УИД 47RS0011-01-2020-002516-72
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-8966/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 20 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Петровой Ю.Ю.,
судей: Рогачевой В.В. и Широкова А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Громова Николая Александровича, Громовой Марии Александровны, Громовой Елены Викторовны и Громова Александра Васильевича на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23 ноября 2021 года по делу № 2-687/2021 по иску Громова Николая Александровича к администрации муниципального образования Виллозское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, Комитету финансов Ленинградской области, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, Комитету по социальной защите населения Ленинградской области о признании незаконным постановления, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В., объяснения заявителей Громова А.В. и Громовой М.А., поддержавших доводы жалоб, представителей ответчиков администрации муниципального образования Виллозское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области Беккер Е.А. (действующей на основании доверенности №29 от 13.12.2021 сроком на один год) и Правительства Ленинградской области Кочоровой Е.В. (действующей на основании доверенности №060-13350/2021 от 17.12.2021 сроком по 31.12.2022), полагавших, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Громов Н.А. обратился в суд с иском к администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области о признании незаконным постановления администрации от 17.03.2021 в части отказа в принятии и постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязании ответчика принять его на такой учет и предоставить ему вне очереди отдельное жилое помещение по договору социального найма, с учетом права на дополнительную площадь согласно ч. 2 ст. 58 ЖК РФ, а также направить сведения о нем в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области для предоставления ему жилого помещения, обязать Правительство Ленинградской области незамедлительно предоставить ему отдельное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке из государственного или регионального жилищного фонда по установленной норме предоставления, с учетом права на дополнительную площадь согласно ч. 2 ст. 58 ЖК РФ.
В обоснование своих требований истец указал, что является инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в утвержденный постановлением Правительства РФ № 987 от 29.11.2012 перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истец зарегистрирован и проживает в трехкомнатной квартире, где занимает одну жилую комнату площадью 16 кв.м.; квартира находится в общей долевой собственности у него, его матери Громовой Е.В. и сестры Громовой М.А. Также в квартире зарегистрированы и проживают: сестра истца - Громова А.А., отец истца - Громов А.В. Истец ведет раздельное с родственниками хозяйство, самостоятельно оплачивает коммунальные платежи за принадлежащую ему 1/3 долю квартиры. Поскольку он передвигается в инвалидном кресле-коляске, ему необходимо обустройство мест общего пользования в квартире таким образом, чтобы беспрепятственно передвигаться и исключить риск получения травм. Постановлением от 17.03.2021 ответчик необоснованно отказал ему в принятии и постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма на основании п.1 ч.1 ст.54 РФ.
Определениями суда первой инстанции к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Ленинградской области, Комитет по социальной защите населения Ленинградской области, Комитет финансов Ленинградской области и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 13 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23 ноября 2021 года, в удовлетворении иска Громову Н.А. отказано.
В кассационных жалобах, направленных по почте 07 февраля 2022 года и поступивших с делом в Третий кассационный суд общей юрисдикции 22 февраля 2022 года, истец Громов Н.А., а также лица, не привлеченные к участию в деле, Громова М.А., Громова Е.В. и Громов А.В., просят об отмене решения Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 13 мая 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23 ноября 2021 года, с вынесением по делу нового судебного постановления об удовлетворении иска Громова Н.А. в полном объеме, либо с направлением дела на новое рассмотрение.
В возражениях на кассационные жалобы ответчики администрация муниципального образования Виллозское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области и Комитет финансов Ленинградской области просят в удовлетворении жалобы Громова Н.А. отказать, а жалобы Громовой М.А., Громовой Е.В. и Громова А.В. оставить без рассмотрения по существу.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Громова Н.А., заявителя Громовой Е.В., представителей ответчиков Комитета финансов Ленинградской области, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области и Комитета по социальной защите населения Ленинградской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.3 постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 №17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», обращение в кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобой, представлением на судебные постановления, указанные в части 2 статьи 377 ГПК РФ, возможно, если лицами, участвующими в деле, и другими лицами, права и законные интересы которых нарушены судебными постановлениями (часть 1 статьи 376 ГПК РФ), были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Под иными способами обжалования судебного постановления суда первой инстанции в данном случае следует понимать обжалование его в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Громова М.А., Громова Е.В. и Громов А.В. к участию в настоящем деле не привлекались, решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 13 мая 2021 года в апелляционном порядке не обжаловали. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23 ноября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца Громова Н.А. – без удовлетворения.
При таких обстоятельствах кассационные жалобы Громовой М.А., Громовой Е.В. и Громова А.В. подлежат оставлению без рассмотрения по существу применительно к п.2 ч.1 ст.379.1 и п.6 ч.1 ст. 390 ГПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы Громова Н.А., содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец зарегистрирован и проживает в трехкомнатной квартире № дома № в <адрес> Ленинградской области.
Квартира находится в общей долевой собственности истца, его матери Громовой Е.В. и сестры Громовой М.А. (по 1/3 доле у каждого).
Кроме собственников в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают сестра истца Громова А.А. и отец Громов А.В.
Истец Громов Н.А. является инвалидом 1 группы с детства бессрочно.
Согласно справке № 46 от 25.03.2020, выданной ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ», истец страдает заболеванием, которое входит в п.4 Перечня тяжелых форм заболеваний, при которых не возможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.2012 № 987.
Согласно справке № 1 от 28.01.2020, выданной ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ», истец страдает заболеванием, которое входит в п.2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н.
17 апреля 2020 года истец обратился в администрацию Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ссылаясь на наличие у него заболевания, предусмотренного Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2012 № 987, со ссылкой на п. «б» ст.1, ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 26 октября 2005 года № 89-оз.
Постановлением главы администрации Виллозского городского поселения от 07.05.2020 № 186 в удовлетворении данного заявления истцу отказано в связи с тем, что представленные им документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При повторном рассмотрении заявления истца о принятии и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, главой администрации Виллозского городского поселения 17.03.2021 вынесено постановление № 108, которым Громову Н.А. в удовлетворении заявления отказано на основании п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ; ранее принятое постановление от 07.05.2020 признано утратившим силу.
Разрешая спор и отказывая Громову Н.А. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст.ст.14, 49, 52, 57 ЖК РФ, ст.17 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и исходил из того, что право на обеспечение жилыми помещениями льготных категорий граждан, к которым относятся и инвалиды, подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и наличие у него объективной нуждаемости в жилом помещении.
До обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец не был признан малоимущим в установленном порядке. При рассмотрении настоящего дела соответствующих доказательств не представил и на них не ссылался.
Поскольку при обращении в администрацию поселения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, истцом не были предоставлены документы, подтверждающих его право состоять на таком учете, суды пришли к выводу о законности действий ответчика по отказу истцу в принятии на учет и, соответственно, об отсутствии оснований для обеспечения истца жилым помещением во внеочередном порядке.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований и ответчики в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений подлежащего применению к отношениям сторон законодательства.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч.4 ст.49 ЖК РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения от 9 апреля 2002 года № 123-О, от 4 марта 2004 года № 80-О, от 15 июля 2010 года № 955-О-О, от 25 ноября 2010 года №1543-О-О и др.). Это в полной мере относится и к установлению нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 ЖК РФ, условий реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 376-О-П, от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, от 23 марта 2010 года № 331-О-О и др.).
Согласно ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.14, п.3 ч.2 ст.52 ЖК РФ).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.2 ст.52 ЖК РФ). Данная норма направлена на реализацию предписаний статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также на защиту интересов граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 376-О-П, от 3 ноября 2009 года № 1367-О-О и № 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года № 1548-О-О, от 23 марта 2010 года № 330-О-О и № 331-О-О, от 19 октября 2010 года № 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 17). До 01.01.2005 (т.е. до введения в действие ФЗ от 29.12.2004 №199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 01.01.2005 федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 01.03.2005, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент первоначального и последующих обращений Громова Н.А. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 ЖК РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, сама по себе статья 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной взаимосвязи с иными положениями того же Федерального закона и нормами жилищного законодательства, не свидетельствует о наличии у инвалида права на очередное или внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма без соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, а именно: необходимости признания его малоимущим и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Доводы истца об обратном основаны на неправильном понимании им положений закона, регламентирующих право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.1, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационные жалобы Громовой Марии Александровны, Громовой Елены Викторовны и Громова Александра Васильевича на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23 ноября 2021 года оставить без рассмотрения по существу.
Решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Громова Николая Александровича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи