дело № 2-16/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Первомайский 18 января 2021 года
Первомайского района Оренбургской области
Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Куценко Е.И., при секретаре Кулаковой А.А., с участием представителя истца Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) Иванова М.Н., действующего на основании доверенности, ответчика Киреева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) к Кирееву А.В. о взыскании незаконно полученных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
ГУ – Управление Пенсионного фонда в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) обратилось в суд с иском Кирееву А.В. о взыскании незаконно полученных денежных средств указав, что Киреев А.В. со 02 марта 2001 года являлся получателем пенсии за выслугу лет на основании ст.79 Закона от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». По настоящее время он является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ФЗ -400 «О страховых пенсиях в РФ». При проведении с <данные изъяты> сверки в 2020 году выявлен факт получения Киреевым А.В. с 17 января 1995 года пенсии на территории <данные изъяты>. 20 февраля 2020 года Киреев А.В. обратился в УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) с заявлением, в котором указал, что намерен получать пенсию на территории Российской Федерации, и просил прекратить выплату пенсии на территории <данные изъяты> Выплата пенсии на территории <данные изъяты> была прекращена с 01 мая 2020 года. В период со 02 марта 2001 года по 30 апреля 2020 года в нарушение Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года Киреев А.В. получал пенсионное обеспечение на территории двух государств. Поскольку ответчик отказался от получения пенсионного обеспечения на территории <данные изъяты> в 2020 году, где пенсия ему была выплачена до 30 апреля 2020 года, у ответчика образовалась переплата пенсии со 02 марта 2001 года до 30 апреля 2020 года в сумме 1533875 рублей 80 копеек. Кроме того, согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 года № 385-ФЗ» О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» Кирееву А.В. в январе 2017 года была выплачена единовременная денежная выплата в сумме 5000 рублей. Ответчику было направлено решение начальника Управления Пенсионного фонда от 31 июля 2020 года и расчет суммы переплаты для добровольного погашения незаконно полученных денежных средств. Ответчиком не погашена задолженность на сумму 1518875 рублей 80 копеек. 24 августа 2020 года от Киреева А.В. было получено заявление, в котором он обязался возместить суммы переплаты в полном объеме.
Просили взыскать с Киреева А.В.. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) незаконно полученную денежную сумму в размере 1518875 рублей 80 копеек.
Представитель истца Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) Иванов М.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования уточнил и окончательно просил взыскать взыскать с Киреева А.В. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) незаконно полученную денежную сумму в размере 1508875 рублей 80 копеек, поскольку Киреевым А.В. было добровольно уплачено 10000 рублей, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что в ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) 14 февраля 2020 года поступило письмо из ОПФР по Оренбургской области, согласно данного письма в рамках реализации соглашения об информационном взаимодействии между Пенсионным фондом РФ и некоммерческим акционерным обществом «Государственная корпорация «Правительство для граждан» <данные изъяты> в сфере пенсионного и социального обеспечения от 19 марта 2019 года № <данные изъяты> был выявлен факт двойного установления и выплаты пенсий на территории РФ и на территории <данные изъяты> Кирееву А.В. При обращении ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии Кирееву А.В. разъяснялось положение о том, что он должен сообщать о наступлении всех обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии, что им не было сделано.
Ответчик Киреев А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил применить срок исковой давности, сославшись на доводы, изложенные в ходатайстве о применении срока исковой давности и уточнении.
Из письменного ходатайства ответчика Киреева А.В. от 27 ноября 2020 года и уточнения от 18 января 2021 года следует, что с исковыми требованиями истца он не согласен, просил частично отказать в их удовлетворении по следующим основаниям. К требованиям пенсионного органа в рассматриваемой ситуации применяется общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, три года, течение которого следует исчислять по общим правилам п. 1 ст. 200 ГК РФ. Истец ссылается на то, что Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками международного Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение). Согласно ст. 8 Соглашения, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами. В силу ст. 10 Соглашения, государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера. В данном случае факт получения пенсии в двойном размере является очевидным и мог быть выявлен при проведении пенсионным органом стандартных контрольных мероприятий (внутренняя проверка, направление запросов, обращений и т.д.). Пенсионный орган, учитывая его компетенцию и полномочия, предоставленные как национальным законодательством Российской Федерации, так и Соглашением, при должной степени осмотрительности мог и должен был узнать о возможном факте получения лицом неосновательного обогащения. Как следует из приложения к иску, заявленная к взысканию задолженность по переплате предъявляется с января 2001 года по ноябрь 2020 года. С иском ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) обратилось в суд 20 ноября 2020 года. Копия иска получена ответчиком в порядке, предусмотренном ст. 132 ГПК РФ. Каких-либо относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска сроков для обращения в суд с указанными требованиями, истцом не заявлено. Считает, что сумма неосновательного обогащения может быть взыскана за всё время, но не более чем за 3 года до обращения за её взысканием, то есть с ноября 2017 года по ноябрь 2020 года. 24 августа 2020 года он был приглашен в отделение Пенсионного фонда РФ Первомайского района, где в процессе беседы он согласился на добровольную выплату долга, и под диктовку <данные изъяты> написал заявление о добровольной выплате, что начал делать. Считает, что данное заявление написал, находясь в состоянии стресса, не обладая юридическими знаниями. Просил применить срок исковой давности в отношении требований ГУ - Управления Пенсионного фонда в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) о взыскании незаконно полученных денежных средств, отказав истцу в удовлетворении заявленных требований в части взыскания денежных средств за период с января 2001 года по ноябрь 2017 года.
Представитель третьего лица – филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен, в своем письменном заявлении указали, что Киреев А.В. являлся получателем пенсии по возрасту с 01 декабря 2002 года по 01 мая 2020 года. Согласно письма с Управления Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области, выяснилось, что Киреев А.В., являлся получателем пенсии по старости с 02 марта 2001 года. Ими были переданы документы в РГУ «Департамент экономических расследований по <данные изъяты> для привлечения к уголовной ответственности Киреева А.В., поскольку он скрыл факт получения гражданства другого государства, что привело к незаконному получению пенсионных выплат из Республиканского бюджета <данные изъяты> и причинен ущерб на общую сумму 11223739 тенге и был заявлен гражданский иск. 20 июля 2020 года было принято к производству <данные изъяты> На судебные заседания Киреев А.В. не явился и был объявлен в розыск. Постановлением суда от 06 августа 2020 года уголовное дело приостановлено.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании заявления от 27 марта 2001 года Кирееву А.В. назначалась пенсия за выслугу лет на основании ст.79 Закона от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу пункта 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Данная обязанность, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2073-О, направлена на обеспечение сохранности средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и предотвращение их перерасхода вследствие необоснованной выплаты страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе трудовых пенсий), чем гарантируется защита интересов всех субъектов обязательного пенсионного страхования: застрахованных лиц, страхователей и страховщика.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
В соответствии с части 2 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, законом возложена на получателя пенсии, который несет ответственность за достоверность сведений, представляемых им для установления и выплаты пенсии. В случае неисполнения им указанной обязанности, если это повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсии, пенсионер должен возместить органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, неосновательно полученную таким пенсионером сумму пенсии.
В заявлении Киреев А.В. указал, что обязуется безотлагательно известить Управление Пенсионного Фонда о наступлении всех обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии.
При проведении сверки правильности выплаты пенсии с <данные изъяты> в 2020 году выявлен факт получения Киреева А.В. с 17 января 1995 года пенсии на территории <данные изъяты>
Из ответа филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по <данные изъяты> от 22 апреля 2020 года Киреев А.В. с 17 января 1995 года являлся получателем пенсии по возрасту на территории <данные изъяты>. С 01 мая 2020 года выплата пенсии прекращена.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 03 августа 2020 года № 136 выявлен факт излишней выплаты пенсии в отношении Киреева А.В. за период со 02 марта 2001 года по 30 апреля 2020 года в сумме 1538875,80 рублей( пенсии 1533875,80 рублей и единовременной выплаты 5000 рублей).
14 августа 2020 года (исх. № <данные изъяты>) истцом в адрес ответчика направлено уведомление об образовавшейся переплате пенсии в общей сумме 1538875,80 рублей.
Ответчиком добровольно было возвращено 30000 рублей, сумма переплаты составила 1508875, 80 рублей.
Как установлено в судебном заседании, указанная сумма переплаты Киреевым А.В. на счет ОПФ РФ по Оренбургской области не внесена. Доказательства обратного стороной ответчика не представлено
Учитывая, что Киреев А.В. не сообщил об обстоятельствах, лишающих его права на получение пенсии, то применительно к п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации полученные ответчиком денежные суммы пенсионного обеспечения за спорный период являются неосновательным обогащением ответчика, которые он в силу положений ст. 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан возвратить.
Согласно расчету истца сумма переплаты пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии, единовременной выплаты за период со 02 марта 2001 года по 30 апреля 2020 года составляет 1508875 рублей 80 копеек.
Согласно ч. 5 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер обязан безотлагательно уведомлять орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты.
В судебном заседании ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Из пункта 4 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации следует, что средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются из: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств.
Истец обратился в суд с иском к Кирееву А.В. 20 ноября 2020 года, по мнению суда, до указанной даты пенсионный орган имел возможности исходя из имеющихся у него полномочий по проверке достоверности представленных гражданином сведений, необходимых для выплаты пенсии произвести проверку сведений, предоставленных Киреевым А.В., однако на протяжении столь длительного времени – со 02 марта 2001 года до 30 апреля 2020 года этого не сделал.
Следовательно, исходя из смысла ст.ст.196 и 208 ГК РФ, в рассматриваемом споре подлежат применению последствия пропуска срока исковой давности и с ответчика Киреева А.В. подлежат взысканию излишнее выплаченные денежные сумму за период с 20 ноября 2017 года по 20 ноября 2020 года в размере 405026,80 рублей.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании пп.19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу п.3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 7250, 27 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) к Кирееву А.В. о взыскании незаконно полученных денежных средств удовлетворить частично.
Взыскать с Киреева А.В., <данные изъяты> года рождения в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) незаконно полученную денежную сумму в размере 405026 рублей 80 копеек.
Взыскать с Киреева А.В. в доход бюджета муниципального образования Первомайский район Оренбургской области государственную пошлину в сумме 7250 рублей 27 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Первомайский районный суд.
Председательствующий: Е.И.Куценко
Решение в окончательной форме принято 19 января 2021 года.
Председательствующий: Е.И.Куценко.