Дело № 2-818/2024
УИД 77RS0002-02-2023-010743-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2024 г. г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Лазуткина Е.А.,
с участием старшего помощника Орловского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры – Евтюховой Е.Н.,
при секретаре Ларионовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению Орловского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Орловский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») об обязании совершить определенные действия.
В обоснование требований указав, что Орловской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при предоставлении услуг пассажирам, в том числе из числа маломобильных групп населения на железнодорожном вокзале Орел Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД», расположенного по адресу: г. Орел, Привокзальная площадь, д. 1, в ходе которой выявлены существенные нарушения законодательства. В ходе вышеназванной проверки установлено, что на вокзале отсутствует информация для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности – подходы к лестницам, предназначенным для осуществления прохода к залам ожидания и пассажирским платформам № 1, 2, 3, 4, 5, 6, не обозначены тактильно-контрастным наземным указателем по ГОСТ Р 52875, на проступях краевых ступеней лестничных маршей, ведущих к залам ожидания и пассажирским платформам № 1. 2, 3, 4, 5, 6 не нанесены противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступени (как правило желтого цвета, общей шириной 0,08-01 м.), отсутствует информация для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности – опоры информационных табло, освещения, оповещения, а также опоры контактной сети, расположенные на пассажирских платформах № 4, 6, не обозначены тактильно-контрастным наземным указателем по ГОСТ Р 52875, граница опасной зоны у края пассажирских платформ № 2, 4, 6 со стороны путей не обозначена тактильными наземными указателями в соответствии с ГОСТ Р 52875, граница опасной зоны у края пассажирских платформ № 2, 4, 6 со стороны путей не обозначены тактильными наземными указателями в соответствии с ГОСТ Р 52875, входы в здание вокзала со стороны привокзальной площади, а также со стороны пассажирских платформ не оборудованы наружным вызывным устройством (средством связи) с персоналом, асфальтовое покрытие островной платформы № 6 имеет многочисленные разрушения в виде выбоин, трещин. До настоящего времени, указанные в акте проверки нарушения, не устранены.
В связи с этим прокурор просит суд обязать ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о защите прав пассажиров по беспрепятственному пользованию железнодорожным транспортом, на железнодорожном вокзале Орел Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» посредством:
- нанесения информации для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности – подходам к лестницам, предназначенным для осуществления прохода к залам ожидания и пассажирским платформам № 1, 2, 3, 4, 5, 6, обозначив тактильно-контрастным наземным указателем по ГОСТ Р 52875;
- нанесения на проступях краевых ступеней лестничных маршей, ведущих к залам ожидания и пассажирским платформам № 1, 2, 3, 4, 5, 6 противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени (как правило желтого цвета, общей шириной 0,08-0,1 м.);
- нанесения информации для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности – опоры информационных табло, освещения, оповещения, а также опоры контактной сети, расположенные на пассажирских платформах № 4, 6 и обозначив тактильно-контрастным наземным указателем по ГОСТ Р 52875;
- обозначения границы опасной зоны у края пассажирских платформ № 2, 4, 6 со стороны путей тактильными наземными указателями в соответствии с ГОСТ Р 52875;
- оборудования входов в здание вокзала со стороны привокзальной площади, а также со стороны пассажирских платформ наружным вызывным устройством (средством связи) с персоналом;
- устранения многочисленных разрушений в виде выбоин, трещин асфальтового покрытия островной платформы № 6.
В отзыве на исковое заявление представитель ОАО «РЖД» Воробьева А.Д. просила отказать в удовлетворении искового заявления, в части нанесения информации для инвалидов с нарушением зрения о приближении их к зонам повышенной опасности - опоры информационных табло, освещения, оповещения, а также опоры контактной сети, расположенные на пассажирских платформах № 4, 6, обозначив тактильно-контрастным наземным указателем по ГОСТ Р 52875. В случае удовлетворения установить срок исполнения требований, в части устранения нарушений требований законодательства о защите прав пассажиров по беспрепятственному пользованию железнодорожным транспортом на железнодорожном вокзале Орел Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД», в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование указав, что согласно примечанию к п. 8.4.12 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» на платформах около опор навесов, пешеходных мостов, мачт освещения, а также малых архитектурных форм тактильные указателя не предусматриваются. Таким образом, не подлежат удовлетворению требования истца о нанесении информации для инвалидов с нарушением зрения о приближении их к зонам повышенной опасности – опоры информационных табло, освещения, оповещения, а также опоры контактной сети, расположенные на пассажирских платформах № 4, 6, обозначив тактильно-контрастным наземным указателем по ГОСТ Р 52875, поскольку данное требования не регламентировано законодательством. Кроме того, согласно титульному списку текущего ремонта объектов вокзального комплекса Дирекции железнодорожных вокзалов на 2024 г. (корректировка) №ИСХ-288/ДЖВР от 23 апреля 2024 г. в 2024 года запланирован текущий ремонт платформы № 6 вокзала Орел. Таким образом, ответчик планирует устранить нарушение, выразившееся в многочисленных разрушений в виде выбоин, трещин асфальтового покрытия остравной платформы № 6 до конца 2024 г. В свою очередь, выполнить остальные требования прокурора в установленные сроки для ОАО «РЖД» является невозможным, ввиду следующего: ОАО «РЖД» учреждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании ОАО «РЖД» (далее – Постановление). Пунктом 2 Постановления установлено, что доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций ОАО «РЖД» составляет 100 %. Выполнение указанных работ возможно исключительно в рамках Инвестиционной программы ОАО «РЖД». Порядок организации инвестиционного процесса, в свою очередь, установлен Регламентом формирования и реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 26 июня 2023 г. № 1597/р. Из указанного документа следует, что первоначально в целях реализации инвестиционного проекта формируется инвестиционная программа, далее проводятся проектно-изыскательские работы, затем разрабатывается инвестиционный проект, в котором определяются объемы финансирования и сроки реализации такого проекта. Выполнение работ ранее 2025 г. потребует пересмотра утвержденной Инвестиционной программы, ОАО «РЖД», что не представляется возможным по причине наличия санкций и принятия мер, направленных на поддержание ликвидности и формирование источников финансирования деятельности ОАО «РЖД».
В судебном заседании старший помощник Орловского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Евтюхова Е.Н., иск поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и просила об их удовлетворении.
Ответчик представитель ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление в защиту прав, свобод и законных, интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации») установлено, что целью деятельности организаций железнодорожного транспорта является своевременное и качественное обеспечение потребностей в транспортных услугах, которое, в том числе, подразумевает безопасность в оказании таких услуг.
В силу ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Одним из принципов деятельности железнодорожного транспорта является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг (п. 3 ст. 1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
На основании ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают, в том числе, безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
Статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации») установлено, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
В силу ст. 80.1 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами, в том числе: - оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи; - дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых им услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах; - ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме; - обеспечение посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него без взимания дополнительной платы при помощи работников перевозчика и владельца инфраструктуры и вспомогательных средств.
В силу ст. 3 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых на вокзалах и в поездах дальнего следования услуг определяется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей») исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых она обычно используется.
На основании ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно пп. «б, г, з, и» п. 5.1. Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного Приказом Минтранса России от 6 ноября 2015 г. № 329, владельцы инфраструктуры обеспечивают: - возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории вокзала, пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг; -оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, индукционными системами, видеотерминалами с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих; - информирование пассажиров из числа инвалидов посредством звукового и визуального оповещения по громкоговорящей связи (на вокзалах, оборудованных радиоузлом с дикторской или автоматической информационно-справочной системой «Автодиктор») и через информационные табло, стенды, информационные терминалы или по телефону и через Интернет: о вокзальных помещениях, используемых при предоставлении услуг, в том числе местах, оборудованных кнопкой оповещения (вызова) или иными обеспечивающими вызов (оповещение) техническими средствами, о наличии выделенных для пассажиров из числа инвалидов парковок; о времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения; о местах встречи пассажиров из числа инвалидов; об услугах по предоставлению кресел- колясок (или электрокресел) при предоставлении услуг пассажирам из числа инвалидов и другим маломобильным пассажирам для перемещения по территории вокзала и о местах их расположения; о порядке подачи заявки и о номерах телефонов, по которым можно получить дополнительную информацию; - информирование пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения, с использованием табличек, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, размещаемых перед входами в помещения, в которых предоставляются услуги пассажирам, с указанием назначения помещения и времени предоставления услуг.
Требования Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализуются в СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобилькых групп населения. СНиП 35-01-2001» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр).
Согласно п. 8.4.12 СП 59.13330.2020 граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна быть обозначена в соответствии с ГОСТ Р 52875. На платформах и в залах ожидания необходимо предусматривать дублирование визуальной и звуковой (речевой) информации текстовой информацией.
В силу п. 4.1.1 «ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Госстандарта от 22 ноября 2018 № 1029-ст) тактильные наземные указатели являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п. 4.1.6 ГОСТ Р 52875-2018 предупреждающие ТНУ должны обеспечивать возможность инвалидам по зрению избегать опасностей, способных причинить вред их жизни, здоровью и имуществу на путях следования внутри зданий и сооружений и прилегающих к ним участках, при передвижении по пешеходным маршрутам территорий общего пользования в населенных пунктах, на объектах транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 4.2.8 ГОСТ Р 52875-2018 протяженный предупреждающий указатель вдоль края платформы (шуцлиния) можно обустраивать или путем укладки в составе поверхности полосы из камня с шероховатой поверхностью, или путем нанесения непосредственно на поверхность тактильной полосы двухслойного полимерного покрытия, или путем закрепления на поверхности тактильной полосы из композитных материалов.
В силу п. 5.1.10 Свода правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения и.о. Орловского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от 6 апреля 2023 г. № 14 проведена проверка железнодорожного вокзала Орел Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «Российские железные дороги».
Актом проверки от 7 апреля 2023 г. выявлены существенные нарушения закона. Так, в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 5.1.10 Свода правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя России 30 декабря 2020 г. № 904/пр (далее – СП 59.13330.2020) на вокзале отсутствует информация для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности - подходы к лестницам, предназначенным для осуществления прохода к залам ожидания и пассажирским платформам № 1, 2, 3, 4, 5, 6, не обозначены тактильно-контрастным наземным указателем по ГОСТ Р 52875. В нарушение статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 6.2.8 СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней лестничных маршей, ведущих к залам ожидания и пассажирским платформам № 1, 2, 3, 4, 5, 6 не нанесены противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступени (как правило желтого цвета, общей шириной 0,08-0,1 м.). В нарушение статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», отсутствует информация для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности - опоры информационных табло, освещения, оповещения, а также опоры контактной сети, расположенные на пассажирских платформах № 4, 6 не обозначены тактильно-контрастным наземным указателем по ГОСТ Р 52875. В нарушение статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 8.4.12 СП 59.13330.2020 граница опасной зоны у края пассажирских платформ № 2, 4, 6 со стороны путей не обозначена тактильными наземными указателями в соответствии с ГОСТ Р 52875. В нарушение статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 6.1.1 СП 59.13330.2020 входы в здание вокзала со стороны привокзальной площади, а также со стороны пассажирских платформ не оборудованы наружным вызывным устройством (средством связи) с персоналом. В нарушение ст. 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ, пункта 5.1.11 СП 59.13330.2020 пункт 41 Раздела IV Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250, пункта 6.1 Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2010 г. № 2705р асфальтовое покрытие островной платформы № 6 имеет многочисленные разрушения в виде выбоин, трещин.
Перечисленные выше нарушения были отражены в представлениях прокуратуры об устранении нарушений законодательства по обеспечению транспортной безопасности, внесенных 13 сентября 2022 г., 7 апреля 2023 г. в адрес начальника Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД». Кроме того, за указанные нарушения по постановлению прокурора 6 октября 2022 г., 5 мая 2023 г. ЦУГЖДН Ространснадзора юридическое лицо ОАО «РЖД» признано виновным и привлечено к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ. Однако нарушения до настоящего времени не устранены. Необходимые действия ответчиком не совершены.
