Решение по делу № 2-949/2021 от 03.08.2020

Дело № 2-949/2021

УИД: 24RS0046-01-2020-004165-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года                   г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Солодовниковой Ю.В.

с участием представителя истца Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> ФИО4

представителя ответчика ФИО1ФИО2

при секретаре Головиной К.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ФИО1 о возложении обязанности по совершению действий,

      У С Т А Н О В И Л :

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском (с учетом уточнений) к ФИО1 о возложении обязанности по совершению действий, направленных на запрет использования стационарных источников негативного воздействия, а именно: котельной; печи банной чугунной Везувий Легенда Стандарт <адрес>; печи банной чугунной Везувий Легенда Стандарт <адрес> (источник бани ); купели (печи) (источник купели печи ); купели (печи) (источник купели печи ), и демонтаже указанных источников, расположенных по адресу: <адрес>А.

          Требования мотивированы тем, что Министерством проведена проверка на предмет выполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ за , о чем составлен акт проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому установлено, что по адресу: <адрес>А, ИП ФИО8 мероприятия, указанные в предписании осуществлены не были, в связи с тем, что ИП ФИО8 не осуществляется предпринимательская деятельность на данной территории. Собственником земельного участка по адресу: <адрес>А, является ответчик ФИО1 Поскольку природоохранные мероприятия ИП ФИО8 проведены не были, учитывая, что ИП ФИО8, в отношении которого проводилась проверка, в настоящее время земельный участок не эксплуатируется, Министерство считает необходимым возложить данную обязанность по демонтажу источников негативного воздействия на собственника ФИО1

По ходатайству стороны истца протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель ФИО8

Представитель истца Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, будучи в судебном заседании на заявленных исковых требованиях с учетом уточнений настаивала, просил требования удовлетворить. Подтвердил, что обстоятельства установления нарушений ИП ФИО8 требований санитарно-экологического законодательства были установлены весной-летом 2019 года. Впоследствии, Министерством в отношении ИП ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о назначении административного наказания по ст. 8.1 Кодекса об административных правонарушениях с наложением штрафа в 2000 руб., а также по результатам акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО8, как лицу, ведущему на период проверки деятельность, было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, предписание ИП ФИО8 выполнено не было, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО8 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в виде предупреждения. После того, как ИП ФИО8 сообщил о том, что он прекратил вести деятельность по адресу: <адрес>А, иных мер административного воздействия на собственника ФИО1 не предпринималось. После этого, отборы проб проводились в октябре и ноябре 2021 года, где частично было зафиксировано превышение выбросов.

Ответчик ФИО1, третье лицо ФИО8, будучи извещенные о времени, месте и дате судебного заседания, в суд не явились, направили представителя ФИО2, который действуя на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, будучи в судебном заседании по заявленным исковым требованиям, в том числе с учетом уточнений, возражал. Дополнительно суду пояснил, что земельный участок по адресу: <адрес>А, с кадастровым номером , принадлежит на праве собственности ФИО1 На указанном земельном участке расположены нежилые объекты недвижимости, в том числе хозяйственная постройка, котельная, жилое здание, нежилое строение, которые принадлежат на праве собственности ФИО1 Ранее, на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО8 принял в пользование земельный участок с объектами недвижимости, для ведения предпринимательской деятельности, которая была прекращена последним в январе 2020 года. В 2019 году собственнику ФИО1 Министерством было вынесено постановление о назначении административного наказания в апреле 2019 года в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, которое было рассмотрено Свердловским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, между тем, отменено <адрес>вым судом ДД.ММ.ГГГГ по жалобе ФИО1, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, поскольку не установлено превышение предельно допустимых выбросов источниками ответчика. Тем более, у ответчика установлен экокотел, который относится к первому классу экологичности. Также, осенью 2019 года Министерство выносило в адрес ИП ФИО8, осуществляющего деятельность предписание на предмет устранения источников негативного воздействия. Однако, предписание ФИО8 выполнено не было, деятельность он прекратил. Более никаких мер административного реагирования к ответчику не предпринималось. Считает, что факт негативного воздействия на окружающую среду со стороны ответчика, Министерством не доказан. Отборы проб, которые проводились в октябре и ноябре 2021 года, также показали неоднозначные результаты.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч. 2).

Статьей 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела, собственником земельного участка по адресу: <адрес>А, с кадастровым номером , площадью 1250 кв.м., является ответчик ФИО1, что подтверждается сведениями из ЕГРН (т. 1 л.д. 128-142).

На указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: нежилая хозяйственная постройка площадью 44,8 кв.м., нежилая котельная площадью 14 кв.м., жилое строение площадью 61,8 кв.м., нежилое здание площадью 62,1 кв.м., принадлежащие на праве собственности ответчику ФИО1 (т. 1 л.д. 143-171).

На основании договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 предоставила в безвозмездное срочное пользование земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700131:73, общей площадью 1250 кв.м. со зданиями и сооружениями по адресу: <адрес>А, индивидуальному предпринимателю ФИО8 (т. 1 л.д. 174-176).

Соглашением о расторжении договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, стороны пришли к соглашению о расторжении ранее заключенного договора с ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается актом о ликвидации объекта негативного воздействия (т. 1 л.д. 177-179).

Из материалов дела следует, что Министерством ДД.ММ.ГГГГ было составлено постановление о назначении административного наказания в отношении ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением штрафа 2000 руб., где в ходе проверки в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена документарная проверка, в ходе которой установлено, что на земельном участке, принадлежащем ФИО1, используются источники загрязнения атмосферного воздуха, а именно: котельная, в которой расположен котел автоматический угольный, который на момент осмотра ДД.ММ.ГГГГ эксплуатировался, из трубы шел прозрачный дым, а также в нежилом помещении (бани) установлены печи банные чугунные и купели. Составлен акт отбора проб атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ с подветренной и наветренной стороны, превышений максимально разовых предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, не зафиксировано (т. 1 л.д. 38-49).

Постановлением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации оборудования –автоматического угольного котла, на тридцать суток (т. 2 л.д. 24-25).

Решением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановление Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу прекращено, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых, было вынесено постановление (т. 2 л.д. 29-32).

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее, что ИП ФИО8 осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес>А, основным направлением которой является физкультурно-оздоровительная деятельность. В ходе проверки установлено, что отсутствует газоочистное оборудование на источниках загрязнения атмосферного воздуха. Отбор проб не производился, поскольку деятельность на момент проверки не велась (т. 1 л.д. 12-16).

По результатам данной проверки, Министерством в адрес ИП ФИО8 вынесено предписание по разработке и утверждении программы экологического контроля, а также проведение мероприятий по оборудованию источников негативного воздействия газоочистным оборудованием (т. 1 л.д. 10-11).

Из материалов дела следует, что ФИО1, а также ИП ФИО8 был разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ведения деятельности по адресу: <адрес>А.

Согласно заключению ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ИП ФИО5 прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу, по результатам которой установлено, что нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу источниками загрязнения – печи бань, котельной, печи купелей, соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-17 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений, ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (т. 1 л.д. 77-84).

По представленному стороной ответчика заключению по результатам обследования объекта по адресу: <адрес>А, выполненному ООО Проектное Бюро «Сиброект», составленному в марте 2021 года, следует, что техническое состояние индивидуальных строений и инженерных систем в частности печей Везувий Легенда Стандарт <адрес> в количестве двух единиц, котла, двух купелей, соответствует нормативным требованиям и не требует мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферный воздух и установке газоочистного оборудования.

Судом установлено, что в обоснование заявленных исковых требований, истцом заявлены события, которые легли в основу проверки весной-осенью 2019 года.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела по существу, истцом проводились проверки с целью составления актов отбора проб выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу в марте 2021 года, в которых, согласно справке к протоколу результатов измерений, исследований атмосферного воздуха зафиксировано превышение разовой предельно допустимой концентрации «диоксида углерода» в 0,29 раз, «взвешенных частиц» в 1,19 раз, «бензапирена» в 2,6 раза (т. 1 л.д. 107-118).

По сведениям МИ ФНС по <адрес> следует, что по адресу: <адрес>А в бане «Сундуки» осуществляет деятельность ИН ФИО8, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, применяет упрощенную систему налогооблажения, заявленный ОКВЭД «Деятельность физкультурно-оздоровительная». В инспекции ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована контрольно-кассовая техника с адресом установки: <адрес>А, место установки: «Баня Сундуки» (т. 1 л.д. 106).

Согласно представленного в материалы дела акта проведения планового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что труба котельной эксплуатировалась, в атмосферный воздух поступали загрязняющие вещества. Произвести отбор проб не представилось возможным, поскольку трубы бань не эксплуатировались, а площадку под отбор проб атмосферного воздуха найти не представилось возможным (т. 1 л.д. 201-210).

Из акта проведения планового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории располагается три источника негативного воздействия (две трубы бань, труба котельной). Во время проведения рейда источники воздействия (трубы бань) эксплуатировались, в атмосферный воздух поступали вредные (загрязняющие) вещества. Произвести отбор проб атмосферного воздуха не представилось возможным, поскольку плановое (рейдовое) мероприятие проводилось без участия передвижной аккредитованной лаборатории (т. 1 л.д. 214-218).

По результатам отбора проб атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно справке к протоколу результатов измерений, исследований атмосферного воздуха зафиксировано превышение среднесуточной предельно допустимой концентрации «взвешенных частиц» в 1,61 раз (т. 1 л.д. 236-261).

По результатам отбора проб атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ следует, что во время проведения мероприятия эксплуатировались источники негативного воздействия: труба бани, труба котельной. В атмосферный воздух поступали вредные (загрязняющие) вещества. В ходе мероприятия было установлено, что источник (труба бани) эксплуатируется непостоянно, с периодичностью, поток выбросов вредных (загрязняющих) веществ был направлен в другое направление от места отбора проб, что обусловлено часто меняющимся направлением ветра. Превышений максимально разовых предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, не зафиксировано (т.2 л.д. 2-13).

Допрошенный судом в качестве специалиста ФИО6, занимающий должность главного специалиста отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования <адрес>, суду пояснил, что административного расследования в отношении собственника ФИО1 не проводилось, в отношении ИП ФИО8 проводились внеплановые проверки, по результатам которых ФИО8 было дано предписание. Однако ФИО8 прекратил свою деятельность, тогда как, мы полагаем, что он продолжает ее вести. В отношении собственника объектов проводились проверки, результаты по которым были неоднозначные. Пояснил, что на отбор проб влияет направление ветра, экологическая ситуация в городе. Самый достоверный вариант по выбросам это промышленный отбор проб, который в данном случае не проводился, обычно проводится в рамках административного расследования.

Разрешая заявленные требования по существу, проанализировав вышеприведенные нормы материального права, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом, суд исходит из того, что стационарные источники негативного воздействия, расположенные по адресу: <адрес>А, на которые разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, соответствуют санитарным правилам нормативов предельно-допустимых выбросов в воздух.

Вопреки утверждениям стороны истца, достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком законодательства об охране окружающей среды, в связи с выбросом в атмосферный воздух вредных веществ при работе источников негативного воздействия, расположенных по адресу: <адрес>А, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, материалы дела не содержат.

Не содержат такой информации и материалы проверки, которые изначально были собраны в отношении собственника ФИО1, а затем, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО8

Представленные стороной истца акты отбора проб, составленные в ходе рассмотрения дела по существу, содержат неоднозначные выводы относительно постоянного наличия превышения максимально разовых, среднесуточных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в связи с чем, суд находит исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, как заявленные преждевременно.

Кроме того, суд исходит из того, что демонтаж стационарных источников является крайней мерой, до проведения которой, при наличии постоянного превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, целесообразно рассмотреть возможность проведения иных мероприятий, направленных на снижение выбросов в атмосферный воздух на эксплуатируемом объекте.

           При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ФИО1 о возложении обязанности по совершению действий запрета использования и демонтаже стационарных источников негативного воздействия, расположенных по адресу: <адрес>А, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

         Копия верна

Председательствующий судья                                                          Ю.В. Солодовникова

Мотивированное решение составлено 10 декабря 2021 года

Копия верна

Председательствующий судья                                                          Ю.В. Солодовникова

2-949/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Ответчики
Никитина Наталья Юрьевна
Другие
ИП Игошин Константин Николаевич
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярск
Судья
Солодовникова Ю.В.
Дело на странице суда
sverdl.krk.sudrf.ru
03.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.11.2020Предварительное судебное заседание
15.02.2021Предварительное судебное заседание
19.04.2021Предварительное судебное заседание
26.05.2021Предварительное судебное заседание
26.05.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.08.2021Предварительное судебное заседание
19.08.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.09.2021Предварительное судебное заседание
02.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Судебное заседание
10.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее