении документов от Абдрахмановой Л.Ю.
Согласно части 5 статьи 37 ФЗ-67 подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона № 417-III подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда кандидата.
Из материалов дела следует и заинтересованными лицами не отрицается, что подписные листы изготовлены не за счет средств избирательного фонда, а за счет иных денежных средств. При этом, в качестве обоснования таких действия, Абдрахманова Л.Ю. ссылается на невозможность оплаты изготовления подписных листов, ввиду отключения электроэнергии.
Согласно пункта «з» части 24 статьи 38 ФЗ-67 основаниями отказа в регистрации кандидата являются использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Аналогичные положения содержаться в пункте «з» части 20 статьи 26 Закона № 417-III.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона № 417-III предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования не может превышать при численности избирателей: до 10 тысяч избирателей - 100 тысяч рублей.
Из договора на оказание печатных услуг от 27 июля 2018г., квитанции к приходному кассовому ордеру от 27.07.2018 г. следует, что Абдрахманова Л.Ю. за изготовление подписных листов оплатила 50 рублей, что составляет менее 5 % от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Пунктом 6 части 8 статьи 25.1 Закона № 417-III, а также подпунктом "е" пункта 6.4 статьи 38 ФЗ-67 предусмотрена возможность признания подписей избирателей даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно недействительными только на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке.
В материалах дела отсутствует экспертное заключение, на основании которого можно было бы сделать вывод о том, что дата внесения подписи избирателями в подписных листах проставлена не собственноручно. Административным истцом ходатайства о проведении экспертизы или привлечения эксперта в установленном законом порядке не заявлялось.
Доводы жалобы о том, что Абдрахманова Л.Ю. в судебном заседании 17 августа 2018 г. подтвердила, что даты внесения записи ставила она, ничем не подтверждены.
17 августа 2018 г. судом проводилась подготовка к судебному заседанию, в связи с чем протокол судебного заседания, в т.ч. аудио протокол, не велся. Сама Абдрахманова Л.Ю. в районном суде отрицала данное обстоятельство.
Согласно части 3 статьи 33 ФЗ-67 вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Районный суд сделал законный и обоснованный вывод о том, что Абдрахмановой Л.Ю. был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный частью 3 статьи 33 ФЗ-67. Жалоба не содержит доводов, опровергающих данный вывод.
Согласно части 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
В соответствии с частью 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства РФ указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Учитывая указанные положения, судебная коллегия отмечает, что дополнительные основания исковых требований от 24 августа 2018 г., заявлены стороной истца с пропуском срока, предусмотренного ч. 5 ст. 240 КАС РФ, в связи с чем они не могут являться основаниями для отмены регистрации кандидата на должность главы муниципального образования сельское поселение «Кыренское» Абдрахмановой Л.Ю.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 25 августа 2018 года оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи коллегии: Т.Б. Казанцева
Е.И. Захаров