Дело №2а-888/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2018 года г. Петровск – Забайкальский Забайкальского края
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балабановой Н.В.,
при секретаре Юнжаковой И.А.,
с участием административного истца Дашинимаевой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дашинимаевой Д. Д. к государственному инспектору отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю Самсоновой Н. П., Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору об оспаривании предписания от 15.06.2018 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ,
установил:
Дашинимаева Д.Д. обратилась в суд с вышеназванным исковым требованием, указывая на следующие обстоятельства. 15.06.2018 инспектором отдела земельного надзора Самсоновой Н.П. было вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ. Согласно данному предписанию 15.06.2018 была проведена проверка требований земельного законодательства РФ ИП Дашинимаевой Д.Д., в результате которой установлено ненадлежащее использование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №. Нарушены ст.ст.13,42 Земельного кодекса РФ. Было предписано устранить нарушение в срок до 20.10.2018. Разъяснено о необходимости приведения земельного участка сельскохозяйственного назначения в состояние пригодное для использования в соответствии с разрешенным использованием и категорией земли либо другим доступным способом. Считает, что решение административного ответчика незаконно и необоснованно, поскольку в выданном предписании не указано, какие конкретно нарушения выявлены, и какие мероприятия необходимо провести для их устранения.
В судебном заседании административный истец административный иск поддержала в полном объеме, также дополнила, что полагает, что оспариваемое предписание является незаконным, так как она устранила нарушение, указанное в предписании от 24.11.2017, что было установлено решением Петровск-Забайкальского городского суда от 04.10.2018, которым отменено решение мирового судьи о назначении ей административного наказания за неисполнение предписания об устранении выявленных нарушений.
Административный ответчик Самсонова Н.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представила.
Представители административных ответчиков Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор),Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю надлежаще извещенные о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, представили в суд письменные отзывы на административное исковое заявление.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков, явка которых в судебное заседание судом не признана обязательной.
Заслушав позицию административного истца, изучив материалы дела, материалы проверки, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ииная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п.5 ч.5 ст.71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Из материалов дела, представленных по запросу суда материалов внеплановой выездной проверки, пояснений истца, следует, чтоДашинимаева Д.Д. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Из договора аренды земельного участка от 25.03.2016 следует, что Дашинимаева Д.Д. является арендатором земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, 1300 метров на северо-запад от с Усть–Обор, который ей был предоставлен для сельскохозяйственного использования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росеестра» по Забайкальскому краю земельный участок с кадастровым номером № относится к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
Распоряжением Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю № 2324-ГК от 09.11.2017, согласованным с прокуратурой Забайкальского края, постановлено в срок с 15.11.2017 не позднее 20 рабочих дней провести проверку ИП Дашинимаевой Д.Д. с целью проверки фактов, изложенных в мотивированном представлении заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области вх. № от 07.11.2017.Лицом, уполномоченным на проведение указанной проверки назначена государственный инспектор отдела земельного надзора Самсонова Н.П.
Актом проверки от 24.11.2017 №С установлено, что ИП Дашинимаева Д.Д. допустила захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, 1300 метров на северо-запад от с. Усть–Обор отходами производства и потребления на площади 220 кв.м., чем нарушила ст.ст 13, 42 Земельного Кодекса российской Федерации.
С актом проверки Дашинимаева Д.Д. была ознакомлена под подпись.
По факту выявленного нарушения 24.11.2017 инспектором отдела государственного надзора Самсоновой Н.П. в отношении ИП Дашинимаевой Д.Д. составлен протокол об административном правонарушении, вынесено предписание об устранении допущенных нарушений, в котором указано на необходимость привести вышеназванный земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с разрешенным использованием и категорий земли в срок до 20.05.2018.
Копию протокола об административном правонарушении и предписания Дашинимаева Д.Д. получила.
28.11.2017 заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю вынесено постановление № по делу об административном правонарушении, которым ИП Дашинимаева Д.Д. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее-КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде предупреждения.
Указанное постановление получено Дашинимаевой Д.Д. 29.11.2017, ею не оспорено.
Следовательно, факт нарушения земельного законодательства, выявленного при проведении проверки 24.11.2017 является установленным.
Распоряжением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю от 22.05.2018 № 456-ГК постановлено: в срок с 06.06.2018 по 04.07.2018 провести внеплановую выездную проверку ИП Дашинимаевой Д.Д, с целью проверки исполнения ИП Дашинимаевой Д.Д, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения от 24.11.2017 года, срок исполнения которого истек 20.05.2018 года. Лицом, уполномоченным на проведение указанной проверки,назначенаСамсонова Н.П.
