Дело (УИД) № 21RS0019-01-2020-000176-43
Производство № 2а-186/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2020 г. г. Ядрин
Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе:
председательствующего судьи Изоркиной Л.М.,
при секретаре Анисимовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ядринского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новочебоксарск к Тимофееву В.М. об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Новочебоксарск (далее ИФНС России по г. Новочебоксарск) обратилась в суд с административным иском к Тимофееву В.М. об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации, указывая, что Тимофееву В.М. (далее - Должник, Налогоплательщик), ИНН №, зарегистрирован в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Чувашской Республике в качестве индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать налоги. Данная обязанность налогоплательщиком надлежащим образом не исполнена. Постановлением о возбуждении исполнительного производства судебного пристава-исполнителя (далее Постановление СПИ) на основании исполнительного документа - постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 29.07.2019 г. №3300 в размере 32385 рублей возбуждено исполнительное производство в отношении налогоплательщика. В соответствии с п. 2 Постановления СПИ должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. До настоящего времени требования судебного пристава-исполнителя не выполнены в полном объеме. Сумма задолженности в бюджет составляет 31 552,81 рублей.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» административный истец просит установить в отношении административного ответчика Тимофеева В.М. временное ограничение на выезд из Российской Федерации до исполнения обязательств по исполнительному производству, возбужденного на основании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики от 29.07.2019 №3300.
Административный истец ИФНС России по г. Новочебоксарск извещалась о месте и времени судебного разбирательства, однако в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечила. Согласно письменному заявлению просили рассмотреть дело без их участия, административный иск удовлетворить.
Административный ответчик Тимофеев В.М., надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 42906047003171, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица Ядринского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии (далее Ядринское РОСП), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, явка в суд административного ответчика и заинтересованного лица судом признается необязательной и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Конституции РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., участником которого является Российская Федерация, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.
В соответствии с положениями ст. 2 Закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - № 114-ФЗ) гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 5 ст. 15 Закона № 114-ФЗ право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 67 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе требований, если сумма задолженности по исполнительному документу составляет 30 000 рублей и более. В случае неисполнения должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований, указанных в п. 3 ч. 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, если сумма задолженности по исполнительному документу превышает 10 000 рублей.
Если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 67 Закона № 229-ФЗ).
По смыслу приведенных выше норм права, возможность применения такой меры воздействия на должника как ограничение на выезд за пределы Российской Федерации связана с установлением факта неисполнения должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, и отсутствием уважительных причин, не позволивших эти требования исполнить.
Предусмотренная законом возможность временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств по уплате налогов направлена на защиту конституционно значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права должника.
Из материалов дела следует, что Тимофеев В.М. зарегистрирован в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ и в силу п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги.
На основании постановления №3300 руководителя ИФНС России по г. Новочебоксарску Чувашской Республики о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 29.07.2019 г. начислен налог в размере 32 385,00 рублей, пени в размере 0,00 рублей.
Согласно расшифровке задолженности налогоплательщика у Тимофеева В.М. установлены следующие виды налогов: страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 5840 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере – 26545,00 рублей.В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес административного ответчика по месту его регистрации Межрайонной ИФНС №8 по Чувашской Республике через почтовую организацию направлялось требование: №468 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пении, штрафа, процентов по состоянию на 21.01.2019 г., в котором в указанный в нем срок по 08.02.2019 г. предложено погасить недоимку по налогам, пени.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком требования об уплате налога, направленного заказным письмом 21.01.2019 г.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ИФНС России выполнила предусмотренные ч. 6 ст. 69 НК РФ требования при направлении требования об уплате налога.
В связи с тем, что Тимофеевым В.М. требование в добровольном порядке не исполнено, руководителем ИФНС по г. Новочебоксарск Чувашской Республики вынесено решение №5518 от 27.07.2019 г. о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), согласно которому с Тимофеева В.М. произведено взыскание налога, пени и штрафа на сумму 32385,00 рублей.
В связи с неисполнением в установленный срок требования об уплате налога, пени, штрафа, указанное постановление было предъявлено к исполнению в Ядринский РОСП.
Судебным приставом-исполнителем Ядринского РОСП в отношении Тимофеева В.М. было возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании налога, сборов, пеней, штрафов, процентов от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 32 385,00 рублей.
Тимофееву В.М. был установлен срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в постановлении, в течение 5 дней с момента получения должником его копии.
Однако в установленный срок должник Тимофеев В.М. свою обязанность по погашению всей суммы задолженности не исполнил, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 42906044023028.
По состоянию на 18.03.2020 г. остаток задолженности по исполнительному производству составляет 31 552,81 руб.
Как установлено судом, в настоящее время сумма задолженности в бюджет по вышеуказанному исполнительному документу не погашена, исполнительное производство в отношении должника Тимофеева В.М. не прекращалось и не окончено; решение налогового органа о взыскании налоговой задолженности не отменялось, недействительным не признавалось.
По смыслу закона право на выезд из Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом должна учитываться соразмерность применяемой меры последствиям неисполненного обязательства, должны быть представлены доказательства, подтверждающие факт явного уклонения должника от возложенных на него обязательств.
Судом установлено, что должник Тимофеев В.М., заведомо зная, что он как индивидуальный предприниматель несет обязанность по уплате налогов и сборов, и в отношении него возбуждено исполнительное производство, никаких мер по добровольному исполнению требования налогового органа и судебного пристава-исполнителя в течение длительного времени не предпринимал.
При этом доказательств того, что неисполнение обязательств вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний исполнительного документа, суду не представлено.
Сведения о наличии уважительных причин неисполнения должником указанного выше требования в материалах дела также отсутствуют.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют об уклонении должника от исполнения требования о погашении долга, содержащегося в исполнительном документе.
Следовательно, административный иск налогового органа подлежит удовлетворению, поскольку применение такой меры воздействия на должника, как установление ограничения его выезда из Российской Федерации, соразмерно как с длительностью неисполнения должником Тимофеевым В.М. требования исполнительного документа, так и со значительным размером задолженности, что с учетом соблюдения баланса интересов взыскателя и должника согласуется с вышеназванными нормами законодательства и не противоречит принципам разумности и справедливости.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканная сумма зачисляется в доход федерального бюджета в соответствии п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В п. 40 Постановления от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с этим, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета.
С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика Тимофеева В.М. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новочебоксарск к Тимофееву В.М. об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации удовлетворить.
Установить Тимофееву В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Чувашской АССР, зарегистрированному по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, временное ограничение на выезд из Российской Федерации до исполнения обязательств по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №.
Взыскать с Тимофеева В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Чувашской АССР, зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: Л.М. Изоркина