Дело №12-418/2024
75RS0001-02-2023-008316-57
Р Е Ш Е Н И Е
13 сентября 2024 года город Владивосток
Судья Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края З.В. Костюк,
рассмотрев жалобу Немкова Сергея Ивановича на постановление начальника отдела мониторинга, анализа охраны, защиты лесов Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Ивановой Е.С. от 18 октября 2023 года № ЗК-03-ЗЛ-2023 о привлечении должностного лица – министра природных ресурсов Забайкальского края Немкова Сергея Ивановича, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела мониторинга, анализа охраны, защиты лесов Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Ивановой Е.С. от 18 октября 2023 года № ЗК-03-ЗЛ-2023 министр природных ресурсов Забайкальского края Немков С.И. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Немков С.И. не согласился с указанным постановлением, им подана жалоба, из содержания которой следует, что 27.08.2022 года в Аргунском лесничестве Нерчинско-Заводском участковом лесничестве квартале 161 выделе 27 было проведено лесопатологическое обследование (далее – ЛПО), по результатам которого был составлен акт ЛПО от 20.01.2023 № 2023-4-46 Аргунского лесничества Нерчинско-заводского участкового лесничества квартал 161 выдел 27 площадь выдела 25 га (далее – акт от 20.02.2023 № 2023-4-46). Также 27.08.2022 года ЛПО было проведено в Аргунском лесничестве Нерчинско-Заводском участковом лесничестве квартале 161 выделе 21, по результатам которого был составлен акт ЛПО от 20.01.2023 № 2023-4-47 Аргунского лесничества Нерчинско-заводского участкового лесничества квартал 161 выдел 21 площадь выдела 17 га (далее – акт от 20.01.2023 № 2023-4-47). Согласно ст.60.6 Лесного кодекса РФ по результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. 20.01.2023 года на основании ст.60.6 Лесного кодекса РФ, и обязанностей, возложенных разделом 2 пункт 12.18.1.6 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утв. Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 503, он утвердил и подписал усиленной квалифицированной электронной подписью акты ЛПО от 20.01.2023 № 2023-4-46 и от 20.01.2023 № 2023-4-47, содержащие сведения о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, которые впоследствии были размещены на официальном сайте Министерства природных ресурсов Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с п.2 Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1158) (далее – Положение об осуществлении контроля) контроль за достоверностью сведений и обоснованностью мероприятий осуществляют территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства. В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2015 № 202, Департамент является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Дальневосточного федерального округа. Согласно п.4 Положения об осуществлении контроля, контроль за достоверностью сведений, указанных в акте обследования осуществляется путем документарной проверки. Основаниями для признания сведений недостоверными являются; а) несоответствие сведений данным государственного лесопатологического мониторинга; б) несоответствие сведений таксационным характеристикам лесного участка (более чем на 20%) при отсутствии обоснования причин несоответствия в акте обследования. 09.02.2023 года в ходе проведения документарной проверки достоверности сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, содержащихся в актах ЛПО лесных насаждений Забайкальского края заместителем начальника отдела мониторинга, анализа охраны, защиты лесов Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Казанцевой Е.Ю. было выявлено правонарушение и зафиксировано актом проверки от 09.02.2023 № 5-ЛПО. В ходе проведения проверки установлено, что в акт от 20.01.2023 № 2023-4-46 внесены недостоверные сведения, а именно сведения таксационных описаний не соответствуют выписке из государственного лесного реестра более, чем на 20 % (площадь выдела), в акте от 20.01.2023 № 2023-4-47 внесены недостоверные сведения, а именно сведения таксационных описаний не соответствуют выписке из государственного лесного реестра более, чем на 20 % (запас, кбм/га). Однако в актах ЛПО от 20.01.2023 №2023-4-46 и от 20.01.2023 № 2023-4-47 обоснованы причины несоответствия таксационных характеристик. Согласно пп.1 актов ЛПО от 20.01.2023 № 2023-4-46 и от 20.01.2023 № 2023-4-47, фактическая таксационная характеристика не соответствует таксационному описанию по причине давности лесоустройства 1988 года. Данный факт подтверждается и актом документарной проверки от 09.02.2023 № 5-ЛПО. Следовательно, это не является основанием для признания сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, содержащихся в актах от 20.01.2023 №2023-4-46 и от 20.01.2023 № 2023-4-47 недостоверными по п.4 «б» Положения об осуществлении контроля. Сведения таксационных описаний являются достоверными, так как соответствуют выписке из государственного лесного реестра более, чем на 80 %. Допущенные несоответствия обоснованы причиной в актах обследования от 20.01.2023 №2023-4-46 и от 20.01.2023 № 2023-4-47. При указанных обстоятельствах, в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.5.2 КоАП РФ. Решение о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.5.