дело № 2а-2664/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 ноября 2018 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Н.Е.
при секретаре Коротневой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой Службы России № 5 по Липецкой области к Чернову О.Н. о восстановлении срока на обращение в суд, взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Липецкой области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Чернову О.Н. о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением и взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу. В обоснование требований ссылалась на то, что Чернову О.Н. были начислены транспортный налог за 2014 год в размере <данные изъяты> рублей, пени в связи с несвоевременной уплатой налога за этот же период в размере <данные изъяты> рублей; земельный налог за 2014 год в размере <данные изъяты> рублей, пени в связи с несвоевременной оплатой налога в размере <данные изъяты> рублей; налог на имущество за 2014 год в размере <данные изъяты> рублей, пени в связи с несвоевременной оплатой налога за этот же период в размере <данные изъяты> рублей. Налоговые уведомления и требования были направлены ответчику на бумажном носителе. Согласно номенклатурам дел МИФНС № 5 по Липецкой области за 2014 г., Перечню специфических документов, Перечню типовых управленческих архивных документов, указанные налоговые уведомления и требования отобраны к уничтожению как не имевшие научно-практической ценности и утратившие практическое значение и уничтожены. Административный истец просил восстановить срок подачи административного искового заявления в суд о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Также административный истец просил взыскать с Чернова О.Н. задолженность по налогам на общую сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Представитель административного истца МИФНС России № 5 по Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.
Административный ответчик Чернов О.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно, надлежащим образом, судебное извещение о рассмотрении дела возвратилось в суд с отметкой почтовой связи о истечении срока хранения.
В соответствии со ст. 150, ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и административного ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ч.1 ст. 3, ч.1 ст. 23 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии со ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Ставки по уплате земельного налога установлены Положением "Об уплате земельного налога на территории города Липецка", утвержденным решением Липецкого городского Совета депутатов от 1.10.2013 года N 731.
В соответствии со ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии со ст. 397 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В силу статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Частью 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога - письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты налогоплательщиком суммы налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Истец, обращаясь требования о взыскании задолженности по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц, транспортного налога за 2014 г. 14 августа 2018 г., установленные статьями 48, 70 Налогового кодекса РФ сроки обращения в суд с иском о взыскании налога за 2014 г. пропустил, что самой Инспекцией не оспаривается.
При этом, административным истцом не были представлены доказательства, подтверждающие вручение ответчику налогового уведомления и налогового требования.
Административный истец просит восстановить срок для подачи заявления в суд. Однако, не является уважительной причиной пропуска срока направления иска в суд о взыскании с ответчика налогов за 2014 г., установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ, то обстоятельство, что истцом направлялось большое количество других исков в суд. Никаких иных доказательств уважительности причин пропуска срока на подачу иска истцом не представлено.
Довод истца о том, что документы, подтверждающие направление ответчику налогового уведомления и требования об уплате налогов уничтожены в соответствии с нормативными актами, суд считает несостоятельными и не подтверждающими уважительность причин для восстановления срока обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по налогам.
В отсутствие установленных законом документов невозможно определить правильность начисления налогов, а также соблюдения процедуры направления налогового уведомления и налогового требования, что является обязательным условием при рассмотрении дел о взыскании задолженности по налогам и сборам.
Поскольку суду не представлены доказательства вручения ответчику налогового уведомления в соответствии с требованиями статьи 52 Налогового кодекса РФ, суд считает, что налоговый орган не исполнил своей обязанности по уведомлению ответчика о необходимости уплаты налога. В связи с этим не имеется правовых оснований считать, что у ответчика возникла обязанность по уплате налога.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований МИФНС России № 5 по Липецкой области не имеется, суд считает отказать в удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по налогам и пени.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой Службы России № 5 по Липецкой области отказать в удовлетворении исковых требований к Чернову О.Н. о восстановлении срока на обращение в суд с административным иском, взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, пени в связи с несвоевременной уплатой земельного налога в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, пени в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере <данные изъяты> рублей, пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, всего задолженности на общую сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Н.Е.Ситникова.
Решение в окончательной форме принято 14.11.2018 года.