Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-1004/2020
Судья Павлова Е.В.
УИД 21RS0025-01-2019-004063-76
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 марта 2020 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Казаковой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Киргизова Г.А. к администрации Московского района г. Чебоксары о признании постановления незаконным, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поступившее по апелляционной жалобе администрации Московского района г. Чебоксары на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Киргизов Г.А. обратился в суд с иском к администрации Московского района г. Чебоксары о признании незаконным постановления от 31 июля 2019 года № <......> «Об исключении семьи Киргизова Г.А. из списков нуждающихся в получении жилых помещений», возложении обязанности восстановить в списках нуждающихся в получении жилых помещений с 15 августа 2000 года.
Требования мотивированы тем, что 15 августа 2000 года семья Киргизова Г.А. была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в общий список, а также в льготный список «Участники боевых конфликтов». В последующем постановлением администрации Московского района г. Чебоксары от 31 июля 2019 года № <......> семья Киргизова Г.А. исключена из списков нуждающихся в получении жилых помещений в связи с тем, что 10 января 2018 года Министерством внутренних дел по Чувашской Республике истцу была предоставлена по договору социального найма квартира № <......> общей площадью 63,2 кв.м в доме № <......> по пр. <адрес>, а также супруге и сыну истца на праве собственности принадлежит комната № <......> общей площадью 25,72 кв.м в доме № <......> по ул. <адрес>. Истец полагает, что указанное постановление является незаконным, поскольку его жилищные условия не были улучшены, в результате которого отпали основания для получения жилого помещения, поэтому за ним сохраняется право состоять на жилищном учете. Кроме того, в постановлении не указано, на основании какой нормы права семья истца исключена из списков нуждающихся в получении жилых помещений.
В судебном заседании истец Киргизов Г.А. и его представители - адвокаты ЗининаИ.Н., Столбов Н.А. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям и просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Московского района г. Чебоксары Яковлев Г.М. исковые требования не признал, пояснив, что оспариваемое постановление является правомерным и обоснованным.
Третьи лица Киргизова Н.Ф., Киргизов А.Г., Киргизова Е.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Ниди» явку своего представителя в судебном заседании не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2019 года постановлено:
- признать незаконным постановление главы администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 июля 2019 года № <......> «Об исключении семьи Киргизова Г.А. из списков нуждающихся в получении жилых помещений»;
- обязать администрацию Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики восстановить семью Киргизова Г.А. в списках нуждающихся в получении жилых помещений с 15 августа 2000 года.
Указанное решение обжаловано ответчиком администрацией Московского района г. Чебоксары на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что семья Киргизова Г.А. улучшила свои жилищные условия, в связи с чем подлежит снятию с учета нуждающихся в получении жилого помещения.
Изучив материалы дела, выслушав возражения истца Киргизова Г.А. и его представителя адвоката Столбова Н.А. относительно доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Московского района г. Чебоксары от 15 августа 2000 года № <......> Киргизов Г.А. с составом семьи из трех человек (он сам, жена Киргизова Н.Ф., сын Киргизов А.Г.) принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15 августа 2000 года по списку «Общий» и по списку «Участники военных конфликтов». С 11 июня 2014 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в списке «Малоимущие» с составом семьи из двух человек (он сам, жена).
Согласно материалам учетного дела на момент принятия решения о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях истец со своей семьей был зарегистрирован в комнате № <......> в доме № <......> по ул. <адрес> (коммунальная квартира).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости супруга истца Киргизова Н.Ф. и сын истца Киргизов А.Г. являются собственниками (по 1/2 доле в праве каждый) комнаты № <......> площадью 17,70 кв.м. в доме № <......> по ул. <адрес> на основании договора передачи от 29 декабря 2005 года № <......>.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 октября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 12 декабря 2016 года, в удовлетворении исковых требований Киргизова Г.А. к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма отказано. При этом судом было установлено, что Киригизов Г.А. включен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы в МВД по Чувашской Республике с 19 августа 1994 года.
7 мая 2018 года между Министерством внутренних дел по Чувашской Республике (наймодатель) и Киргизовым Г.А. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № 2, по условиям которого Киргизову Г.А. и членам его семьи предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся на праве оперативного управления, состоящее из двух комнат в двухкомнатной квартире общей площадью 63,2 кв.м. по адресу: <адрес>, для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются: Киргизова Н.Ф. – жена, Киргизов А.Г. – сын, Киргизова Е.П. – сноха, ФИО1 – внук, ФИО2 – внучка.
Согласно выписке из лицевого счета в квартире № <......> общей площадью 63,10 кв.м., жилой площадью 31,90 кв.м. в доме № <......> по пр. <адрес> значатся зарегистрированными: истец Киргизов Г.А., его жена Киргизова Н.Ф., сын Киргизов А.Г., невестка Киргизова Е.П., внуки ФИО1., ФИО2
Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 июля 2019 года № <......> «Об исключении Киргизова Г.А. из списков нуждающихся в получении жилых помещений» Киргизов Г.А. с составом семьи из шести человек (сам, жена Киргизова Н.Ф., сын Киргизов А.Г., невестка Киргизова Е.П., внук ФИО1., внучка ФИО2.) исключен из списков нуждающихся в жилых помещениях, поскольку 10 января 2018 года Министерством внутренних дел по Чувашской Республике Киргизову Г.А. и членам его семьи была предоставлена по договору социального найма квартира № <......> общей площадью 63,2 кв.м. в доме № <......> по пр. <адрес>, жена Киргизова Н.Ф. и сын Киргизов А.Г. являются собственниками (по 1/2 доле в праве каждый) комнаты № <......> площадью 17,7/25,72 кв.м. в доме № <......> по ул. <адрес>.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий ответчика по снятию семьи истца Киргизова Г.А. с учета нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку обеспеченность семьи Киргизова Г.А. жилой площадью составляет менее 9 кв.м.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Семья Киргизова Г.А. состояла на учете нуждающихся в получении жилых помещений в администрации Московского района г. Чебоксары с 15 августа 2000 года. На период постановки семьи на учет действовали нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Из анализа норм статей 29, 40 Жилищного кодекса РСФСР следует, что критерием для исключения из числа очередников, служит не учетная норма, применяемая при постановке граждан на учет, не превышение учетной нормы, а превышение обязательного минимума предоставляемой жилой площади на одного человека.
На момент постановки на учет семьи Киргизова Г.А. в Чувашской Республике действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 года № 142, согласно которым граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв. метров и отпали другие основания для предоставления жилого помещения (пункт 20). Данные Правила утратили силу на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июня 2005 года № 151.
С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный Кодекс Российской Федерации, определяющий иные учетные нормы и нормы предоставления жилой площади. Между тем, частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П также разъяснил конституционно-правовой смысл части 2 статьи 6 названного Федерального закона, указав, что положения данной статьи не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых до 1 марта 2005 года на учет для предоставления жилья по договорам социального найма по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Как следует из материалов дела, в спорных правоотношениях отсутствуют случаи, предусмотренные пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации для снятия граждан с учета на получение жилья (подача очередником заявления о снятии с учета, выезда на место жительства в другое муниципальное образование, получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилья, предоставление земельного участка для строительства жилого дома, выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет).
В Положении о порядке реализации жилищных прав гражданами – жителями города Чебоксары, утвержденном постановлением главы города Чебоксары от 14 декабря 2005 года № 288, указано, что право состоять на учете нуждающихся сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением случая улучшения жилищных условий, если общая жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 14,5 кв.м. для граждан, принятых на учет после 1 марта 2005 года; если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9,0 кв.м. для граждан, вставших на учет до 1 марта 2005 года, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Таким образом, на территории г. Чебоксары снятие граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, возможно при наличии двух условий: 1) обеспеченность общей жилой площадью на каждого члена семьи не менее 14,5 кв.м; 2) обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи не менее 9 кв.м.
Администрация Московского района г. Чебоксары исключила семью истца Киргизова Г.А. из списков нуждающихся в получении жилых помещений ввиду обеспеченности жилым помещением без указания каких-либо норм обеспеченности.
Как указывалось выше, истец Киргизов Г.А., его жена Киргизова Н.Ф., сын Киргизов А.Г., невестка Киргизова Е.П., внуки ФИО1., ФИО2 зарегистрированы в квартире № <......> общей площадью 63,10 кв.м., жилой площадью 31,90 кв.м. в доме № <......> по пр. Г<адрес>.
Кроме того, супруга истца Киргизова Н.Ф. и сын истца Киргизов А.Г. являются собственниками (по 1/2 доле в праве каждый) комнаты № <......> в доме № <......> по ул. <адрес> (коммунальная квартира). Согласно выписке из лицевого счета жилая площадь комнаты составляет 17,70 кв.м., общая площадь – 25,72 кв.м.
Таким образом, на момент снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий 31 июля 2019 года на семью Киргизова Г.А. приходилось 88,82 кв.м. (63,10 кв.м. + 25,72 кв.м.) общей площади и 49,6 кв.м (31,90 кв.м. + 17,70 кв.м.) жилой площади, следовательно на каждого члена семьи Киргизовых Г.А. приходилось по 14,8 кв.м (88,82 кв.м. : 6 чел.) общей площади жилья и 8,3 кв.м. (49,6 кв.м. : 6 чел.) жилой площади.
Поскольку на момент принятия оспариваемого постановления обеспеченность семьи Киргизова Г.А. жилой площадью на одного члена семьи составляла менее 9 кв.м., за семьей Киргизова Г.А. должно быть сохранено право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что постановление главы администрации Московского района г. Чебоксары от 31 июля 2019 года № <......> «Об исключении семьи Киргизова Г.А. из списков нуждающихся в получении жилых помещений», является незаконным, в связи с чем семья Киргизова Г.А. подлежит восстановлению на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с даты постановки на учет в органе местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего жилищного законодательства и направлены на переоценку доказательств, которые были исследованы судом первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации Московского района г. Чебоксары на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева