Дело № 7-690/2020 Судья Касьянова Э.Г.
РЕШЕНИЕ
город Челябинск 29 октября 2020 года
Судья Челябинского областного суда Малкова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Косых Сергея Владимировича на постановление ИДПС полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области № от 14 июля 2020 года и решение судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 02 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Косых Сергея Владимировича,
установил:
постановлением ИДПС полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области № от 14 июля 2020 года Косых С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 02 сентября 2020 года обжалуемое постановление должностного лица оставлено без изменения.
В настоящей жалобе Косых С.В. просит постановление должностного лица, решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что перемещение на автомобиле, который зарегистрирован одним из участников Таможенного союза само по себе не может образовывать правонарушение, какого-либо запрета на эксплуатацию в России автомобиля, зарегистрированного в Армении, законодательно не установлено. В отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в данном случае Республике Армения, таможенным законодательством ЕАЭС не установлена обязанность по их декларированию, оформлению временного ввоза, не регламентирован срок временного ввоза. Постановление вынесено лицом, не имеющим соответствующих полномочий, при вынесении постановления было нарушено право на участие в деле защитника.
Косых С.В., представители ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены, ходатайств об отложении не представили. На основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
На основании п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Основные положения) механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018г. № 283-ФЗ государственный учет транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
На основании п.п. 31, 35 Приложения № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г.Минске 10 октября 2014г., далее - Договор) автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора и зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.
Из материалов дела усматривается, что Косых С.В. 14 июля 2020 года в 09 часов 30 минут на <адрес> управлял автомобилем <данные изъяты> государственный регистрационный знак № незарегистрированным в установленном порядке, чем нарушил требования п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090.
Как установлено судьей городского суда в судебном заседании, Косых С.В. является собственником указанного автомобиля, который был поставлен на учет в Республике Армении, соответственно, статусом товара ЕАЭС - не обладает, а является иностранным товаром, подлежащим легализации на территории Российской Федерации посредством оформления временного ввоза данного транспортного средства на территории Российской Федерации с обеспечением уплаты таможенных платежей с ограничением прав по передаче третьим лицам (п. 3, 6 ст. 264 ТК ЕАЭС); либо посредством декларирования и доплаты причитающихся таможенных платежей.
Фактические обстоятельства совершенного Косых С.В. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Косых С.В. состава административного правонарушения, поскольку на его автомобиль не распространяются обязанности по таможенному оформлению, несостоятельны.
Порядок ввоза автомобилей из Республики Армения регламентирован Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., который подписан в г. Минске 10 октября 2014 г., решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
Согласно Приложения 3 к Договору, в случае, если транспортное средство, классифицируемое в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) было выпущено в свободное обращение на территории Республики Армения до даты подписания Договора (10 октября 2014 г.), такое транспортное средство является товаром ЕАЭС. В отношении таких транспортных средств таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.
Вместе с тем, при ввозе товара из Республики Армения после 10 октября 2014 г., такие транспортные средства признаются иностранным товаром: до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Приложении 2 Решения комиссии № 107; до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных единым таможенным тарифом ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.В соответствии с положениями п.п. 32, 34 Приложения № 3 к Договору установлено, что уплата таможенных платежей в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов и сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в решении от 20 декабря 2017 года № 107, производится в бюджет Республики Армения до ввоза автомобилей на территории других государств – членов ЕАЭС. В случае если такая разница сумм платежей не уплачена в бюджет Республики Армения, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании автомобилей в бюджет того государства – члена ЕАЭС, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, в которое прибыли такие автомобили.
В отношении указанных автомобилей на основании п. 33 Приложения № 3 к Договору при их ввозе на территории других государств – членов ЕАЭС проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей – совершаются таможенные операции в порядке, установленном ТК ЕАЭС, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС, с учетом п.п. 34 и 35 данного Приложения.
Таким образом, транспортные средства, ввезенные с территории Республики Армения и зарегистрированные в указанном государстве после октября 2014 года, - их эксплуатация гражданами России возможна только при наличии соответствующих таможенных документов, а именно пассажирской таможенной декларации (ПТД), оформленной на указанных граждан.
Обязанность государственного учета транспортного средства установлена п. 3 ст. 8 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и возникает у его владельца в течение десяти дней со дня временного ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации.
С учетом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезенные на ее территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств-членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления.
Соответственно, отсутствие таможенных документов в данном случае образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.1 Кодекса об административных правонарушениях.
Действия Косых С.В. с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, из которых установлены обстоятельства наличия объективной стороны административного правонарушения, правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении, соответствующий требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, содержит необходимые сведения. Права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ и статьи 51 Конституции Российской Федерации, Косых С.В. разъяснены, копия протокола вручена в установленном законом порядке.
Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом, каких-либо препятствий для рассмотрения дела не имелось. То обстоятельство, что протокол и постановление вынесены одним должностным лицом не является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Кодекс какого-либо запрета на рассмотрение дела тем же лицом, который составил протокол, не содержит.
Статьей 29.2 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении. Составление протокола должностным лицом не относится к числу обстоятельств, прямо исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, тем же лицом, не указывает данное обстоятельство на какую-либо личную, прямую или косвенную заинтересованность в разрешении дела. В связи с изложенным необходимости заявления самоотвода в соответствии с положениями статьи 29.3 КоАП РФ у должностного лица не возникло.
В постановлении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражены событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; постановление по делу является законным и обоснованным, оно вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При этом, оснований для назначения заявителю защитника по инициативе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, не имелось, поскольку нормами КоАП РФ не предусмотрено обеспечение должностным лицом участие в производстве по делу об административном правонарушении адвоката или иного лица, оказывающего юридическую помощь. Приглашение защитника во всех случаях является правом лица, в отношении которого ведется такое производство. Между тем, обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии у Косых С.В. намерения обеспечить реальное участие защитника при производстве по делу об административном правонарушении, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, оснований полагать право Косых С.В. на защиту в ходе производства по рассматриваемому делу об административном правонарушении нарушенным, не усматривается.
Решение судьи районного суда вынесено после исследования всех материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 КоАП РФ, отвечает требованиям статьи 30.7 КоАП РФ и является законным, обоснованным и мотивированным.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств, предусмотренных ст. 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену постановления и решения, по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 30.9, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление ИДПС полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области № от 14 июля 2020 года и решение судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 02 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Косых Сергея Владимировича оставить без изменения, жалобу Косых Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Судья С.В. Малкова