Судья Аюпова Г.Ф. дело № 33а-1005/2019
учет 021а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
8 февраля 2019 РіРѕРґР° РіРѕСЂРѕРґ Казань Судебная коллегия РїРѕ административным делам Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан РІ составепредседательствующего СЃСѓРґСЊРё Фахрутдинова Р.Р.,
судей Сайдашевой Р.Р ., Шакуровой Рќ.Рљ.,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Фахрутдинова Р.Р. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Р¤РРћ11 РЅР° решение Вахитовского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 12 октября 2018 РіРѕРґР°, которым отказано РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Р¤РРћ12 Рє Рсполнительному комитету муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕР± оспаривании решения РѕС‚ <дата>
Проверив материалы административного дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав РІ ее поддержку Р¤РРћ13 Рё его представителя Р¤РРћ14 представителя Рсполнительного комитета муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани РїРѕ доверенности Р¤РРћ15, возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Р¤РРћ16 (далее – административный истец) обратился РІ СЃСѓРґ СЃ указанным административным исковым заявлением Рє Рсполнительному комитету муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани (далее РїРѕ тексту – РРљ РњРћ Рі.Казани).
Р’ обоснование заявленных требований административный истец указал, что 28 сентября 2018 РіРѕРґР° РёРј РІ РРљ РњРћ Рі.Казани было подано уведомление Рѕ проведении 13 октября 2018 РіРѕРґР° СЃ 13 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РґРѕ 15 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РїРѕ улицам Рі. Казани публичного мероприятия РІ форме шествия посвященного Дню памяти предков, погибших РІ 1552 РіРѕРґСѓ.
2 октября 2018 РіРѕРґР° ответом руководителя аппарата Рсполнительного комитета муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани Р¤РРћ17 РІ проведении митинга административному истцу было отказано.
По мнению административного истца, отказ уполномоченного органа в согласовании проведения митинга является неправомерным, поскольку противоречит требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Р’ заседании СЃСѓРґР° первой инстанции административный истец Рё его представитель РїРѕ устному ходатайству Р¤РРћ18 требования административного РёСЃРєР° поддержали.
Представитель административного ответчика РїРѕ доверенности Р¤РРћ19 СЃ административным исковым заявлением Р¤РРћ20 РЅРµ согласился, РїСЂРѕСЃРёР» отказать РІ его удовлетворении.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
РЎ решением СЃСѓРґР° РЅРµ согласился Р¤РРћ21 РІ апелляционной жалобе ставит РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ его отмене, как постановленного СЃ нарушением РЅРѕСЂРј материального права Рё РїСЂРё неправильном определении обстоятельств имеющих значения для административного дела. Р’ обоснование СЃРІРѕРёС… РґРѕРІРѕРґРѕРІ апеллянтом указано, что СЃСѓРґРѕРј первой инстанции РЅРµ учтено, что приведенные ответе административного ответчика аргументы РЅРµ соответствуют требованиям закона, поскольку РІ случае невозможности согласования публичного мероприятия РІ заявленном месте, орган публичной власти должен был предоставить РёРЅРѕРµ место. РљСЂРѕРјРµ этого, как стало известно РІ дальнейшем Р¤РРћ22., административный ответчик согласовал проведение публичного мероприятия иным лицам, сообщив тем самым РІ оспариваемом ответе недостоверные сведения. Р’ остальной части апеллянт повторяет РґРѕРІРѕРґС‹, приведенные РёРј РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении Рё РїСЂРё рассмотрении административного дела СЃСѓРґРѕРј первой инстанции.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Данная категория дел рассматривается в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
РР· материалов административного дела следует, что 28 сентября 2018 РіРѕРґР° административным истцом РІ Рсполнительный комитет муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани подано уведомление Рѕ проведении 13 октября 2018 РіРѕРґР° СЃ 13 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РґРѕ 15 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РїРѕ улицам Рі. Казани публичного мероприятия РІ форме шествия посвященного Дню памяти предков, погибших РІ 1552 РіРѕРґСѓ. Местом проведения данного мероприятия было указано начало СЃ 14 РґРѕРјР° РїРѕ улице Татарстана РіРѕСЂРѕРґР° Казани – улица Московская - улица Р“. Камала – улица Бумана – улица – Чернышевского – улица Профсоюзная – площадь 1 мая - Казанский Кремль.
Как следует РёР· ответа руководителя аппарата Рсполнительного комитета муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани Р¤РРћ23. РѕС‚ 2 октября 2018 РіРѕРґР° .... административному истцу разъяснено, что проведение публичного мероприятия – шествия РїРѕ указанному РёРј маршруту является нарушением требований пункта 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан РѕС‚ 25 декабря 2012 РіРѕРґР° N 91-Р—Р Рў «Об обеспечении условий реализации прав граждан РЅР° проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий Рё пикетирований РІ Республике Татарстан», поскольку РѕРЅРѕ будет проходить ближе 50 метров РѕС‚ зданий, занимаемых органами образовательными, медицинскими организациями Рё учреждениями культа. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим, Р¤РРћ24 РІ согласовании проведения публичного мероприятия отказано.
Разрешая административный СЃРїРѕСЂ РїРѕ существу Рё отказывая РІ удовлетворении заявленных Р¤РРћ25 требований, СЃСѓРґ первой инстанции РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что отказ административного ответчика РІ согласовании проведения публичного мероприятия основан РЅР° требованиях закона Рё является правомерным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на требованиях закона и фактических обстоятельствах дела.
Так, в соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Как определено пунктами 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ (в редакции от 7 июня 2017 года) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Шествие нормативно определяется как массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в абзаце 2 пункта 1 постановления Пленума от 26 июня 2018 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях».
Согласно пункту 3 статьи 12 Закон Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года N 91-ЗРТ «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, в том числе если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, и в соответствии с Федеральным законом запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций в следующих местах расположенных ближе 50 метров от зданий, занимаемых органами государственной власти, прокуратуры, консульств, образовательными, медицинскими организациями, и культовых сооружений.
Как установлено судом и подтверждается представленными административным ответчиком доказательствами, административным истцом в качестве места проведения публичного мероприятия - шествия указаны места расположенные ближе 50 метров от зданий, занимаемых образовательными, медицинскими организациями и учреждениями культа. В оспариваемом ответе указаны конкретные объекты, расположенные в пути предполагаемого публичного мероприятия, и расстояние до которых будет менее предусмотренного законом Республики Татарстан.
Поскольку административным истцом в качестве места проведения публичного мероприятия заявлена территория на которой проведение таких мероприятий в силу закона не возможна, то отказ административного ответчика является правомерным.
Запрет на проведение публичного мероприятия в местах, расположенных ближе 50 метров к зданиям и сооружениям, перечисленным в данной норме, применяется, как это следует из буквального содержания и системного толкования статьи 12 рассматриваемого Закона Республики Татарстан, только в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, в том числе если проведение такого мероприятия может повлечь законодательно установленные негативные социальные последствия.
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции дана правильная и надлежащая правовой оценка, основанная на полном и всестороннем исследовании всех представленных доказательств и установлении обстоятельств административного дела. Постановленное судом первой инстанции решение отвечает требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и является законным, обоснованным.
Доводы апеллянта о том, что административный ответчик не направил обоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия подлежат отклонению как не имеющие правового значения, поскольку как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в абзаце 2 пункта 13 постановления Пленума от 26 июня 2018 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» при отказе в согласовании проведения публичного мероприятия по мотиву того, что оно заявлено к проведению в месте, в котором в соответствии с Законом о публичных мероприятиях или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается, орган публичной власти вправе предложить альтернативное место проведения публичного мероприятия.
РР· указанного следует, что направление организатору публичного мероприятия предложения РѕР± изменении места проведения публичного мероприятия, РїРѕ приведенному РІ оспариваемое ответе Р¤РРћ26 основанию, является правом органа публичной власти, Р° РЅРµ его обязанностью.
Нежелание административного ответчика воспользоваться таким правом в отношении административного истца, не может повлиять на правомерность отказа в согласовании публичного мероприятия. Административный истец не был лишен права повторного обращения к административному ответчику о согласовании иного маршрута шествия.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Вахитовского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 12 октября 2018 РіРѕРґР° РїРѕ данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р¤РРћ27 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё