УИД № 19RS0001-02-2023-003064-44
Дело № 2-2911/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27.07.2023 г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Лемперт И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД», Министерству здравоохранения РХ, Министерству финансов РХ об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму,
с участием представителя процессуального истца старшего помощника прокурора <адрес> ФИО4, представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» по доверенности ФИО5, представителя ответчика Министерства финансов РХ по Доверенности ФИО6, представителя ответчика Министерства здравоохранения РХ по доверенности ФИО7,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ГБУЗ РХ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД», Министерству здравоохранения РХ, Министерству финансов РХ об обязании Министерство здравоохранения РХ довести денежные средства до Министерства здравоохранения РХ необходимые для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в ГБУЗ РХ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» в течение 30 дней после вступления в законную силу судебного решения; обязать Министерство здравоохранения РХ профинансировать расходы ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница им. ФИО3» на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности; обязать ГБУЗ РХ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» в течение 3-х мес. с момента выделения финансирования устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>: оборудовать объект периметральным ограждением, оснастить объект системой контроля и управления доступа на объект.
Определением суда, отраженном в протоколе судебного заседания, ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено Управление Росгвардии РФ по РХ.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, окончательно просил обязать Министерство финансов РХ довести денежные средства до Министерства здравоохранения РХ необходимые для устранения нарушений антитеррористической защищенности в ГБУЗ РХ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» в течение 30 дней после вступления в законную силу судебного решения; обязать Министерство здравоохранения РХ профинансировать расходы ГБУЗ РХ «Республиканский центр профилактики борьбы со СПИД» на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности; обязать ГБУЗ РХ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» в течение 3-х мес. с момента выделения финансирования устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>: обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Представитель ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» по доверенности ФИО5, в судебном заседании указал, что Минздравом Хакасии ДД.ММ.ГГГГ заключено с ГБУЗ РХ «РЦПБ СПИД» дополнительное соглашение № к соглашению о предоставлении из республиканского бюджета РХ субсидии на иные цели государственному бюджетному или автономному учреждению от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении из республиканского бюджета субсидии на мероприятия по изготовлению/монтажу металлического ограждения с откатными воротами ГБУЗ РХ «РЦБ СПИД» в размере 667 000 руб., в связи с чем, требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства финансов РХ по доверенности ФИО6, в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, указав, что Минздраву Хакасии доведены бюджетные ассигнования на 2023 год в размере 9 936 142 руб. В рамках государственной программы РХ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в РХ» Минздраву Хакасии доверено 2 600 000 руб.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения РХ по доверенности ФИО7, в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, указала, что ГБУЗ РХ «РЦПБ СПИД» ДД.ММ.ГГГГ проведен аукцион на оказание услуги физической охраны объекта, имущества и обеспечению внутри объектового и пропускного режима, ориентировочная дата заключения контракта ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Управления Росгвардии РФ по РХ в судебное заседание не явился, уведомлялся о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Суд определил, в порядке ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из иска усматривается, что требования процессуального истца основаны на невыполнении ГБУЗ РХ «РЦПБ СПИД» норм законодательства по устранению нарушений по антитеррористической защищенности, следовательно, имеется наличие спора о праве неопределенного круга лиц, в защиту которого выступает прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, на охрану жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, тогда как дела данной категории рассматриваются в порядке искового гражданского судопроизводства.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен Кодексом (ч. 1 ст. 127 КАС РФ).
Исковое заявление, поданное в порядке гражданского судопроизводства, также рассматривается единолично судьей, который в течение пяти дней со дня его поступления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда путем вынесения соответствующего определения (ст. 133 ГПК РФ).
Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд. Следовательно, исходя из смысла приведенных предписаний федерального законодателя, суд на стадии принятия заявления к производству может определить вид судопроизводства по процедуре которого будут рассматриваться заявление. Такое процессуальное решение согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11.11.2014 № 28-П о том, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 1 Закона РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
В соответствии с п.п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009, предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является: обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Пунктом 4 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» определено понятие «противодействие терроризму», под которым понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Противодействие охватывает не только действия специальных Служб и правоохранительных органов, но и действия других органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, направленные, в том числе и на предупреждение терроризма.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства здравоохранения РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 (далее - Требования).
Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, в рамках которой в деятельности ГБУЗ РХ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» выявлены нарушения.
Установлено, что на праве оперативного управления в пользовании Учреждения находится объект здравоохранения, расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что объектам ГБУЗ РХ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» присвоена 3 категория опасности, что следует из паспорта безопасности лечебного Учреждения.
В соответчики с п. 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории); на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения; на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В силу п. 16 в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия по оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, подготовке и переподготовке должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, своевременному выявлению попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов, поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории), организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму, своевременному выявлению и немедленному доведению информации об угрозе совершения террористического акта до указанных органов, разработке порядка действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений.
Согласно п. 16(1) Требований на объектах (территориях), которым присвоена третья категория, дополнительно осуществляются мероприятия по организации и обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования, обеспечению охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны, организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию), исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
В нарушение вышеуказанных требований законодательства в ГБУЗ РХ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» должным образом не выполняются мероприятия по организации и обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), не исключено бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождения транспортных средств, а именно, с учётом уточнений к иску:
охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Непринятие мер по обеспечению надлежащей защищенности объектов (территорий) здравоохранения свидетельствует о неисполнении руководством Учреждения требований законодательства о ненадлежащем уровне защищенности объекта, который является критерием и условием обеспечения безопасного функционирования объектов, а также условием защиты прав и свобод человека и гражданина.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой <адрес> в адрес Учреждения ДД.ММ.ГГГГ внесено представлением об устранении нарушений закона.
Согласно ответу Учреждения на представление нарушения действующего законодательства не устраняются в связи с недостаточностью денежных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 171 Бюджетного кодекса РФ составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено, здания, где располагаются объекты здравоохранения, находятся в собственности Республики Хакасия и переданы учреждениям в оперативное управление. В соответствии с выписками из ЕГРЮЛ, Уставом Учреждения его учредителем является Правительство Республики Хакасия.
В силу п. 4.5.8 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.06.2009 № 260, Министерство осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий.
Согласно п.п. 4.3.40, 4.4.1 Положения о Министерстве финансов Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 151, Министерство осуществляет функции главного администратора (администратора) доходов республиканского бюджета Республики Хакасия, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия, организует исполнение республиканского бюджета.
Таким образом, к полномочиям ответчиков относятся вопросы по обеспечению безопасности их жизни и здоровья граждан в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с Законом РХ от 19.12.2022 № 110-ЗРХ «О республиканском бюджете РХ на 2023 года и на плановый период 2024 и 2025 годов», постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ утверждении положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Республики Хакасия» (далее - постановление Правительства РХ №) с ГБУЗ РХ «РЦГПБ СПИД» ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение № о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), о предоставлении ГБУЗ РХ «РЦПБ СПИД» субсидии в сумме 13 686 000 руб. Дополнительным соглашением к Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, увеличив сумму субсидии до 68 759 000 руб.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства РХ № государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения, с учетом предложений государственного учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей государственного учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году.
ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РХ «РЦПБ СПИД» утверждено государственное задание на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
ГБУЗ РХ «РЦПБ СПИД» ДД.ММ.ГГГГ проведен аукцион на оказание услуги физической охране объекта, имущества и обеспечению внутриобъектового и пропускного режима (Извещение №). ДД.ММ.ГГГГ подведены итоги аукциона в электронной форме - победитель ООО ЧОО «АТОН». Ориентировочная дата заключения контракта ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что Министерством финансов РХ были доверены денежные средства до Министерства здравоохранения РХ необходимые для устранения нарушений антитеррористической защищенности в ГБУЗ РХ «РЦПБ со СПИД», а также выделены денежные средства Министерством здравоохранения РХ субсидии ГБУЗ РХ «РЦПБ со СПИД» на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований прокурора <адрес> к Министерству финансов РХ и Министерству здравоохранения РХ.
Кроме того, из представленных суду ответчиком ГБУЗ РХ «РЦПБ со СПИД» документов следует, что требования прокурору <адрес> оборудовать объект периметральным ограждением, оснастить объект системой контроля и управления доступа на объект, выполнены до рассмотрения дела по существу, в ходе рассмотрения дела, следовательно, права восстановлены, защите не подлежат, а в удовлетворении иска в указанной части надлежит отказать.
Поскольку медицинским Учреждением не заключен контракт на оказание услуги физической охраны объекта здравоохранения на дату рассмотрения исковых требований прокурора <адрес>, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора <адрес> об обязании Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» в течение тридцати рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>: обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, установленный судом срок в течение тридцати рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным для исполнения решения суда. Со стороны ответчиков возражений по срокам исполнения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности не высказаны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.08.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░