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей является неправомерным. Помимо вышеизложенного, он, как лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Уведомления, направленные в его адрес по месту работы в Министерство природных ресурсов Забайкальского края по адресу: <адрес>, не смотря на то, что адресованы ему, как должностному лицу, не могут быть признаны надлежащим извещением, поскольку нормами КоАП РФ не предусмотрено извещение граждан по месту их работы. Вместе с тем, согласно правовой позиции, отраженной а пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения. Такими сведениями на момент рассмотрения дела об административном правонарушении № ЗК-03-ЗЛ-2023 он не располагал. Просит отменить постановление начальника отдела мониторинга, анализа охраны, защиты лесов Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства – Ивановой Е.С. от 18 октября 2023г. по делу об административном правонарушении № ЗК-03-ЗЛ-2023.
Немков С.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания был уведомлен надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступали, причины неявки суду не известны.
В судебном заседании начальник отдела мониторинга, анализа охраны, защиты лесов Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Иванова Е.С. возражала относительно доводов жалобы, указав, что постановление обоснованно, законно и содержит мотивированные выводы.
Представитель Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, действующая на основании доверенности Рубан А.В., в судебном заседании возражала относительно доводов жалобы Немкова С.И., просила постановление Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному округу № ЗК-03-ЗЛ-2023 от 18.10.2023 оставить без изменения.
Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, судья приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 8.5.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования либо размещение на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" утвержденного акта лесопатологического обследования, содержащего недостоверные сведения о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1158 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений», контроль за достоверностью сведений, указанных в акте обследования, осуществляется путем их документарной проверки. Основаниями для признания сведений недостоверными являются: а) несоответствие сведений данным государственного лесопатологического мониторинга; б) несоответствие сведений таксационным характеристикам лесного участка (более чем на 20 процентов) при отсутствии обоснования причин несоответствия в акте обследования.
В соответствии с п. 1 Порядка проведения лесопатологических обследований, утвержденного приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 года N 910, лесопатологическое обследование проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга (далее - ГЛПМ), а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1158 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений" (далее – Положение об осуществлении контроля) контроль за достоверностью сведений и обоснованностью мероприятий осуществляют территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства.
В соответствии с Приказом Рослесхоза от 19.06.2015 № 202 «Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу» Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Дальневосточного федерального округа.
В соответствии с п. 4 Положения об осуществлении контроля все акты лесопатологических обследований, поступающие в Департамент, подлежат контролю за достоверностью сведений, указанных в актах лесопатологических обследований, путем их документарной проверки. По результатам документарной проверки составляется акт проведения документарной проверки.
В силу ч. 3 ст. 60.6 Лесного кодекса РФ по результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В силу положений п. 56 Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденного приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 года N 910 акт лесопатологического обследования утверждается руководителем уполномоченного органа или его заместителем.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом, 20.01.2023 по адресу: <адрес>, министр природных ресурсов Забайкальского края Немков С.И. допустил, путем утверждения и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью, включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акты лесопатологических обследований и размещение на официальном сайте Министерства природных ресурсов Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» утвержденных актов лесопатологических обследований, содержащих недостоверные сведения о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, акты лесопатологических обследований № 2023-4-46 Аргунского лесничества Нерчинско-заводского участкового лесничества квартал 161 выдел 27 площадь выдела 25 га, № 2023-4-47 Аргунского лесничества Нерчинско-заводского участкового лесничества квартал 161 выдел 21 площадь выдела 17 га.
В ходе проверки установлено, что в акт от 20.01.2023 № 2023-4-46 внесены недостоверные сведения, а именно сведения таксационных описаний не соответствуют выписке из государственного лесного реестра более чем на 20 % (площадь выдела), в акт от 20.01.2023 № 2023-4-47, внесены недостоверные сведения, а именно сведения таксационных описаний не соответствуют выписке из государственного лесного реестра более чем на 20 % (запас, кбм/га), что повлекло нарушение п. 4 «б» Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1158 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений".
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью следующих доказательств: протоколом об административном правонарушении № ЗК-03-ЗЛ-2023 от 04.10.2023; актами лесопатологических обследований от 20.01.2023 №№ 2023-4-46, 2023-4-47; иными материалами дела.
Данные доказательства оценены судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, и признаны допустимыми и достоверными доказательствами по делу.
Согласно статьи 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Содержание названных функций раскрыто в пунктах 4, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. (п.4 постановления Пленума).
Довод жалобы относительно уважительности причин не соответствия исходных данных государственного лесного реестра с фактическими данными, судья признает несостоятельным, поскольку Немкову С.И. вменяется нарушение выразившееся в отражении в актах лесопатологического обследования – исходных данных государственного лесного реестра, которые не соответствуют представленной выписке государственного лесного реестра в отношении указанных в актах участков, согласно которой указана площадь 22,0 га, когда как в акте № 2023-4-46 заявлена площадь 25 га, в части таксационного описания указан запас древесины на 1 га 50 куб.м, а в акте № 2023-4-47 заявлено 5.
Согласно п.9 Приказа Рослесхоза от 19.06.2015 № 202 «Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу» департамент в пределах своей компетенции принимает участие в осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих актов лесопатологических обследований или о внесении в них изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, должностным лицом Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу верно квалифицированны действия заместителя министра природных ресурсов Забайкальского края Немкова С.И., выразившиеся в утверждении, подписании усиленной квалифицированной электронной подписью, а также размещении с недостоверными сведениями о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов актов ЛПО №№ 2023-4-46 Аргунского лесничества Нерчинского-Заводского участкового лесничества квартал 161 выдел 27 площадь выдела 25 га, № 2023-4-47, Аргунского лесничества Нерчинско-Заводского участкового лесничества, квартал 161 выдел 21 площадь выдела 17 га, и правильно сделан вывод о наличии в деянии министра природных ресурсов Забайкальского края Немкова С.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.5.2 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие объективных препятствий для соблюдения требований законодательства Российской Федерации, что свидетельствует о наличии вины Немкова С.И. в совершении административного правонарушения.
Порядок вынесения постановления по делу об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении не нарушен.
Постановление о привлечении министра природных ресурсов Забайкальского края Немкова С.И. к административной ответственности по ч.2 ст.8.5.2 КоАП РФ вынесено административным органом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, судья приходит к выводу, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы мотивированы, соответствуют требованиям закона, основаны на собранных по делу доказательствах и оснований считать их неправильными у судьи не имеется, нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи, оснований для отмены постановления судьей не установлено.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника отдела мониторинга, анализа охраны, защиты лесов Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Ивановой Е.С. от 18 октября 2023 года № ЗК-03-ЗЛ-2023 о привлечении должностного лица – министра природных ресурсов Забайкальского края Немкова Сергея Ивановича, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения; жалобу Немкова Сергея Ивановича, - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в течение в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ленинского районного суда
г.Владивостока З.В. Костюк