Согласно акту проверки № от 15.06.2018 установлено, что ИП Дашинимаевой Д.Д. ранее выданное предписание не исполнено, ранее выявленное нарушение, выраженное в захламлении плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения кадастровым номером № на площади 220 м.2 не устранено.
На основании вышеназванного акта государственным инспектором отдела земельного надзора Самсоновой Н.П. 15.06.2018 вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, в срок до 20.10.2018.
Дашинимаева Д.Д. о проведении проверки была извещена.
19.07.2018 государственным инспектором отдела земельного надзора Самсоновой Н.П. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.25 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ИП Дашинимаевой Д.Д. по факту невыполнения в установленный срок ране выданного предписания об устранении нарушений земельного законодательства.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Петровск-Забайкальского судебного района Дашинимаева Д.Д. привлечена к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа 30 000 руб.
Согласно пояснениям административного истца, данным ею в судебном заседании, предписание от 15.06.2018, акт проверки от 15.06.2018, протокол об административном правонарушении от 19.07.2018, постановление мирового судьи она получила в августе 2018 года.
Решением судьи Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 04.10.2018 указанное постановление мирового судьи отменено.
Вместе с тем, в вышеназванном решении судьи Петровск-Забайкальского городского суда, не содержится сведений об исполнении ИП Дашинимаевой Д.Д. предписания должностного лица Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю от 24.11.2017. Постановление мирового судьи отменено по мотивам нарушения права Дашинимаевой Д.Д. на защиту, допущенного мировым судьей.
Доказательств исполнения предписания инспектора отдела государственного надзора Самсоновой Н.П. от 24.11.2017 административным истцом не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности вынесения оспариваемого предписания от 15.06.2018. Предписание вынесеноуполномоченным на то должностным лицом в пределах его компетенции.Процессуальных нарушений, которые могли бы служить основаниями для признания недействительным оспариваемого предписания, не установлено.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым в связи с неуказанием в нем информации о том, какие конкретно нарушения выявлены, и мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, также являются несостоятельными и подлежат отклонению в связи со следующим.
Согласно п. 85 Административного регламентаисполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016,в случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 26.12.2014 N 851 «Об утверждении формы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.
Согласно вышеназванному документу в предписании об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации должны быть указаны: номер предписания, дата вынесения предписания, период, в который проводилась проверка соблюдения требований земельного законодательства, лицо, в отношении которого проводилась проверка, описание нарушения с указанием площади, местоположения, кадастрового номера земельного участка, где допущено нарушение, наименование нормативно-правовых актов, ссылки на структурные единицы таких актов, требованиякоторых были нарушены, и установленная за это ответственность, иные разъяснения прав, дополнительная информация (при необходимости рекомендации о порядке и способах устранения нарушения), подпись, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего предписания, подпись, фамилия, имя, отчество, лица, получившего предписание либо отметка об отказе лица, получившего предписание, в его подписании, либо отметка о направлении посредством почтовой связи.
В оспариваемом предписании должностным лицом Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю Самсоновой Н.П. указаны все необходимые реквизиты, прямо предусмотренные Административным регламентом №.
Императивного требования об указании конкретных действий, которые необходимо совершить лицу, в отношении которого выдается предписание, форма предписания, утвержденная приказом Минэкономразвития от 26.12.2014 N 851, не содержит.
Кроме того, в соответствии со ст. статьи 42 Земельного кодекса российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, при этом виды мероприятий для обеспечения соблюдения данной обязанности собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, вправе выбрать приемлемый для себя способ устранения выявленного нарушения законодательствапо своему усмотрению.
Какие конкретно нарушения выявлены в ходе проведения проверки ИП Дашинимаевой Д.Д. относительно исполнения ею требований земельного законодательства, указаны в актах проверок от 24.11.2017 и от 15.06.2018, которые административный истец получила.
Также,Дашинимаева Д.Д. не была лишена права, в случае неясности предписания обратиться к должностному лицу, выдавшему это предписание, за разъяснениями, чего ею сделано не было.
С учетом вышеизложенного, суд находит административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-181, 228 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Дашинимаевой Д.Д. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края.
Судья Н.В. Балабанова
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2018 года.