Решение по делу № 2а-782/2020 от 30.10.2019

Административное дело № 2а-782/2020 (2а-4542/2019;)

УИД: 47RS0005-01-2019-006000-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    04 июня 2020 года    город Выборг

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 04 июня 2020 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 09 июня 2020 г.

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гришина Д.Ю.

при секретаре Андреевой М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлевой Натальи Аскольдовны, Якименко Анатолия Васильевича, Константиновой Тамары Егоровны, Сергиенко Дмитрия Михайловича, Дубровского Виктора Петровича, Цед Валентины Михайловны, Кравченко Натальи Анатольевны, Мельниковой Елизаветы Рувимовны, Епифанцевой Каролины Игоревны, Слепцова Дениса Олеговича, Ромашкиной Татьяны Викторовны, Масленниковой Марии Александровны, Костенко Дмитрия Михайловича, Площенко Виктории Евгеньевны Зерновой Лины Сергеевны, Баховой Светланы Дмитриевны, Паркиной Марины Анатольевны, Игнашовой Гюльнары Раввильевны, Игашов Александра Викторовича, Санниковой Татьяны Евгеньевны, Солдатова Даниила Владимировича, Баскаковой Татьяны Сергеевны, Гурьева Андрея Юрьевича, Аникеевой Анны Михайловны, Аникеева Алексея Валентиновича, Лупала Михаила Владимировича, Середенко Михаила Анатольевича, Середенко Марии Владимировны, Епифанцева Игоря Германовича, Егоровой Елены Витальевны, Ивановой Маргариты Васильевны, Голубева Сергея Анатольевича, Дубровской Светланы Владимировны, Соколова Олега Викторовича, Соколинской Веры Валентиновны, Саввиной Марии Степановны, Балябина Александра Александровича, Михайловой Анны Борисовны, Гвоздевского Антона Андреевича, Емельяновой Веры Павловны, Лестовой Елены Васильевны, Гориной Алисы Игоревны, Горина Никиты Александровича к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об оспаривании решений, действий администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области при проведении общественного обсуждения в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы: проектная документация "Приморский универсально-перегрузочный комплекс",

УСТАНОВИЛ:

административные истцы обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об оспаривании решений, действий администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области при проведении общественного обсуждения в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы: проектная документация "Приморский универсально-перегрузочный комплекс".

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что 24.07.2019 в поселке Ермилово муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области состоялись общественные обсуждения в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы: проектная документация «Приморский универсально-перегрузочный комплекс». В составе проектной документации на общественное обсуждение были вынесены «Материалы по оценке воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности» (далее также – Материалы).

Проектная документация, в том числе Материалы, была выполнена заинтересованным лицом №2 АО «И.И.С.» по заказу заинтересованного лица №1 ООО «Приморский УПК». Материалы разработаны на основании задания на проведение предварительной оценки воздействия на окружающую среду в составе материалов по оценке воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности по объекту: «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» для проведения общественных обсуждений. Таким образом, Материалы содержат предварительную оценку воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности.

Общественное обсуждение проводилось администрацией МО «Выборгский муниципальный район» Ленинградской области». На общественных слушаниях 24.07.2019 председательствовала начальник отдела охраны окружающей среды администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области Каграманян А.Г. Она представляла на общественном обсуждении администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области на основании пунктов 1.2.1 и 1.2.2. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Организация общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе, на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области» утвержденного постановлением администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области №1959 от 25.05.2016, согласно которым «Муниципальную услугу по организации общественного обсуждения предоставляет администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, в лице комитета по коммунальной инфраструктуре, дорожному хозяйству и природным ресурсам. Структурным подразделением, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является отдел охраны окружающей среды комитета по коммунальной инфраструктуре, дорожному хозяйству и природным ресурсам».

По итогам общественного обсуждения был составлен протокол «общественных обсуждений в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы: проектная документация «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», включая материалы оценки воздействия на окружающую среду».

Также по результатам общественного обсуждения было принято решение (стр. 23 Протокола): общественные обсуждения признать состоявшимися.

Протокол был составлен ориентировочно 15.08.2019 и подписан начальником отдела охраны окружающей среды МО «Выборгский район» Ленинградской области Каграманян А.Г.

Истцы считают, что Административный ответчик допустил нарушения законодательства при составлении и подписании Протокола, а также незаконно принял решение о признании общественного обсуждения состоявшимся. Указанными действиями и решением административного ответчика были нарушены права административных истцов.

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Это конституционное право реализуется посредством проведения экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе».

Согласно статье 3 Федерального закона принципами, на которых основана экологическая экспертиза, являются:

- гласность, учет общественного мнения,

- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности и его последствий;

- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу.

Проектная документация «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» подлежит экологической экспертизе.

В целях реализации Федерального закона в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду Приказом Госкомэкологии от 16.05.2000 № 372 утверждено «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». В разделе 2 Положения установлены следующие основные принципы оценки воздействия на окружающую среду:

- при проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности), (пункт 2.1. Положения),

- недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, (пункт 2.3. Положения).

При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной деятельности. Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной деятельности, а также "нулевого варианта" (отказ от деятельности), (пункт 2.4. Положения).

- материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы), (пункт 2.6. Положения).

- Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации (принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу), (пункт 2.7. Положения).

Изложенные выше принципы оценки воздействия на окружающую среду были грубо нарушены при разработке проектной документации «Приморский универсально-перегрузочный комплекс». При предварительной оценке воздействия на окружающую среду проекта строительства «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» допущены следующие грубые нарушения требований законодательства:

1) не выявлены, не проанализированы и не учтены экологические и иные последствия альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной деятельности, а также "нулевого варианта".

2) заказчик не представил полной и достоверной информации о строительстве. Представленные материалы оценки воздействия на окружающую среду в значительной части фальсифицированы: содержат заимствования из источников, не имеющих отношения к намечаемому строительству.

3) материалы по оценке воздействия на окружающую среду не содержат не только научного обоснования, они не содержат никакого обоснования. Выводы о допустимости воздействия на окружающую среду никак не мотивированы.

4) не выполнены и не представлены на общественное обсуждение результаты инженерно-экологических изысканий и историко-культурных экспертиз.

При таких обстоятельствах предварительную оценку воздействия на окружающую среду в составе проектной документации «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» следует признать не выполненной.

Согласно пункту 4.9 Положения по итогам общественных слушаний составляется протокол, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Данное требование было нарушено Администрацией МО «Выборгский муниципальный район»:

- предмет разногласий между общественностью и заказчиком был выявлен, но не был зафиксирован в протоколе общественных слушаний. Предмет разногласий между общественностью и заказчиком состоял в том, что предварительная оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности выполнена не была, на слушания была предоставлена недостоверная и неполная информация, предоставленная информация содержит заимствования из источников, не имеющих отношения к проекту, материалы по оценке воздействия на окружающую среду не содержат никакого обоснования.

Кроме того, в Протоколе не полностью зафиксированы выступления участников, содержание выступлений искажено, к выступлению заказчика проекта добавлен текст, который не был оглашен в ходе слушаний.

Истцы полагают, что поскольку предварительная оценка воздействия на окружающую среду в составе проектной документации «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» не была выполнена, Административный ответчик был обязан признать общественное обсуждение 24.08.2019 несостоявшимися.

В результате допущенных нарушений было нарушено конституционное право административных истцов на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Поскольку предварительная оценка воздействия на окружающую среду в составе проектной документации «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» не была выполнена, то в ходе общественного обсуждения административные истцы не получили достоверную информацию о состоянии окружающей среды и информацию о том, какое воздействие на окружающую среду окажет намечаемая хозяйственная деятельность. В силу презумпции экологической опасности намечаемой хозяйственной деятельности намечаемая ООО «Приморский УПК» является экологически опасной и нарушает право административных истцов на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного административные истцы просили суд признать незаконными действия Администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области по составлению и подписанию протокола от 24.07.2019 «общественных обсуждений в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы: проектная документация «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», включая материалы оценки воздействия на окружающую среду»; признать незаконным решение Администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о признании состоявшимся общественного обсуждения объекта государственной экологической экспертизы: проектная документация «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», включая материалы оценки воздействия на окружающую среду.

Административные истцы Якименко А.В., Епифанцева К.И., Игашова Г.Р., представитель административных истцов Баклагин Е.А., действующий на основании доверенностей и ордера, исковые требования поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что согласно пункту 2.6. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Организация общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе, на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области» утвержденного постановлением администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области №1959 от 25.05.2016 в состав исчерпывающего перечня документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по Организация общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе входят материалы предварительной оценки намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе. Согласно пункту 2.9 основанием для отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги является непредставление заявителем предварительных материалов по оценке воздействия на окружающую среду. Полагали, что пункты 2.6 и 2.9 Регламента при проведении общественных обсуждений были нарушены административным ответчиком: в нарушение пункта 2.9 Административного регламента заявитель не представил административному ответчику материалов предварительной оценки намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, подлежащей экологической экспертизе. Данное обстоятельство подтверждается следующими доказательствами:

- согласно исковому заявлению от 20.08.2018 ООО «Приморский УПК» к ЗАО «ИИС» в Арбитражный суд СПб и JIO (дело А56-95304/2019 15.02.2018 ООО «Приморский УПК» к ЗАО «ИИС» заключили договор подряда 01/2018 на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту Приморский УПК. Как следует из искового заявления ни по одному из этапов работ, срок выполнения которых наступил, результат работ представлен не был и акты сдачи приемки работ подписаны не были. Таким образом, ООО «Приморский УПК» не мог представить административному ответчику материалы предварительной оценки намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе ввиду их отсутствия.

- административный ответчик и заинтересованные лица не представили суду доказательств того, что материалы предварительной оценки намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, подлежащей экологической экспертизе, были переданы административному ответчику.

Административный ответчик не располагает указанными материалами. Размещенные ООО «Приморский УПК» на своем сайте материалы предварительной оценки намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду никем не подписаны и по содержанию отличаются от материалов предварительной оценки намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду представленных ООО «Приморский УПК» в суд. Происхождение последнего документа установить невозможно.

Таким образом. Административный ответчик в соответствии с п. 2.9 Регламента был обязан отказать ООО «Приморский УПК» в предоставлении муниципальной услуги и не проводить общественное обсуждение ввиду отсутствия предмета для обсуждения.

Иные административные истцы в судебное заседание не явились, извещались судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства не просили.

Административный ответчик в лице представителя Каграманян А.Г., действующей на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, в частности полагала, что 24.07.2019 в 17:00 состоялись общественные слушания по объекту государственной экологической экспертизы в помещении актового зала в пос. Ермилово по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Ермилово, проезд Физкультурный, д. 5. На общественных слушаниях была дана возможность выступить всем желающим. Рядом с Домом Культуры пос. Ермилово был установлен большой экран для передачи прямой трансляции процесса проведения общественных слушаний, с целью, чтобы все присутствующие имели возможность наблюдать за ходом слушаний. Было зарегистрировано 335 человек, принявших участие в общественных слушаниях. По результатам проведения общественных слушаний был составлен протокол, в котором четко зафиксированы основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. К Протоколу было приложено 284 листов замечаний, предложений, вопросов, озвученных письменно в ходе проведения общественных слушании. Всего в протоколе прошито и пронумеровано 336 листов. В протоколе общественных слушаний в резолютивной части указано, что в результате общественных обсуждений выявлено отрицательное отношение населения к проектной документации "Приморский универсально-перегрузочный комплекс", включая материалы оценки воздействия на окружающую среду. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Все замечания и предложения, поступившие в администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области по проектной документации "Приморский универсально-перегрузочный комплекс", включая материалы ОВОС, от общественности в течение 30 дней, до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний) и в течение 30 дней после окончания общественных обсуждений, были отражены в Журнале замечаний и предложений к проектной документации и переданы заказчику и проектировщику для корректировки проектной документации.

В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения, а также протокол общественных слушаний. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

Таким образом, администрацией муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области была соблюдена вся процедура проведения общественных обсуждений по проектной документации "Приморский универсально-перегрузочный комплекс", включая материалы ОВОС.

Доводы истцов о ненадлежащей организации и проведении общественных слушаний, отсутствии материалов ОВОС у административного ответчика, несоответствии материалов требованиям законодательства полагали необоснованными, процедуру проведения слушаний полагали соблюденной, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований просили отказать.

Представитель заинтересованного лица ООО "Приморский универсально-перегрузочный комплекс" Ростовцев Михаил Анатольевич в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поддержал ранее представленный отзыв, согласно которому заинтересованное лицо полагало все действия Администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области по проведению общественных слушаний, составлению и подписанию протокола общественных обсуждений от 24.07.2019 осуществленными в пределах полномочий администрации МО, оспариваемые действия соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав Административных истцов. Полагали, что единственной целью проведения общественных обсуждений (слушаний) является выявление общественных предпочтений, которые являются одним из результатов оценки воздействия на окружающую среду при принятии заказчиком решений. На органы местного самоуправления возложена обязанность по организации общественных слушаний посредством издания соответствующего постановления по заявлению инициатора (заказчика проекта), в котором содержатся предусмотренные сведения информационного характера. Проведение общественных слушаний является муниципальной услугой, предоставление которой регулируется Административным регламентом предоставления муниципальной услуги Организация общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе, на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, утвержденным Постановлением Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области № 1959 от 25.05.2016.

В соответствии с регламентом Заявитель обратился за предоставлением услуги по организации общественных обсуждений проектной документации «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», включая материалы оценки воздействия на окружающую среду. В соответствии с регламентом предоставления услуги муниципальный орган может ограничиться общественным обсуждением без проведения слушаний, либо провести общественное обсуждение с общественными слушаниями. Целесообразность проведения общественных слушаний определяется с учетом степени заинтересованности общества, степени экологической опасности. С учетом степени заинтересованности общественности было назначено проведение общественных слушаний 24.07.2019. Административные Истцы не оспаривают факта проведения общественных слушаний.

Согласно п. 2.3, стандарта результатом оказания муниципальной услуги является протокол общественных слушаний, подписанный уполномоченным представителем Администрации, представителем заявителя и заинтересованной общественности.

На общественные слушания был представлен проект, включающий в себе предварительную оценку воздействия на окружающую среду. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения в соответствии с разделом 4 Положения.

В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились). Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу. Соответственно оценка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется государственным органом, проводящим государственную экологическую экспертизу, но никак не муниципальным образованием или общественностью. В настоящем споре административный ответчик полностью выполнил все требования действующего законодательства, муниципальное образование не может отказать в проведении общественных слушаний заявителю, который обратился в установленном порядке и не может признать их несостоявшимися, если они состоялись, на них присутствовали сами истцы, представитель заявителя, представители администрации. Материалами дела подтверждается реализация административными истцами своего права на участие в публичных слушаниях, права на ознакомление с проектом, права на представление предложений и замечаний. В соответствии с п. 4.8.1 регламента протокол общественных слушаний должен содержать вопросы, рассмотренные участниками, тезисы их выступлений, замечания и предложения, мнение общественности.

Довод административных истцов о том, что текст выступления зафиксирован в протоколе не полностью не является основанием для признания действий по составлению протокола недействительными, так как в протокол заносятся выступление тезисно, а не дословно. Административные истцы фактически полагают, что слушания должны были быть признаны несостоявшимися. так как Администрация муниципального образования не оценила проект, представленный на слушаниях и его содержание с точки зрения его соответствия требованиям экологической экспертизы, а именно ст. 3 принципу достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, указанные полномочия отсутствуют у администрации муниципального образования, она не осуществляет экологическую экспертизу. Общественные слушания были проведены в строгом соответствии с регламентом. Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Все заинтересованные лица участвовали в проведенных слушаниях, свои замечания и предложения высказали, основания для признания общественных слушаний несостоявшимися отсутствуют, соответственно подписание протокола является результатом предоставления муниципальной услуги заявителю.

Решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий и не нарушает какие-либо права административных истцов. На основании вышеизложенного, полагали административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Заинтересованное лицо акционерное общество "Инвестиции. Инжиниринг. Строительство" в судебное заседание не явилось, представителя не направило, извещено о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просило.

На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела в составе имеющейся явки участников процесса, не просивших об отложении разбирательства по делу.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц и их представителей, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.

Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В Федерального закона от 10.012002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон "Об охране окружающей среды") установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, соблюдения прав каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участии граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов п. 1 ст. 9 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" отнесена организация общественных обсуждений среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.

Исходя из смысла п. 1 ст. 14 указанного Закона, государственной экологической экспертизе должны предшествовать организованные органами местного самоуправления обсуждения объекта с гражданами и общественными организациями (объединениями).

Согласно ст. 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза (п. 1 ст. 33 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 1 "Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").

В соответствии со ст. 3 указанного закона одним из принципов экологической экспертизы является гласность и учет общественного мнения.

Документация по объектам, подлежащим экологической экспертизе, должна содержать материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления (п. 1 ст. 14 федерального закона "Об экологической экспертизе").

Процедура проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы, документирована Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее – Положение об оценке воздействия), утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372, принятым в целях реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения общественные обсуждения – это комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с этим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

В соответствии с абз. 10 п. 1.1. Положения об оценке воздействия общественные обсуждения (слушания) – это комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

Таким образом единственной целью проведения общественных обсуждений (слушаний) является выявление общественных предпочтений, которые являются одним из результатов оценки воздействия на окружающую среду при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности согласно п. 1.6 Положения об оценке воздействия.

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с п. 2.5 Положения об оценке воздействия.

В силу 3 Положения об оценке воздействия проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется в три этапа:

1. уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду;

2. проведение исследования по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

3. подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пп. 3.2.3, 4.7 – 4.10 Положения об оценке воздействия следует, что общественные слушания проводятся на втором этапе оценки воздействия на окружающую среду, следовательно, предметом общественных слушаний является предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Анализ приведенных правовых норм в их совокупности свидетельствует о том, что общественные слушания предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду и общественные обсуждения объекта государственной экологической экспертизы являются формами непосредственного участия населения (граждан) в осуществлении местного самоуправления муниципального района в области охраны окружающей среды, а органы местного самоуправления муниципального района обязаны создать населению (гражданам) условия для реализации ими права на участие в принятии решений вопросов местного значения в области охраны окружающей среды.

В соответствии с 4.8 Положения об оценке воздействия информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний публикуется в средствах массовой информации, указанных в п. 3.1.1 Положения об оценке воздействия, не позднее чем за тридцать дней до окончания проведения общественных слушаний (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации (п. 4.8 Положения об оценке воздействия).

При этом под средствами массовой информации пункты 3.1.1, 4.3, 4.4 Положения об оценке воздействия понимают официальные издания федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), официальные издания органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная деятельность может оказать воздействие, радио, телевидение, периодическая печать, Интернет, а также иные средства (способы), обеспечивающие распространение информации. В п. 4.9 Положения об оценке воздействия предусмотрено, что порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации общественных слушаний посредством издания соответствующего постановления по заявлению инициатора (заказчика проекта), в котором содержатся предусмотренные сведения информационного характера.

Проведение общественных слушаний является муниципальной услугой, предоставление которой регулируется Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Организация общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе, на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, утвержденным Постановлением Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области № 1959 от 25.05.2016.

В соответствии с регламентом Заявитель обратился за предоставлением услуги по организации общественных обсуждений проектной документации «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», включая материалы оценки воздействия на окружающую среду. В соответствии с регламентом предоставления услуги муниципальный орган может ограничиться общественным обсуждением без проведения слушаний, либо провести общественное обсуждение с общественными слушаниями. Целесообразность проведения общественных слушаний определяется с учетом степени заинтересованности общества, степени экологической опасности,

С учетом степени заинтересованности общественности было назначено проведение общественных слушаний 24.07.2019.

Согласно п. 2.3, стандарта результатом оказания муниципальной услуги является протокол общественных слушаний, подписанный уполномоченным представителем Администрации, представителем заявителя и заинтересованной общественности.

24.07.2019 общественные слушания были проведены, по их результату заявителю был выдан протокол. Факт проведения общественных слушаний административные истцы не оспаривают.

В обоснование искового заявления ссылаются на нарушение Администрацией МО "Выборгский район" Ленинградской области положений Приказа Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", на нарушение принципов ФЗ «Об экологической экспертизе».

Ссылка на Положение в качестве обоснования своих доводов является несостоятельной, так как сферой применения указанного Положения является регламентация процесса проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации не регулирует процедуру проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы.

На общественные слушания был представлен проект, включающий в себе предварительную оценку воздействия на окружающую среду.

Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения в соответствии с разделом 4 Положения.

В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).

Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу. Соответственно оценка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется государственным органом, проводящим государственную экологическую экспертизу, но никак не муниципальным образованием или общественностью. В настоящем споре административный ответчик полностью выполнил все требования действующего законодательства, муниципальное образование не может отказать в проведении общественных слушаний заявителю, который обратился в установленном порядке и не может признать их несостоявшимися, если они состоялись, на них присутствовали сами истцы, представитель заявителя, представители администрации. Материалами дела подтверждается реализация административными истцами своего права на участие в публичных слушаниях, права на ознакомление с проектом, права на представление предложений и замечаний. В соответствии с п. 4.8.1 регламента протокол общественных слушаний должен содержать вопросы, рассмотренные участниками, тезисы их выступлений, замечания и предложения, мнение общественности.

Довод административных истцов о том, что текст выступления зафиксирован в протоколе не полностью не является основанием для признания действий по составлению протокола недействительными, так как в протокол заносятся выступление тезисно, а не дословно. Административные истцы фактически полагают, что слушания должны были быть признаны несостоявшимися. так как Администрация муниципального образования не оценила проект, представленный на слушаниях и его содержание с точки зрения его соответствия требованиям экологической экспертизы, а именно ст. 3 принципу достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, указанные полномочия отсутствуют у администрации муниципального образования, она не осуществляет экологическую экспертизу. Общественные слушания были проведены в строгом соответствии с регламентом. Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Все заинтересованные лица участвовали в проведенных слушаниях, свои замечания и предложения высказали, основания для признания общественных слушаний несостоявшимися отсутствуют, соответственно подписание протокола является результатом предоставления муниципальной услуги заявителю.

Целью проведения общественных обсуждений (слушаний) является исключительно выявление общественных предпочтений для их учета в процессе оценки воздействия. Замечания и предпочтения Административных истцов отражены в Протоколе общественных слушаний от 24.07.2019 в полном объеме, приобщены к протоколу, будут учтены при проведении государственной экологической экспертизы, в связи с этим нарушения прав административных истцов при проведении общественных слушаний и составлении протокола отсутствуют.

Кроме того, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административных истцов.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необоснованности и незаконности предъявленных исковых требований.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Яковлевой Натальи Аскольдовны, Якименко Анатолия Васильевича, Константиновой Тамары Егоровны, Сергиенко Дмитрия Михайловича, Дубровского Виктора Петровича, Цед Валентины Михайловны, Кравченко Натальи Анатольевны, Мельниковой Елизаветы Рувимовны, Епифанцевой Каролины Игоревны, Слепцова Дениса Олеговича, Ромашкиной Татьяны Викторовны, Масленниковой Марии Александровны, Костенко Дмитрия Михайловича, Площенко Виктории Евгеньевны Зерновой Лины Сергеевны, Баховой Светланы Дмитриевны, Паркиной Марины Анатольевны, Игнашовой Гюльнары Раввильевны, Игашов Александра Викторовича, Санниковой Татьяны Евгеньевны, Солдатова Даниила Владимировича, Баскаковой Татьяны Сергеевны, Гурьева Андрея Юрьевича, Аникеевой Анны Михайловны, Аникеева Алексея Валентиновича, Лупала Михаила Владимировича, Середенко Михаила Анатольевича, Середенко Марии Владимировны, Епифанцева Игоря Германовича, Егоровой Елены Витальевны, Ивановой Маргариты Васильевны, Голубева Сергея Анатольевича, Дубровской Светланы Владимировны, Соколова Олега Викторовича, Соколинской Веры Валентиновны, Саввиной Марии Степановны, Балябина Александра Александровича, Михайловой Анны Борисовны, Гвоздевского Антона Андреевича, Емельяновой Веры Павловны, Лестовой Елены Васильевны, Гориной Алисы Игоревны, Горина Никиты Александровича к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об оспаривании решений, действий администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области при проведении общественного обсуждения в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы: проектная документация "Приморский универсально-перегрузочный комплекс" отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

    Судья    Д.Ю. Гришин

2а-782/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Балябин Александр Александрович
Аникеева Анна Михайловна
Игашова Гюльнара Раввильевна
Голубев Сергей Анатольевич
ИВАНОВА МАРГАРИТА ВАСИЛЬЕВНА
Солдатов Даниил Владимирович
Горин Никита Александрович
Кравченко Наталья Анатольевна
Игашов Александр Викторович
Лупал Михаил Владимирович
Емельянова Вера Павловна
Аникеев Алексей Валентинович
Бахова Светлана Дмитриевна
Егорова Елена Витальевна
Слепцов Денис Олегович
Саввина Мария Степановна
Горина Алиса Игоревна
Мельникова Елизавета Рувимовна
Дубровский Виктор Петрович
Санникова Татьяна Евгеньевна
Михайлова Анна Борисовна
Сергиенко Дмитрий Михайлович
Зернова Лина Сергеевна
Площенко Виктория Евгеньевна
Ромашкина Татьяна Викторовна
Лестова Елена Васильевна
Якименко Анатолий Васильевич
Масленникова Мария Александровна
Епифанцев Игорь Германович
Дубровская Светлана Владимировна
Константинова Тамара Егоровна
Соколинская Вера Валентиновна
Середенко Михаил Анатольевич
Яковлева Наталья Аскольдовна
Баскакова Татьяна Сергеевна
Соколов Олег Викторович
Паркина марина Анатольевна
Костенко Дмитрий Михайлович
Цед Валентина Михайловна
Гурьев Андрей Юрьевич
Гвоздевский Антон Андреевич
Середенко Мария Владимировна
Епифанцева Каролина Игоревна
Ответчики
администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
Другие
общество с ограниченной ответственность "Приморский универсально-перегрузочный комплекс"
акционерное общество "Инвестиции.Инжиниринг.Строительство"
Суд
Выборгский городской суд Ленинградской области
Судья
Гришин Дмитрий Юрьевич
Дело на странице суда
vyborgsky.lo.sudrf.ru
16.06.2020Регистрация административного искового заявления
16.06.2020Передача материалов судье
14.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2019Подготовка дела (собеседование)
25.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.11.2019Предварительное судебное заседание
14.12.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.12.2019Предварительное судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
04.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Судебное заседание
03.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.04.2020Судебное заседание
02.08.2020Регистрация административного искового заявления
02.08.2020Передача материалов судье
22.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2020Регистрация административного искового заявления
03.08.2020Передача материалов судье
04.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее