Дело № 2а-286/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 ноября 2019 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Вайзингер М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай к Ярош Е.В. о взыскании задолженности по налогам и пене,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай обратилось в суд с указанным административным иском мотивируя тем, что административный ответчик владеет транспортным средством: Toyota probox государственный регистрационный знак <данные изъяты>, мощностью 105 л/с, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ, которое является объектом налогообложения. Истцом был исчислен налог за 2016 г. и выписано уведомление на уплату транспортного налога с расчетом налога за 2016 г. на сумму <данные изъяты>, также исчислен транспортный налог за 2017 г. в сумме <данные изъяты> и выписано уведомление на его уплату. В связи с тем, что в установленные законом сроки налог уплачен не был, на сумму недоимки, согласно требования №, были начислены пени в сумме 4 рубля 04 копейки. Судебный приказ о взыскании недоимки и пени по налогам № был вынесен ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями, отменен. Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай просит суд - взыскать с Ярош Е.В., ИНН №, недоимку и пеню по транспортному налогу в общей сумме <данные изъяты>.
Представитель административного истца, административный ответчик, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. Представитель административного истца, в исковом заявлении, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Административный ответчик Ярош Е.В., об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в ее отсутствие, не просила.
Суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом.
Изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Пункт 1 ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) предусматривает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В силу абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, что предусмотрено п. 1 ст. 358 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пунктом 1 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст. 409 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Из представленных в дело сведений об имуществе налогоплательщика – физического лица усматривается, что Ярош Е.В., с ДД.ММ.ГГГГ, является собственником легкового автомобиля Toyota probox государственный регистрационный знак <данные изъяты>, мощностью 105 л/с.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Статьей 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Административным истцом, Ярош Е.В., исчислен транспортный налог за 2016 г. в сумме <данные изъяты> и, в соответствии со ст. 11 НК РФ, уведомление (№ от ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости его уплаты, направлено должнику через личный кабинет налогоплательщика. Аналогичным образом налоговым органом ФИО2 исчислен транспортный налог за 2017 г. в сумме <данные изъяты> и, в соответствии со ст. 11 НК РФ, уведомление (№ от ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости его уплаты, направлено должнику через личный кабинет налогоплательщика. Тем самым, на налогоплательщика возложена обязанность уплатить данные налоги.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей, что предусмотрено п. 1 ст. 70 НК РФ.
В установленные законом сроки, административным ответчиком транспортный налог за 2016 г. уплачен не был, в связи с чем, налоговым органом, налогоплательщику Ярош Е.В. была начислена пеня и направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Также, в связи с неуплатой Ярош Е.В. транспортного налога за 2017 г., ей было направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
На основании положений ст. 48 НК РФ, ст.ст. 123.1., 123.7. КАС РФ и разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», взыскание обязательных платежей и санкций производится в порядке приказного производства.
Поскольку судебный приказ выносится по бесспорным требованиям, в случае поступления от должника в установленный срок возражений, он подлежит отмене.
В целях взыскания имеющейся за налогоплательщиком задолженности, налоговый орган обратился в мировой судебный участок Турочакского района Республики Алтай с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ярош Е.В. указанных выше обязательных платежей и санкций. Судебный приказ № вынесен ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившим возражением должника – «оплатила в срок».
В соответствии с положениями абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
По смыслу ч. 6 ст. 289 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 32 КАС РФ, является исполнение административным истцом обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пени и штрафов, а также соблюдения сроков обращения в суд.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон.
Абзацем 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует, что самым ранним требованием является требование №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с установленным сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, при этом, общая сумма задолженности по транспортному налогу за 2016 и 2017 годы и пене, составляет <данные изъяты>, т.е. не превышает 3 000 рублей.
Таким образом, у налогового органа, право на обращение в суд с административным иском о взыскании недоимки по транспортному налогу должно возникнуть после ДД.ММ.ГГГГ (по ДД.ММ.ГГГГ включительно) или после того, как задолженность налогоплательщика превысит 3 000 рублей.
Настоящее административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции за №, т.е. до истечения установленного абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ срока при сумме задолженности менее 3 000 рублей и возникновения права на обращение в суд.
При изложенных выше и установленных в судебном заседании обстоятельствах, административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай к Ярош Е.В. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай в удовлетворении административных исковых требований к Ярош Е.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу в общей сумме <данные изъяты>, из которой задолженность по налогу <данные изъяты>, пеня <данные изъяты>, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 8 ноября 2019 г.
Судья К.В. Албанчинова