Решение по делу № 12-381/2015 от 10.06.2015

Дело № 12-381/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Город Северодвинск

21июля 2015года

Судья Северодвинского городского суда Архангельской области Чистяков Олег Николаевич в помещении суда по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улицаЛомоносова, дом107А,

рассмотрев в открытом заседании административное дело по жалобе защитника Администрации муниципального образования «Северодвинск» на постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 01июня 2015года ..... о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью2 статьи17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 01июня 2015года Администрация муниципального образования «Северодвинск» (официальное сокращенное наименование – Администрация Северодвинска) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000рублей.

Защитник Администрации Северодвинска Мурадова И.Э. в жалобе просит отменить постановление в связи с отсутствием вины в неисполнении судебного решения. По мнению защитника, у органа местного самоуправления имеются уважительные причины неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок в виде объективно непредотвратимых обстоятельств и других непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника.

В судебном заседании защитник Администрации Северодвинска ВаженинаД.Е. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям. Представила документы, свидетельствующие о принятии мер к исполнению решения суда. На вопросы судьи пояснила, что требования исполнительного документа до настоящего времени не исполнены, но все необходимые и возможные меры к исполнению решения суда о предоставлении взыскателю жилого помещения, взамен ранее занимаемого непригодного, приняты. Администрация Северодвинска реализует региональную адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013. Заключены муниципальные контракты на строительство многоквартирных домов. Администрация Северодвинска не имела реальной возможности исполнить решение суда о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в срок установленный судебным приставом-исполнителем еще и потому, что свободного жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому взыскателем, в период с 01.04.2015 по 30.04.2015 у должника не имелось.

Установленный судебным приставом-исполнителем Севастьяновой И.С. срок для исполнения требований исполнительного документа не являлся реальным, так как 01.04.2015 судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации Северодвинска внесено более сорока требований о предоставлении жилых помещений в срок не позднее 30.04.2015, что с учетом финансового положения Администрации Северодвинска в условиях дефицита местного бюджета было заведомо неисполнимо, а судебный пристав-исполнитель не мог этого не знать, поскольку в ходе исполнительного производства уже неоднократно применял меры административного принуждения к должнику.

По мнению защитника Важениной Д.Е., в течение 30 дней невозможно приобрести в собственность муниципального образования жилое помещение, необходимое для предоставления взыскателю, поскольку покупка жилого помещения предполагает соблюдение процедуры, установленной бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Севастьянова И.С., заместитель начальника отдела судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов Прошутинская К.А. на рассмотрение жалобы не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31декабря 1996года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что вступившие в законную силу постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу частей 1 и 3 статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом- исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение об обязательности выполнения законных требований судебного пристава всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации установлено частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21июля 1997года №118-ФЗ «О судебных приставах».

В силу статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

При этом закон не содержит каких-либо исключений в отношении сроков исполнения органами местного самоуправления исполнительных документов, содержащих требование об обязании предоставить жилое помещение.

В силу статей 105, 113 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оспариваемым постановлением Администрация Северодвинска признана виновной в том, что по месту своего нахождения по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7, 05.05.2015, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, не исполнила содержащиеся в исполнительном листе серии ..... выданном Северодвинским городским судом Архангельской области по делу №2-3449/2010, требования неимущественного характера об обязании Администрации муниципального образования «Северодвинск» предоставить Серякову С.Н. ....., по договору социального найма жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.

Из материалов дела следует, что 20декабря 2010года постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области на основании исполнительного листа ..... Северодвинским городским судом Архангельской области возбуждено исполнительное производство ....., должнику установлен срок пять дней для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с содержащимися в указанном исполнительном документе требованиями неимущественного характера Администрация Северодвинска обязана предоставить Серякову С.Н. по договору социального найма жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, жилой площадью 36,9 кв.м., общей площадью 57,7 кв.м., расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно – техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску.

В связи с неисполнением требований о предоставлении жилого помещения постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 14февраля 2011года в отношении Администрации Северодвинска вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Вступившим в законную силу постановлением заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 08.05.2013 Администрация Северодвинска привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью1 статьи17.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000рублей.

01апреля 2015года в адрес Администрации Северодвинска вновь вынесено требование об исполнении требований вышеуказанного исполнительного документа в срок не позднее 30апреля 2015года.

Письменное требование было получено должником 01апреля 2015года.

Администрация Северодвинска не исполнила в установленный судебным приставом-исполнителем срок содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера, и данный факт в жалобе не оспаривается.

По состоянию на дату рассмотрения жалобы исполнительное производство не приостановлено и не окончено, решение суда не исполнено, отсрочка исполнения решения суда должнику не предоставлялась.

Ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа по части1 статьи17.15 КоАП РФ, предусмотрена частью 2 статьи 17.15 КоАПРФ.

Доводы жалобы защитника Администрации Северодвинска об отсутствии свободных жилых помещений и о недостаточности финансирования для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований не могут служить основанием для отмены постановления.

Отсутствие у Администрации Северодвинска свободных жилых помещений не лишает взыскателя гарантированного законом и установленного вступившим в законную силу решением суда права на получение благоустроенного жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому непригодному для проживания, и не отменяет обязанность Администрации Северодвинска предоставить ему пригодное для постоянного проживания жилое помещение в соответствии с требованиями исполнительного документа.

Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий государственных органов, которые, по мнению должника, не оказали бюджету муниципального образования достаточную финансовую помощь для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам.

Бюджетные полномочия местной администрации, предусмотренные статьей154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, позволяют Администрации Северодвинска учитывать расходы, необходимые для исполнения решений суда о предоставлении гражданам жилых помещений, при составлении проекта местного бюджета на очередной год и подготовке проектов решений о внесении в него изменений.

Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимания доводы защитника о том, что в установленный в требовании судебного пристава-исполнителя месячный срок исполнить требования исполнительного документа не представилось возможным по объективным, находящимся вне контроля должника причинам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья24.1 КоАП РФ).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенной нормы, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.

При рассмотрении дела заместитель начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области пришел к выводу об отсутствии доказательств объективной невозможности исполнить требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок (не позднее 30.04.2015).

С таким выводом должностного лица согласиться нельзя.

В судебном заседании установлено и защитником не оспаривается, что исполнительный документ находится на исполнении с декабря 2010года и не исполняется на протяжении длительного времени (по настоящее время).

Оспариваемым постановлением должник – Администрация Северодвинска привлечен к административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа о предоставлении взыскателю, жилого помещения по договору социального найма и данная обязанность не исполнена в течение срока, вновь установленного судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Как следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель после наложения на Администрацию Северодвинска постановлением от 08.05.2013 административного штрафа по части1 статьи17.15 КоАП РФ, вручил должнику 01.04.2015 требование об установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа, при этом установил срок исполнения требований исполнительного документа 30 дней (не позднее 30.04.2015).

Суд приходит к выводу о том, что срок 30 дней, установленный судебным приставом-исполнителем для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, является необоснованно коротким.

Предоставление органом местного самоуправления жилых помещений гражданам возможно после приобретения таких жилых помещений в собственность муниципального образования, которое может быть реализовано путем строительства нового жилья либо приобретения жилых помещений на рынке недвижимости, кроме того жилые помещения могут быть безвозмездно переданы муниципальному образованию гражданами и юридическим лицами, получены в муниципальную собственность иными способами, предусмотренными гражданским законодательством, в том числе при получении в муниципальную собственность выморочного имущества.

Доказательств наличия в распоряжении Администрации Северодвинска необходимого свободного жилого помещения в материалы дела должностными лицами органа административной юрисдикции не представлено.

Как следует из объяснений защитника Важениной Д.Е. свободных от прав третьих лиц жилых помещений, которые бы соответствовали по характеристикам требованиям исполнительного документа и могли быть предоставлены взыскателю по договору социального найма, в собственности муниципального образования «Северодвинск» в юридически значимый период с 01.04.2015 по 30.04.2015 не было.

Следовательно, предоставление жилого помещения взыскателю было возможно путем строительства нового жилья для муниципальных нужд либо приобретения жилых помещений для муниципальных нужд на рынке недвижимости.

В силу статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» для выполнения строительных работ, а также для приобретения готовых жилых помещений для муниципальных нужд установлены специальные процедуры в сфере закупок товаров и сроки заключения муниципальных контрактов в форме электронного аукциона.

Осуществлять строительство или закупку жилых помещений иным образом без соблюдения процедур, установленных названным Федеральным законом, органы местного самоуправления не вправе.

В силу статей 59 – 71, 72 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» для проведения электронного аукциона необходимо подготовить документацию об аукционе, разместить в Единой информационной системе (ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе (не позднее чем за 7 календарных дней до окончания срока подачи заявок), выявить его участников и рассмотреть первые части заявок на участие в электронном аукционе, направить оператору электронной площадки и разместить в ЕИС (на официальной сайте) протокол рассмотрения первых частей заявок (не позднее 7-го календарного дня с даты окончания срока подачи заявок), рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе (не позднее 3-го рабочего дня с даты размещения протокола проведения электронного аукциона), разместить протокол подведения итогов аукциона на электронной площадке и в ЕИС (не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола подведения итогов электронного аукциона), включить данные о победителе аукциона в проект контракта и разместить его в ЕИС (на официальной сайте) и на электронной площадке (не позднее 5-го календарного дня с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона), проверить обеспечение исполнения контракта, предоставленное победителем (не позднее 3-го рабочего дня с момента размещения победителем документа, подтверждающего обеспечение исполнения), подписать контракт усиленной электронной подписью (не позднее третьего рабочего дня с момента размещения победителем проекта контракта).

Кроме того, муниципальный контракт должен быть исполнен в части передачи жилого помещения в собственность муниципального образования и государственной регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение, что также требует затрат времени.

Провести перечисленные процедуры с соблюдением установленных законодательством требований и обеспечить предоставление жилого помещения по договору социального найма взыскателю в срок 30 дней невозможно.

С учетом установленных обстоятельств, должник не имел реальной возможности исполнить требования судебного исполнителя в столь короткий срок.

При рассмотрении жалобы установлено, что Администрацией Северодвинска принимаются меры к исполнению решений суда о предоставлении по договорам социального найма жилых помещений, равнозначных ранее занимаемым непригодным для проживания.

На территории города Северодвинска реализуется Адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013, в рамках которой заключены и реализуются муниципальные контракты на строительство многоквартирных домов.

Вышеуказанные обстоятельства, связанные с процедурой заключения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений, а также представленные доказательства в совокупности подтверждают доводы защитника об отсутствии вины Администрации Северодвинска в совершении правонарушения.

Установление судебным приставом-исполнителем необоснованно короткого срока для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований с последующим привлечением должника к административной ответственности влечет избыточное использование методов административного принуждения в отношенииисполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – Администрации Северодвинска, деятельность которого направлена на выполнение социальных задач и решение вопросов местного значения городского округа в интересах местного населения за счет средств местного бюджета.

На основании изложенного, прихожу к выводу, что оспариваемое постановление о назначении Администрации Северодвинска административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАПРФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьями 30.8 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу защитника Администрации муниципального образования «Северодвинск» удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 01июня 2015года ..... о назначении Администрации муниципального образования «Северодвинск» административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью2 статьи17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации муниципального образования «Северодвинск» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

О. Н. Чистяков

12-381/2015

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Другие
Администрация г.Северодвинска - привлекаемое лицо
Администрация г.Северодвинска
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Чистяков О.Н.
Статьи

17.15

Дело на странице суда
seversud.arh.sudrf.ru
11.06.2015Материалы переданы в производство судье
11.06.2015Истребованы материалы
19.06.2015Поступили истребованные материалы
21.07.2015Судебное заседание
03.08.2015Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
03.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2015Вступило в законную силу
22.09.2015Дело оформлено
02.10.2015Дело передано в архив
21.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее