Решение по делу № 2а-1612/2020 от 19.08.2020


Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2020 года

УИД № 66RS0024-01-2020-002710-72

Дело № 2а-1612/2020

                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Верхняя Пышма                                 15 октября 2020 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего М.П. Вершининой,

при секретаре Коноплине П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Меньшиковой Валентине Александровне о взыскании задолженности по налогам и пени,

установил:

административный истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Меньшикова В.А. является плательщиком налогов. Так 26.11.2014 в инспекцию Меньшиковой В.А. представлена декларация о полученном доходе за 2013 год. Исходя из представленной декларации сумма дохода Меньшиковой В.А. составила 813 304,40 рублей. С учетом произведенного зачета по имущественному вычету в размере 3 616 рублей, сумма налога на доходы физических лиц составила 102 114 рублей. 26.11.2014 Меньшиковой В.А. произведена уплата налога в размере 102 114 рублей. Однако, Меньшикова В.А. в нарушение пункта 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации произвела уплату налога спустя 4 месяца со дня, установленного законодательством срока по уплате налога, то есть только 26.11.2014. В связи с чем в период с 16.07.2014 по 25.11.2014 в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику начислены пени. Кроме того, инспекцией в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2014 год налогоплательщику в период с 01.10.2015 по 01.11.2015 начислены пени в размере 20,11 рублей. Кроме того, инспекцией принято решение № 47512 от 14.054.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в непредставлении в установленный срок декларации по форме 3-НДФЛ и назначении штрафа в размере 100 рублей. В соответствии со статьями 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неуплатой налога должнику направлены требования: № 77534 от 03.07.2015 об уплате штрафа, № 766964 от 01.12.2015 об уплате пени по земельному налогу, № 1057 от 02.08.2017 об уплате пени по налогу на доходы физических лиц. 30.09.2019 мировым судьей судебного участка № 3 Верхнепышминского судебного района вынесен судебный приказ № 2а-3276/2019. Пропуск срока для обращения в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа имел место в связи с модернизацией на основании Приказа ФНС России от 22.03.2016 № ММВ-7-6/153@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения подсистемы «Централизованный учет налогоплательщиков» АИС «Налог Пром-3» программного комплекса АИС «Налог Пром-3», по окончанию проведения которой инспекция обратилась в суд о принудительном взыскании налога с должника. 30.01.2020 мировым судьей в связи с поступившими возражениями должника вынесено определение об отмене судебного приказа. Налоговому органу необходимо было обратиться в суд с административным иском до 30.07.2020. Пропуск срока имел место в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции в период с 19.03.2020 по 30.04.2020 деятельность органов государственной деятельности была приостановлена.

    Административный истец, административный ответчик в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о месте и времени судебного заседания путем направления судебного извещения по адресам, имеющимся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Верхнепышминского городского суда в сети интернет: http://www.verhnepyshminsky.svd.ru. Об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации установлена налоговая ставка в размере 13%.

За недоплату гражданином налога пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы.

В силу пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Уплата земельного налога урегулирована положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный налог устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, земельный участок, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, признаются налогоплательщиками земельного налога.

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (часть 1).

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (часть 2).

Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пеней, порядок и условия начисления и уплаты которой установлен статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 – 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из материалов дела следует, что Меньшиковой В.А. 26.11.2014 в Межрайонную ИФНС России № 32 по Свердловской области была подана налоговая декларация за 2013 год, согласно которой ей был получен доход в размере 813 304,40 рублей.

На основании данных сведений был исчислен налог в размере 102 114 рублей.

В нарушение пункта 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога произведена Меньшиковой лишь 24.11.2014, то есть спустя 4 месяца со дня установленного законодательством срока по уплате налога. В связи с чем Меньшиковой В.А. начислены пени в размере 3 734,81 рублей. Кроме того, 14.05.2015 ответчик привлечена к ответственности за несвоевременное предоставление вышеуказанной декларации со штрафом в 100 рублей.

Кроме того, за ответчиком по сведениям регистрирующих органов зарегистрированы объекты налогообложения: земельный участок с КН по адресу: <адрес> и квартира с КН по адресу: <адрес>

Вместе с тем, земельный налог Меньшиковой В.А. уплачен несвоевременно, в связи с чем за период с01.10.2015 по 01.11.2015 начислены пени в размере 20,11 рублей.

В настоящее время согласно представленной налоговым органом информации о состоянии расчетов у Меньшиковой В.А. имеется задолженность по уплате пени и штрафа в размере 3 854,92 рублей.

В адрес налогоплательщика было направлено требование № 77534 об уплате штрафа в размере 100 рублей, предоставлен срок для исполнения до 23.07.2015; также было направлено требование № 766964 об уплате пени по налоге на имущество физических лиц за 2013 год и земельного налога и пени за 2014 год в размере 635,05 рублей и 20,11 рублей соответственно, предоставлен срок для исполнения до 28.01.2016; требование № 1057 об уплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 3 734,81 рублей, предоставлен срок для исполнения до 21.09.2017.

Требования МИФНС России № 32 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке в установленные сроки исполнены не были, что послужило основанием для обращения30.09.2019 к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан 30.09.2019 и отменен в связи с поступившими возражениями должника – 30.01.2020.

Вместе с тем, несмотря на то, что обязанность административным ответчиком об уплате налогов, пени, штрафов не исполнена, требования МИФНС России № 32 по Свердловской области удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока на обращение в суд, пропуск которого является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе подать заявление в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица превышает 3 000 рублей.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд составляет шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пени.

При этом абзацем 2 пункта 2 данной статьи предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Поскольку сумма задолженности Меньшиковой В.А. по пени и штрафам превысила 3000 рублей после выставления требования № 1057 со сроком добровольного исполнения до 21.09.2017, то срок на обращение в суд у налогового органа в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации истекал после истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате пени и штрафа, то есть 21.03.2018.

Как следует из сведений, представленных мировым судьей судебного участка № 3 Верхнепышминского судебного района Свердловской области, с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился к мировому судье 30.09.2019, то есть с пропуском установленного законом срока. Доказательств обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки административным истцом не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.

Кроме того, административным истцом при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением также был пропущен срок на обращение в суд, установленный в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка №3 Верхнепышминского судебного района города Свердловской области 30.01.2020, то срок на обращение в суд истекал 30.07.2020, вместе с тем в суд с административным исковым заявлением административный истец обратился только 19.08.2020, то есть по истечении установленного срока.

Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд при подаче заявления о вынесении судебного приказа административным истцом, а также с настоящим иском не представлено, судом уважительных причин пропуска срока не установлено.

Из материалов дела следует, что у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные сроки, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Таким образом, несоблюдение МИФНС России № 32 по Свердловской области установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Меньшиковой Валентине Александровне о взыскании задолженности по налогам и пени, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.

Судья                                         М.П. Вершинина

2а-1612/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС № 32
Ответчики
Меньшикова Валентина Александровна
Суд
Верхнепышминский городской суд Свердловской области
Судья
Вершинина Марина Павловна
Дело на сайте суда
verhnepyshminsky.svd.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
21.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2020Дело оформлено
15.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее