Судья Макаров М.В. № 33а-1464/2022
дело № 2а-630/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 27 апреля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
судей Никодимова А.В. и Протодьяконова В.С.,
при секретаре Кузьминовой А.К.,
с участием представителя административного истца Евдокименко Д.А.,
представителя административного ответчика Прокопьева А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Сергеевой Е.Ф. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании земельного участка.
Заслушав доклад судьи Протодьяконова В.С., объяснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Сергеева Е.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска (далее – ДИЗ ОА г.Якутска), выраженного в письме № ... от 14.09.2021, в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и обязании предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка 1200 кв.м. в пределах кадастрового квартала № .... В иске указала, что оспариваемый отказ является необоснованным, т.к. координаты СОТ «********» не известны, согласно сведениям ЕГРЮЛ СОТ «********» отсутствует. Полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, находящимися в не разграниченной собственности не ограничены. Испрашиваемый земельный участок согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости и кадастровой карты Росреестра учтён под жилой дом. Размеры испрашиваемого земельного не превышают предельные размеры.
В письменном возражении административный ответчик указал, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории СОТ «********», проект межевания территории которого утверждён в составе проекта межевания территории квартала «********» городского округа «город Якутск». Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 02.09.2021 № ..., по проекту межевания территории квартала «********» земельный участок учтён для ведения садоводства и под улично-дорожную сеть. По правилам землепользования и застройки города Якутска, запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2А», в которой предельные параметры земельного участка от 450 до 1200 кв.м.
17 января 2022 года решением Якутского городского суда в удовлетворении административного иска отказано.
Представитель административного истца Платонов Л.В. в апелляционной жалобе, повторяя доводы, изложенные в административном иске, считает, что решение подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, т.к. истцом испрашивался земельный участок, размер которого не превышает предельные размеры, отказывая в удовлетворении административного иска суд сослался на подпункт 5 пункта 16 статьи 11.10 и пункт 25 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), несмотря на то, что административный ответчик на них не ссылался.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал доводы апелляционной жалобы, по его ходатайству к материалам дела приобщены копии: домовой книги, справки о том, что семья С-ых являются ******** и проживают на территории ******** в составе 10 человек (в том числе отец истца – С.), справки о пожаре 25.10.2014 по адресу: ...........
Представитель административного ответчика просил решение суда оставить без изменения, представленная им бумажная версия скриншота с экрана Геопортал возвращена, поскольку из неё не видно местоположение испрашиваемого истцом земельного участка.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об участии в судебном заседании или отложении рассмотрения дела не заявила.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, 11.08.2021 Сергеева Е.Ф. и Сергеев А.А. обратились в ДИЗО ОА г.Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность как гражданам, имеющим трёх и более детей, земельного участка площадью 1200 кв.м., с кадастровым № ... в общую совместную собственность под жилой дом.
14 сентября 2021 года ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для использования под индивидуальное жилищное строительство на том основании, что:
- запрашиваемый земельный участок расположен на территории СОТ «********», проект межевания территории которого утверждён в составе проекта межевания территории квартала «********» городского округа «город Якутск». В соответствии со ст.17 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты России» принятие в члены товарищества, распределение земельного участка относится к компетенции общего собрания членов товарищества;
- согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 02.09.2021 № ... по проекту межевания территории квартала «********» земельный участок учтён для ведения садоводства и под улично-дорожную сеть. По правилам землепользования и застройки г.Якутска запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2А» (зона для индивидуального жилищного строительства на территории г.Якутска), в которой предельные параметры земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 450 кв.м. до 1200 кв.м.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении иска, городской суд исходил из того, что административный истец просил предварительно согласовать предоставление земельного участка с конкретным кадастровым № ..., условный номер образуемого земельного участка не указан, что испрашиваемый земельный участок имеет площадь 1800 (-/+8) кв.м. и относится к землям населённых пунктов, с видом разрешённого использования «под жилой дом» и имеет статус «временный», но с кадастрового учёта не снят, и что в указанной территориальной зоне предельные параметры земельного участка не могут превышать 1200 кв.м., пришёл к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок не соответствует проекту межевания территории «********», накладывается в результате раздела на образованные два земельных участка: площадью 1200 кв.м. под «индивидуальное жилищное строительство» и площадью 600 кв.м. под «улично-дорожную сеть».
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, не может согласиться по следующим основаниям.
Подпунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения).
Согласно подпункту 3 вышеуказанного закона уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка, если площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Учитывая основания оспариваемого отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, существенное значение для рассмотрения спора имеет проверка доводов административного ответчика о расположении испрашиваемого земельного участка в границах СОТ «********».
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 02.09.2021 испрашиваемый семьёй Сергеевых земельный участок площадью 1200,16 кв.м. расположен в территориальной зоне Ж-2А, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, по проекту планировки территории предусмотрен под объекты индивидуальной жилой застройки, соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии) (л.д.60).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 25.08.2021 земельный участок с кадастровым № ... площадью 1800 (-/+8) кв.м., расположен по адресу: .........., относится к землям населённых пунктов, с видом разрешённого использования «под жилой дом», имеет статус «временный», дата истечения временного характера 01.03.2022 г. Координаты земельного участка внесены в ЕГРН. На настоящее время земельный участок с кадастрового учёта не снят (л.д.86).
Применительно к настоящему спору административным ответчиком не представлено допустимых доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в границах СОТ "********", обжалуемый ответ основан на предположении, которое не могло являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
Тем самым, данное основание отказа в предварительном согласовании нельзя признать обоснованным.
Из заявления семьи Сергеевых следует, что они просят предварительно согласовать предоставление земельного участка с конкретным кадастровым № .... При этом в заявлении отсутствует указание на площадь испрашиваемого земельного участка (л.д.69-70).
Вместе с тем, при обращении заявителями была предоставлена схема расположения испрашиваемого земельного участка, площадь которого составляет 1200 кв.м., который целиком расположен на территории земельного участка с кадастровым № ... площадью 1800 кв.м.
В силу пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
По правилам землепользования и застройки г.Якутска запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2А» (зона для индивидуального жилищного строительства на территории г.Якутска), в которой предельные параметры земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 450 кв.м. до 1200 кв.м.
При этом согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции и доводам административного ответчика, считать, что заявителями испрашивается земельный участок общей площадью 1800 кв.м., нет оснований.
Кроме того, суд первой инстанции в своём решении сослался на то, что 01.12.2020 распоряжением ОА г.Якутска №1886р внесены изменения в проект межевания территории квартала «********» г.Якутска, утверждённый распоряжением ОА г.Якутска от 02.08.2017 №1267р., в части образования земельных участков с условным номером № ... площадью 1000 кв.м. под "ведение садоводства", с условным номером 12.0.1-1 под "улично-дорожную сеть" площадью 800 кв.м. путём раздела земельного участка с кадастровым № ... площадью 1800 кв.м., прошедший процедуру публичных слушаний 8 апреля по 8 мая 2020 года на основании распоряжения ОА г.Якутска от 09.04.2020 № 740зр "О назначении публичных общественных обсуждений посредством сети интернет по рассмотрению проектов планировки и проектов межевания территорий городского округа "город Якутск" согласно приложению к настоящему распоряжению (л.д.40,124).
Однако по настоящему делу предметом судебного разбирательства является земельный участок с кадастровым № ..., т.е. кадастровый номер квартала в распоряжении от 01.12.2020 не совпадает с испрашиваемым заявителями (л.д.4, 12, 82).
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 2 статьи 310 КАС РФ), с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления, т.к. оспариваемое решение административного ответчика нельзя признать законным.
Судебная коллегия находит необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление семьи Сергеевых о предварительном согласовании предоставления земельного участка с учётом всех указанных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) 17 января 2022 года отменить и принять новое решение.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска, выраженный в письме от 14 сентября 2021 года № ..., в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым № ....
Обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Сергеевой Е.Ф. и Сергеева А.А. от 11 августа 2021 года вх.№ ....
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи