РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2017 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Улановой О. К.,
при секретаре Портнягиной Ю.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Таймырского района Матюхиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-8 по иску Администрации г.Дудинка к Мореву <данные изъяты> о расторжении договора социального найма жилого помещения, возложении обязанности освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учета
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Дудинка обратилась в суд с иском к Мореву С.В., и малолетним ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, о расторжении договора социального найма жилого помещения, возложении обязанности освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учета, мотивируя следующим.
Морев С.В. на основании договора социального найма, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение является муниципальной собственностью г.Дудинка и включено в реестр муниципальной собственности. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены, в том числе, сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения. В 2015 году ответчик Морев С.В. был признан участником подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-20018 годы, государственной программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. №514-п, согласно которой условием предоставления социальной выплаты гражданину, проживающему в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения в двухмесячный срок с момента приобретения им жилого помещения посредством реализации социальной выплаты. 03 июля 2014 года Моревым С.В. было подписано обязательство о сдаче жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. На основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты, выданному 18.08.2015 г. Мореву С.В. была предоставлена социальная выплата в размере 1007 416 руб., с использованием которой им была приобретена комната в <адрес>. Размер социальной выплаты был определен без учета несовершеннолетних детей ФИО1 – ФИО7 и ФИО8, которые проживают с ним и имеют права пользования спорным жилым помещением. Права несовершеннолетних на жилое помещение производны от прав их родителей. Прекращение прав родителей на указанное жилое помещение влечет прекращение прав несовершеннолетних на жилое помещение. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей – родителей. Поскольку Морев С.В. обязан, в силу программных положений, подписать соглашение о расторжении договора социального найма и освободить жилое помещение, невозможно сохранение прав владения и пользования спорным имуществом за его несовершеннолетними детьми.
В ходе рассмотрения дела малолетние ФИО7 и ФИО8 освобождены от участия в деле. В качестве соответчика по делу для защиты интересов малолетних ФИО7 и ФИО8 к участию в деле привлечен законный представитель малолетних - Мишина О.А.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, к участию в деле привлечена Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
В судебном заседании представитель истца – Администрации г.Дудинка, Щульга Я.И., выступающая на основании доверенности, исковые требования к Мореву С.В. о расторжении договора социального найма, возложении обязанности освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учета, и изложенные в исковом заявлении доводы поддержала. Заявила отказ от иска к Мореву С.В. и Мишиной О.А., выступающим в интересах несовершеннолетних ФИО7 и ФИО8 об освобождении несовершеннолетними ФИО7 и ФИО8 жилого помещения и снятии их с регистрационного учета.
Судом принят отказ представителя истца от иска к Мореву С.В. и Мишиной О.А., выступающим в интересах несовершеннолетних ФИО7 и ФИО8, об освобождении несовершеннолетними ФИО7 и ФИО8 жилого помещения и снятии их с регистрационного учета; производство по делу в этой части прекращено.
Ответчик Морев С.В. исковые требования о расторжении договора социального найма, возложении обязанности освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учета признал, пояснив, что действительно получил социальную выплату, с использованием которой приобрел жилое помещение на материке. Размер полученной социальной выплаты был рассчитан без учета проживающих с ним несовершеннолетних детей ФИО7, ФИО8 и гражданской жены ФИО9, поскольку ФИО9 отказалась от участия в программе переселения. Его дети: ФИО7 и ФИО8 с рождения вселены в спорное жилое помещение, зарегистрированы в нем и до настоящего времени проживают. ФИО9 также проживает в спорной квартире без регистрации около 11 лет, зарегистрирована в квартире матери. Обязательство об освобождении жилого помещения в связи с получением социальной выплаты он подписал, так как в противном случае ему отказывали бы в предоставлении социальной выплаты. После приобретения жилья он не снимался с регистрационного учета, так как ему необходимо было оформить пенсию. В настоящее время готов сняться с регистрационного учета и освободить жилое помещение, но дети должны проживать в спорной квартире, так как социальная выплата на них не выплачивалась, они с ним на материк не выезжают, остаются проживать с матерью в спорной квартире.
Соответчик Мишина О.А. в судебном заседании показала, что в спорной квартире проживает с Моревым С.В. в фактических брачных отношениях около 11 лет, зарегистрирована в квартире матери – ФИО5 Их несовершеннолетние дети ФИО7 и ФИО8 в спорной квартире проживают и зарегистрированы с рождения. Социальную выплату на переселение Морев С.В. получал на себя, так как она с детьми не намерена с ним выезжать на материк. Другого жилого помещения у детей и у нее нет. Квартира, в которой она зарегистрирована, принадлежит на праве собственности ее матери - ФИО5, которая состоит на очередности по переселению и обязана будет передать принадлежащее ей жилое помещение в муниципальную собственность. Она и ее несовершеннолетние дети участия с Мишиной Н.А. в программе по переселению не принимают.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. В представленном отзыве, ссылаясь на нормы Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечен6ию жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, статьи 309-310 ГК РФ, ст.35 ЖК РФ полагает иск подлежащим удовлетворению, в связи с неисполнением ответчиком Моревым С.В. обязательства о сдаче жилого помещения после приобретения жилого помещения с использованием социальной выплаты. Дело просит рассмотреть в отсутствии представителя Министерства (л.д.58-60).
Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, надлежащим образом извещенных о дне, времени и месте рассмотрения дела, что согласуется со статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, по смыслу которой лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Определив свои права, лицо реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ (в ред. ФЗ от 17.07.2011 №212-ФЗ) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон №125-ФЗ), установлено право граждан Российской Федерации, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, условия их предоставления.
Согласно статье 6 Федерального закона №125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. В силу статьи 10 Федерального закона №125-ФЗ порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации №1050 от 17 декабря 2010 года выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" (далее Правила).
На основании пункта 44 Правил для получения сертификата гражданин – участник подпрограммы представляет, в частности, обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.
В силу пункта 45 Правил исполнение обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств, предоставленной ему социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 2 подраздела 3.2 и пунктом 1 подраздела 3.6 подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» (приложение №6 к государственной программе Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» на 2014-2016 годы), утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года №514-п, и вступившей в силу с 01 января 2014 года (далее Программа), условием предоставления социальной выплаты гражданину, проживающему в жилом помещении муниципального (государственного) жилищного фонда по договору социального найма (найма) жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Подтверждение намерения расторгнуть договор и освободить занимаемое участником программы жилое помещение, оформляется соответствующим обязательством, подписанным всеми совершеннолетними членами семьи участника программы. Исполнение обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения участником программы жилого помещения за счет предоставленной социальной выплаты.
Из смысла вышеуказанных норм следует, что одним из обязательных условий получения участником программы социальной выплаты на приобретения жилья является сдача или безвозмездное отчуждение жилого помещения им и членами его семьи, с учетом которых производится расчет размера социальной выплаты, органу местного самоуправления района отселения принадлежащих на праве собственности участнику программы и (или) членам его семьи или занимаемых на условиях социального найма жилых помещений.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 398 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или возмездное пользование кредитору, последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях.
На основании статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Как установлено, Морев С.В. состоял в очередности на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
ДД.ММ.ГГГГ при обращении с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в 2015 году Моревым С.В. было подписано обязательство о сдаче и освобождении <адрес> в г.Дудинка в 2-х месячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации социальной выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ Мореву С.В. в соответствии с мероприятием «Предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданами, проживающими в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-1017 годы, государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года №514-п, было выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в размере 1 007 416 руб., рассчитанной без учета проживающих с ним членов семьи, в том числе, несовершеннолетних детей ФИО7 и ФИО8 (л.д.12).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, выданному ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), Морев С.В. приобрел в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 30 кв.м.
На момент предоставления социальной выплаты и до настоящего времени ответчик состоял и состоит на регистрационном учете по адресу: г.Дудинка, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района <адрес>, что подтверждается справкой формы №4 ЖЭУ АО «Таймырбыт» (л.д.5), выпиской из финансового лицевого счета (л.д.6) и договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16).
Таким образом, Морев С.В. как участник программы, получил свидетельство о предоставлении социальной выплаты, посредством реализации которой приобрел жилое помещение, в результате у ответчика возникло обязательство по расторжению договора социального найма и освобождению спорной квартиры.
Несмотря на это, после использования социальной выплаты ответчик Морев С.В., являясь нанимателем по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нарушение принятого обязательства, и установленного действующим законодательством обязательного условия освобождения занимаемого жилого помещения, спорное жилое помещение не освободил и с регистрационного учета не снялся.
При таких обстоятельствах, учитывая избранный истцом способ защиты, суд приходит к выводу, что иск к Мореву С.В. о расторжении договора социального найма, возложении обязанности освободить спорное жилое помещение и сняться с регистрационного учета, предъявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
При этом, расторжение договора социального найма с Моревым С.В., не является основанием для освобождения спорного жилого помещения несовершеннолетними ФИО7 и ФИО8 и снятии их с регистрационного учета.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 8 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 61.1, статьи 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика Морева С.В. подлежит взысканию в бюджет муниципального района государственная пошлина за каждое удовлетворенное требование, в сумме 900 руб. (300 х 3)., от уплаты которой, истец при подаче иска в суд был освобожден на основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании вышезложенного, и руководствуясь статьями 194, 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Администрации г.Дудинка к Мореву <данные изъяты> о расторжении договора социального найма жилого помещения, возложении обязанности освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учета, удовлетворить.
Расторгнуть заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Дудинка и Моревым <данные изъяты> договор № социального найма трехкомнатной квартиры, общей площадью 63,80 кв.м, в том числе, жилой – 40,20 кв.м, расположенной по адресу: г.Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района <адрес>.
Обязать Морева <данные изъяты> освободить жилое помещение, расположенное по адресу: г.Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района <адрес>, и сняться с регистрационного учета по указанному адресу.
Взыскать с Морева <данные изъяты> в бюджет муниципального района государственную пошлину в размере 900 (девятьсот) руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.
Судья О.К.Уланова
Решение принято в окончательной форме 21 февраля 2017 года.