ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88-7648/2021
№ дела 2-25/2020
в суде первой инстанции
УИД 05RS0005-01-2020-003879-67
27 октября 2021 года г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ошхунова З.М.,
судей Росиной Е.А., Поддубной О.А.
с участием прокурора Гаринина Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Магомедовой Раисат Магомедрасуловны, Абдурахмановой Патимат Ахмедовны, Магомедовой Зулхижат Сайпулаевны, Магомедова Гаджи Алиевича к АО «Московская акционерная страховая компания» о возложении обязанности осуществить страховую выплату,
по кассационной жалобе представителя истцов Магомедовой Раисат Магомедрасуловны, Абдурахмановой Патимат Ахмедовны, Магомедовой Зулхижат Сайпулаевны, Магомедова Гаджи Алиевича - Маммаева И.М. на решение Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 27.01.2021 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 19.05.2021.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ошхунова З.М., выслушав прокурора Гаринина Э.П., Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО8, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с иском к АО «МАКС» о возложении обязанности осуществить страховую выплату.
В обоснование иска указано, что ФИО9 проходил службу в ОГИБДД Отдела МВД России по Левашинскому району по Республике Дагестан в должности инспектора дорожно-патрульной службы.
27.10.2017 ФИО9, управляя автомобилем ВАЗ-2110, нарушив требования п. 1.3, 1.5 и 11.1 Правил дорожного движения и допустил столкновение с другим автомобилем. В результате ДТП ФИО9 от полученных травм скончался на месте, а водитель второго автомобиля получил тяжкий вред здоровью.
Поскольку жизнь и здоровье ФИО9 были застрахованы в ЗАО «МАКС», истцы, как близкие родственники погибшего, обратились с заявлением о выплате страхового возмещения. Ответчик отказал в страховой выплате, указав, что страховой случай наступил вследствие совершения застрахованным лицом общественно-опасного деяния, что, по мнению ответчика, подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с его смертью. Данный отказ считают незаконным и необоснованным.
Решением Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 27.01.2021, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 19.05.2021, в удовлетворении исковых требований ФИО8, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 отказано.
В кассационной жалобе представитель истцов ФИО10 ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей отклонению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Судебными инстанциями установлено, что ФИО9 являлся сыном ФИО3 и ФИО4, отцом ФИО2, супругом ФИО1
ФИО9 проходил службу в должности инспектора дорожно-патрульной службы ОГИБДД отдела МВД России по Левашинскому району Республики Дагестан, ему было присвоено воинское звание "старший сержант полиции".
Между АО «МАКС» и Министерством внутренних дел Российской Федерации заключен Государственный контракт № ОГК от 20.06.2017 на оказание услуг по осуществлению в 2017 году обязательного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
29.10.2017 в результате дорожно-транспортного происшествия ФИО9 погиб.
Постановлением Левашинского районного суда Республики Дагестан от 16.05.2018 уголовное дело в отношении ФИО9 в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК РФ прекращено по основаниям, предусмотренных п.4 ст.24 и п.1 ст. 254 УПК РФ, в связи с его смертью.
В названном постановлении указано, что в действиях ФИО9, допустившего нарушение пунктов 1.3, 1.5 и 11.1 Правил дорожного движения Российской Федерации и виновного в дорожно-транспортном происшествии, содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ.
Письмом от 11.07.2018 АО "МАКС" уведомило истцов об отказе в выплате страхового возмещения со ссылкой на то, что смерть ФИО9 наступила в результате совершения им общественно опасного деяния, данное обстоятельство является основанием для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанции, установив, что в постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 16.05.2018, в отношении ФИО9 в котором указано, что в его действиях присутствуют признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также то обстоятельство, что истцы не требовали возбуждения уголовного дела, проведения следствия, правом на реабилитацию погибшего не воспользовались, пришли к выводу о совершении застрахованным лицом ФИО9 общественно опасного деяния, в связи с чем АО «МАСК» освобождено от обязанности по выплате истцам страхового возмещения на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 №52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент страхового случая - смерти ФИО9 29.10.2017).
В статье 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ установлено, что объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с данным федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ определено, что выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - в частности, родители (усыновители) застрахованного лица.
В статье 4 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, в числе которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
В пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ( в ред. от 03.07.2016) содержится исчерпывающий перечень оснований для освобождения страховщика от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию.
Так, страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай: наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным; находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица; является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.
Решение об отказе в выплате страховой суммы принимается страховщиком и сообщается выгодоприобретателю и страхователю в письменной форме с обязательным мотивированным обоснованием причин указанного отказа в срок, установленный Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ для осуществления выплаты страховой суммы (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ).
Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № (в редакции, действовавшей на момент наступления страхового случая), был утвержден соответствующий перечень и установлены документы, оформляемые в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Из приведенного выше правового регулирования следует, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц установлено в целях защиты их социальных интересов, а в случае их гибели (смерти) - интересов иных выгодоприобретателей и является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц при прохождении ими службы. Страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам, а в случае их гибели (смерти) - иным выгодоприобретателям, входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванный компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред. При этом страховые организации (страховщики), с которыми Министерство обороны Российской Федерации на соответствующий период заключает договоры государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и приравненных к ним лиц, принимают на себя обязательство по выплате застрахованным лицам или другим выгодоприобретателям установленных законом страховых сумм.
Возникновение у выгодоприобретателя права на получение страховых сумм закон ставит в зависимость от наступления страхового случая, а обязанность страховщика выплатить страховые суммы - в зависимость от получения им предусмотренных законом документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, в том числе документов, подтверждающих наступление страхового случая.. Закон закрепляет исчерпывающий перечень оснований освобождения страховщика от выплаты страховой суммы. В частности, до внесения Федеральным законом от 27.12.2019 № 497-ФЗ, вступившим в силу с 26.06.2020, изменений в абзац второй пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ страховщик был вправе отказать выгодоприобретателю в выплате страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным.
Изложенные нормативные положения, регулирующие отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела применены к спорным отношениям неправильно. В связи с этим выводы судебных инстанций о том, что правовые основания для выплаты родным умершего застрахованного лица ФИО9 - ФИО8, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 (выгодоприобретателям), обратившимся в АО "МАКС" в установленном порядке с соответствующими заявлениями и документами, подтверждающими наступление страхового случая, отсутствуют, поскольку смерть ФИО9 наступила в результате совершенного им общественно опасного деяния, не могут быть признаны отвечающими требованиям закона.
Утверждения суда первой инстанции, с которыми согласился суд апелляционной инстанции, о том, что истцы не требовали возбуждения уголовного дела и правом на реабилитацию ФИО9 не воспользовались, а равно о том, что ввиду невозможности привлечения ФИО9 к уголовной ответственности за совершенные им действия, повлекшие его смерть, факт отсутствия судебного акта о признании таких действий общественно опасным деянием не дает выгодоприобретателям (ФИО8, ФИО2, ФИО3 и ФИО4) право на получение страховых выплат в связи с гибелью (смертью) застрахованного лица ФИО9 в период прохождения службы, основаны на ошибочном толковании положений абзаца второго пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ, содержащих прямое указание на то, что страховщик освобождается от выплаты страховой суммы в случае, если страховой случай наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным.
Уголовный кодекс Российской Федерации признает преступлением виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное данным кодексом под угрозой наказания (часть первая статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющей конституционный принцип презумпции невиновности в уголовном судопроизводстве (статья 49 Конституции Российской Федерации), обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном уголовно-процессуальным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом (части 1, 2 статьи 8 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, виновность лица в совершении преступления (общественно опасного деяния), равно как и его невиновность, должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Однако на дату отказа страховой компанией родным умершего ФИО9 в выплате им страховой суммы вступившего в законную силу приговора суда о признании совершенного ФИО9 деяния, вследствие которого он умер, общественно опасным не имелось.
В силу изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций об освобождении АО «МАКС» от выплаты страхового возмещения по обязательному государственному страхованию родным умершего ФИО9 - ФИО8, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (страховой случай наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным) нельзя признать основанным на законе, как противоречащий нормам материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что допущенные нарушения норм права являются непреодолимыми, повлияли на исход дела, без их устранения невозможно правильное разрешение спора, спор был разрешен с нарушением норм материального и процессуального права и не на основе доказанных фактов, учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), Судебная коллегия по гражданским делам ФИО5 кассационного суда общей юрисдикции нужным отменить обжалуемое апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить возникший спор на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, и обстоятельств, установленных по делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 19.05.2021отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий З.М. Ошхунов
Судьи Е.А. Росина
О.А. Поддубная