2а-1038/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Ступниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Советского районного суда города Орла административное дело по административному иску Военного прокурора Брянского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к военному комиссариату Орловской области, призывной комиссии Орловской области о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Брянского гарнизона обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с административным иском к военному комиссариату Орловской области, призывной комиссии Орловской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии.
В обоснование иска военный прокурор Брянского гарнизона указал, что 23 января 2012 г. на воинский учет в военном комиссариате поставлен ФИО2, ДД.ММ.ГГ года рождения.
В период весеннего призыва 2016 года ФИО2 представил в военный комиссариат Заводского и Советского районов г. Орла акт исследования состояния его здоровья №572 от 17 мая 2016 г., выданный бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко» (далее- БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко»), согласно которому он имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы <данные изъяты>
На основании указанного медицинского документа ФИО2 решением призывной комиссии военного комиссариата Заводского и Советского районов г. Орла признан ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Военный билет ему не выдавался.
При этом прокурорской проверкой установлено, что представленный ФИО2 акт исследования состояния здоровья является подложным, поскольку в период с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» он за медицинской помощью не обращался.
Согласно справки об исследовании №110/и от 03 февраля 2021 г., подготовленной ЭКЦ УМВД России по Орловской области, оттиск прямоугольного штампа БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» и оттиск гербовой печати БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», расположенные в акте исследования состояния здоровья на имя ФИО2 нанесены формами высокой печати. Оттиск прямоугольного штампа БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», расположенный на акте исследования состояния здоровья на имя ФИО2 и оттиск прямоугольного штампа БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», представленный в качестве образца, нанесены разными штампами.
В связи с чем считает, что решение призывной комиссии военного комиссариата Заводского и Советского районов г. Орла о признании ФИО2 ограниченно годным к военной службе и освобождении его от призыва на военную службу, принято незаконно.
На основании изложенного просит суд признать решение призывной комиссии военного комиссариата Заводского и Советского районов г. Орла №38 от 05 июля 2016 г. незаконным, признать решение призывной комиссии Орловской области №52 от 08 июля 2016 г. в части утверждения решения призывной комиссии военного комиссариата Заводского и Советского районов г. Орла №38 от 05 июля 2016 г. незаконным.
В судебное заседание старший помощник военного прокурора Брянского гарнизона Глухоедов И.С. не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Орловской области Сапунова Т.В. возражала против удовлетворения административных исковых требований, представила письменный отзыв, согласно которому на момент освобождения от призыва на военную службу призывная комиссия района располагала сведениями об имеющемся у ФИО2 заболевании, указанном в акте исследования состояния здоровья. Данный акт имеет юридическое значение для призывной комиссии и в настоящее не признан недействительным или незаконным.
Считает недостаточным основанием для признания акта исследования состояния здоровья подложным сообщение из учреждения здравоохранения.
Кроме того ссылается на то обстоятельство, что призывная комиссия не осуществляла лечение и диагностику заболеваний, проводит только осмотр граждан и исследование информации о состоянии здоровья на основании данных, представленных в призывную комиссию.
При этом полагает, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, поскольку о нарушении прав и законных интересов ему стало известно 06 августа 2020 г., а обратился военный прокурор Брянского гарнизона в суд с административным иском в марте 2021 г.
В связи с чем просит суд отказать в удовлетворении административного иска.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще.
Представитель административного ответчика призывной комиссии г. Орла Орловской области, представитель заинтересованного лица БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, заключение эксперта, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований военного прокурора Брянского гарнизона по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 39 КАС РФ).
На основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 1 статьи 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ).
Пункт 1 Приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 г. № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663», предусмотрено, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно пункту 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных Законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами РФ, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. В соответствии с пунктом 18 указанного Положения контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации.
Пунктом 22 Положения о военно-врачебной экспертизе определено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
В судебном заседании установлено, что Указом Губернатора Орловской области от 25 марта 2016 г. № 142 «О создании призывной комиссии Орловской области и призывных комиссий муниципальных районов и городских округов Орловской области для проведения призыва граждан на военную службу в апреле - июле 2016 года» создана призывная комиссия Орловской области.
ФИО2, ДД.ММ.ГГ года рождения, являлся призывников на военную службу.
Согласно акту исследования состояния здоровья № 572 от 17 мая 2016 г., призывник ФИО2 в связи с направлением призывной комиссии военного комиссариата Орловской области от 05 мая 2016 г. в период времени с 11 мая 2016 г. по 17 мая 2016 г. находился на стационарном обследовании в БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» по поводу жалоб на периодически возникающую изжогу. По результатам обследования призывнику выставлен диагноз <данные изъяты>
05 июля 2016 г. врачом- специалистом военно- врачебной комиссии, на основании данного акта исследования состояния здоровья, выданного от имени БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», составлен лист медицинского освидетельствования, в соответствии с которым ФИО2 выставлена категория годности «В» на основании статьи 58 «в» графы I Расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123).
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (в редакции (в ред. Федерального закона от 19.07.2001 № 102-ФЗ.)
Решением призывной комиссии военного комиссариата Заводского и Советского районов г. Орла №38 от 05 июля 2016 г. ФИО2 освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Данное решение призывной комиссии военного комиссариата Заводского и Советского районов г. Орла утверждено призывной комиссий Орловской области 08 июля 2016 г. (протокол № 52).
Указанные обстоятельства подтверждаются личным делом призывника ФИО2, копией учетно- алфавитной книги призывников 1995 года рождения, состоящих на воинском учете в военном комиссариате Заводского и Советского районов г. Орла, копиями дела № 81 с протоколами призывных комиссий, начатого 01 апреля 2016 г. и оконченного 02 июня 2016 г.
Вместе с тем, в ходе проверки военным прокурором Брянского гарнизона 19 января 2021 г. были запрошены сведения в БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» о нахождении на стационарном лечении ФИО2 в рассматриваемый период времени.
Из ответа главного врача БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» Дробязгина И.Г. следует, что ФИО2 находился на стационарном лечении в отделении терапии с 24 мая 2016 г. по 27 мая 2016 г. по направлению РВК с диагнозом <данные изъяты>, акт исследования состояния здоровья ФИО2 № 504.
Данное обстоятельство подтверждается и обозренными в судебном заседании журналами учета приема пациентов и отказов в госпитализации БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» № 23 начатом 06 мая 2016 г. и оконченном 11 мая 2016 г., № 24 начатом 12 мая 2016 г., оконченном 18 мая 2016 г.
Кроме того, экспертно- криминалистическим центром УМВД России по Орловской области по обращению военного прокурора Брянского гарнизона проведено исследование акта состояния здоровья № 572 на имя ФИО2
Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве эксперта эксперт ЭКЦ УМВД России по Орловской области Самохвалова А.В. пояснила, что оттиск прямоугольного штампа БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» и оттиск гербовой печати БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», расположенные в акте исследования состояния здоровья №572 от 17 мая 2016 г. на имя ФИО2 нанесены формами высокой печати. Оттиск прямоугольного штампа и оттиск гербовой печати БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», расположенные на акте исследования состояния здоровья и оттиск прямоугольного штампа и гербовой печати БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», представленные в качестве образцов, нанесены разными штампами и печатями. Установлено различие по содержанию.
Также пояснила, что ею проводилось сравнение оттисков печати и штампа в исследованном акте со всеми похожими образцами оттисков печатей и штампов, представленными в журнале образцов.
Выводы эксперта ЭКЦ УМВД России по Орловской области Самохваловой А.В. суд принимает во внимание в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку проведенное ею исследование выполнено с учетом полного анализа представленной документации. Суд не находит оснований не доверять выводам эксперта, так как экспертиза проведена лицом, обладающими специальными познаниями. Перед дачей показания в судебном заседании эксперт предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы эксперта мотивированы, согласуются с иными материалами административного дела, не допускают двойного толкования.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о необоснованности выставления ФИО2 диагноза <данные изъяты>, и как следствие, незаконности принятия решений призывной комиссии военного комиссариата Заводского и Советского районов г. Орла оформленного протоколом №38 от 05 июля 2016 г. и призывной комиссии Орловской области, оформленного протоколом №52 от 08 июля 2016 г., о выставлении категория годности «В» и освобождении призывника от призыва на военную службу, на основании диагноза, подтвержденного фиктивным актом исследования состояния здоровья, поскольку данные решения нарушают интересы Российской Федерации, как государства, на территории которого Конституцией РФ предусмотрена защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства, а также интересы неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований военного прокурора Брянского гарнизона и признании незаконным указанных решений призывных комиссий.
При этом, суд считает не обоснованным утверждение представителя ответчика военного комиссариата Орловской области о пропуске военным прокурором Брянского гарнизона трехмесячного срока на обращение в суд с требованием о признании решения призывной комиссии незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с материалами рассматриваемого административного дела, материалы личного дела призывника ФИО2 представлены отделом ФСБ России военному прокурору Орловского района Орловской области в августе 2020 г.
Вместе с тем, сведения, подтверждающие факт отсутствия обращения ФИО2 за медицинской помощью в БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» в период времени, указанный в представленном в военный комиссариат акте исследования состояния здоровья, справка по результатам технико- криминалистического исследования акта исследования состояния здоровья ФИО2 получены военным прокурором Брянского гарнизона только в феврале 2021 г.
С рассматриваемым административным иском военный прокурор Брянского гарнизона обратился в суд 30 марта 2021 г. Следовательно, установленный статьей 219 КАС РФ срок на обращение в суд, административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования военного прокурора Брянского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к военному комиссариату Орловской области, призывной комиссии Орловской области о признании незаконным решения призывной комиссии, удовлетворить.
Признать незаконным решения призывной комиссии военного комиссариата Заводского и Советского районов г. Орла №38 от 05 июля 2016 г. об освобождении ФИО2, ДД.ММ.ГГ года рождения, от призыва на военную службу, а также решение призывной комиссии Орловской области №52 от 08 июля 2016 г. об утверждении решения призывной комиссии военного комиссариата Заводского и Советского районов г. Орла №38 от 05 июля 2016 г. в части освобождения ФИО2 от призыва на военную службу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в Орловский областной суд.
Мотивированный текст решение суда изготовлен 07 мая 2021 г.
Председательствующий Т.Н. Горбачева