Таким образом, исходя из представленных доказательств, с учетом норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что платформы железнодорожного вокзала Орел, не соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам транспортной инфраструктуры в части создания условий, обеспечивающих доступность данных объектов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», единый хозяйствующий субъект (ОАО «РЖД») осуществляет свою деятельность исходя из следующих основных принципов: сохранение единства и централизованного управления инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, находящейся в собственности единого хозяйствующего субъекта, обеспечение устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе перевозок в условиях военного положения и чрезвычайного положения.
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», публичная обязанность по оснащению специальными приспособлениями платформ и зданий вокзала для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан возложена на собственника объекта, т.е. на ОАО «РЖД», наличие договорных отношений не освобождает собственника от исполнения требований Закона.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обустройство не требует проведение реконструкции здания и сооружения, заявленные требования подлежат удовлетворению путем возложения обязанности по оснащению объектов специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан на ОАО «РЖД».
В соответствии с ст. 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» пассажирские платформы являются зонами повышенной опасности, в связи с чем несоответствие платформ установленным требованиям создает угрозу безопасности пассажиров.
Ссылка ответчика на локальные акты ОАО «РЖД», не относящиеся к нормативным правовым актам, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
Доводы ответчика об отсутствии соответствующего финансирования, отклоняются судом, поскольку заявленные прокурором требования основаны на нормах действующего федерального законодательства, не свидетельствуют о вмешательстве прокуратуры в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД».
Предъявление иска прокурора прежде всего направлена на исполнение требований закона и восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц пассажиров и не имеет целью вмешательство в хозяйственную деятельность ответчика.
Наличие инвестиционных программ не освобождает ОАО «РЖД» от обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Довод ответчика о финансовых затратах юридического лица и реализации инвестиционной программы не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку действующее законодательство не ставит выполнение перевозчиками и владельцами инфраструктур требований по оборудованию пассажирских платформ в зависимость от их финансовых возможностей.
Интересы ОАО «РЖД», являющегося коммерческой организацией, не могут ставиться в приоритет защите прав и законных интересов пассажиров, в том числе из числа маломобильных групп населения
Вопреки доводам ответчика, требования прокурора о нанесении информации для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности – опоры информационных табло, освещения, оповещения, а также опоры контактной сети, расположенных на пассажирских платформах № 4, 6, обозначив тактильно-контрастным наземным указателем по ГОСТ Р 52875, заявлены на основании п. 5.1.10 СП 59.13330.2020.
Утверждение ответчика о том, что устранение нарушений, выразившихся в многочисленных разрушений в виде выбоин, трещин асфальтового покрытия остравной платформы № 6 планируется до конца 2024 г., не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, с учетом объема работ и времени, необходимого для исполнения решения суда, суд возлагает на ОАО «РЖД» обязанность устранить допущенные нарушения в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ОАО «РЖД» подлежит взысканию в доход муниципального образования «город Орел» госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Орловского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в течение 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о защите прав пассажиров по беспрепятственному пользованию железнодорожным транспортом, на железнодорожном вокзале Орел Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» посредством:
- нанесения информации для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности – подходам к лестницам, предназначенным для осуществления прохода к залам ожидания и пассажирским платформам № 1, 2, 3, 4, 5, 6, обозначив тактильно-контрастным наземным указателем по ГОСТ Р 52875;
- нанесения на проступях краевых ступеней лестничных маршей, ведущих к залам ожидания и пассажирским платформам № 1, 2, 3, 4, 5, 6 противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени (как правило желтого цвета, общей шириной 0,08-0,1 м.);
- нанесения информации для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности – опоры информационных табло, освещения, оповещения, а также опоры контактной сети, расположенные на пассажирских платформах № 4, 6 и обозначив тактильно-контрастным наземным указателем по ГОСТ Р 52875;
- обозначения границы опасной зоны у края пассажирских платформ № 2, 4, 6 со стороны путей тактильными наземными указателями в соответствии с ГОСТ Р 52875;
- оборудования входов в здание вокзала со стороны привокзальной площади, а также со стороны пассажирских платформ наружным вызывным устройством (средством связи) с персоналом;
- устранения многочисленных разрушений в виде выбоин, трещин асфальтового покрытия островной платформы № 6.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход муниципального образования «город Орел» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 6 июня 2024 г.
Судья Е.А. Лазуткин