УИД 34RS0001-01-2023-003808-09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 31 июля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Станковой Е.А.,
судей Колгановой В.М., Марчукова А.В.,
при секретаре Объедковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-3241/2023 по иску Степаненко Льва Валерьевича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 25 декабря 2023 г., которым исковые требования Степаненко Льва Валерьевича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить страховую пенсию по старости, удовлетворены частично;
признано незаконным решение ОСФР по Волгоградской области № <...> от 6 марта 2023 г. об отказе в установлении пенсии по старости Степаненко Льву Валерьевичу в части невключения в специальный стаж периодов работы в должности <.......> с 1 октября 1989 г. по 1 августа 1991 г., мастера в кооперативе <.......> со 2 августа 1991 г. по 1 февраля 1995 г., прораба в кооперативе <.......>» с 1 февраля 1995 г. по 23 апреля 1996 г.;
возложена обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области включить Степаненко Льву Валерьевичу в специальный стаж периоды работы в должности мастера в кооперативе «<.......>» с 1 октября 1989 г. по 1 августа 1991 г., мастера в кооперативе «Стройфирма-ТДС» со 2 августа 1991 г. по 1 февраля 1995 г., прораба в кооперативе «<.......>» с 1 февраля 1995 г. по 23 апреля 1996 г.;
в удовлетворении остальной части иска Степаненко Льва Валерьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным в части, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в должности мастера 1 сентября 1988 г. по 30 сентября 1989 г. в строительном кооперативе «<.......> в части отказа в назначении пенсии по старости, и в части возложения обязанности принять решение о назначении досрочной страховой пенсии, отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Станковой Е.А., выслушав представителя ответчика -Смирнову Н.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца –Септарова С.А., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Степаненко Л.В. обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области с иском о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указал, что 9 июня 2022 г. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Волгоградской области № <...> от 6 марта 2023г. ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа (10 лет при достижении возраста 56 лет). При оценке пенсионных прав истца ответчик исключил из специального стажа периоды трудовой деятельности с 1 сентября 1989 г. по 30 сентября 1989 г. в должности мастера <.......>»; с 1 октября 1989 г. по 1 августа 1991 г. мастером <.......> 5»; со 2 августа 1991 г. по 1 февраля 1995 г. мастером в кооперативе <.......> со 2 февраля 1995 г. по 23 апреля 1996 г. прорабом там же; с 10 декабря 1998 г. по 31 декабря 1998 г. в ЗАО «<.......>»; с 27 октября 2006 г. по 31 мая 2007 г. завхозом в <.......>».
Истец не согласен с решением, поскольку в спорные периоды он осуществлял трудовую деятельность в условиях, дающих право пенсионное (в том числе, досрочное) обеспечение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, просил суд признать незаконным решение ОСФР по Волгоградской области № <...> от 6 марта 2023 г. в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы в должности мастера с 1 сентября 1988 г. по 30 сентября 1989 г. в строительном кооперативе «<.......> в должности мастера в кооперативе «<.......>» с 1 октября 1989 г. по 1 августа 1991 г., в должности мастера в кооперативе «<.......>» с 2 августа 1991 г. по 1 февраля 1995 г., прораба в кооперативе «<.......> с 1 февраля 1995 г. по 23 апреля 1996 г.; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в удовлетворенной части исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Пунктом 1 части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом oт 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, периоды льготной работы после такой регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета с проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подпункту «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда после 1 января 1992 г. применяется Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. применяется Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».
Разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173 предусмотрены мастера (десятники) и прорабы.
Разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 предусмотрены мастера строительных и монтажных работ, производители работ.
При определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку № 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173 (за периоды работы до 1 января 1992 г.) юридически значимым являлось установление обстоятельств выполнения работ в организациях, занятых строительством новых объектов: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций.
После 1 января 1992 г. в специальный стаж, влекущий досрочное назначение страховой пенсии по старости включалась работа в организациях, ведущих как новое строительство, так и работы по реконструкции и ремонту объектов.
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29 утверждены разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», главным условием для определения права на пенсию в связи с особыми условиями труда является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени, в которое включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г., осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.
Исходя из приведенных нормативных положений следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, 17 февраля 2023 г. Степаненко Л.В. обратился в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ОСПФР по Волгоградской области № <...> от 6 марта 2023 г. Степаненко Л.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в связи с отсутствием специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии в 56 лет – 10 лет по Списку № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Из подсчета специального стажа истца исключены периоды работы с 1 сентября 1988 г. по 30 сентября 1989 г. в должности мастера <.......>»; с 1 октября 1989 г. по 1 августа 1991 г. мастером <.......> со 2 августа 1991 г. по 1 февраля 1995 г. мастером в кооперативе <.......> со 2 февраля 1995 г. по 23 апреля 1996 г. прорабом в той же организации.
Степаненко Л.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 19 февраля 1999 г.
Уточняющие льготный характер работы справки работодателя не представлены, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Степаненко Л.В. не содержит сведений о коде льготы.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Степаненко Л.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в периоды с 1 октября 1989 г. по 1 августа 1991 г., со 2 августа 1991 г. по 1 февраля 1995 г., с 1 февраля 1995 г. по 23 апреля 1996 г. Степаненко Л.В. работал в условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, признал незаконным решение пенсионного органа в указанной части и возложил на ответчика обязанность по включению в специальный стаж вышеуказанных периодов работы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о недоказанности факта льготных условий труда, в связи с отсутствием документов, подтверждающих постоянную, в течение полного рабочего дня, занятость в профессиях и должностях, а также на тех производствах, на работах или условиях труда, которые предусмотрены соответствующими Списками льготных профессий и должностей не влекут отмену решения суда по следующим основаниям.
Согласно записей трудовой книжки, истец работал с 1 сентября 1988 г. по 30 сентября 1989 г. в должности мастера в кооперативе <.......>», с 1 октября 1989 г. по 1 августа 1991 г. в должности мастера «<.......>», со 2 августа 1991 г. по 1 февраля 1995 г. в должности мастера в кооперативе «<.......> с 1 февраля 1995 г. по 23 апреля 1996 г. в должности прораба в кооперативе «<.......>
Справка, подтверждающая льготный характер работы в материалах дела отсутствует.
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 19 февраля 1999 г. Выписка из лицевого счета застрахованного лица, которая на основании статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ может подтверждать периоды работы как до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования так и после, за все оспариваемые периоды работы код льготных условий труда не содержит.
В случае отсутствия сведений о льготном характере работы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С целью проверки доводов апелляционной жалобы, определением судебной коллегии от 20 марта 2024 г. по делу назначена судебная экспертиза определения условий труда, проведение которой поручено Комитету по труду и занятости населения Волгоградской области. Перед экспертной организацией поставлены вопросы о том, соответствует ли характер и условия труда истца, в периоды, заявленные в иске, работе с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня.
На основании указанного определения суда Комитетом по труду и занятости населения Волгоградской области подготовлено заключение, из которого следует, что по результатам анализа архивных справок, трудовой книжки, пенсионного дела Степаненко Л.В., акта освидетельствования скрытых работ, рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительства здания, сооружения, помещения, за 1993, 1994, 1995 г.г., вида деятельности работодателей «<.......>», кооператива «<.......>», производящих жилищно- строительные работы, можно сделать вывод, что деятельность кооператива «<.......>» относится к разделу XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2. Раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 предусматривает профессии мастера строительных и монтажных работ код специальности 2290000б-23419 и производителя работ код специальности 2290000б-2441. Вид деятельности организации – жилищно - строительные работы, перечень выполненных кооперативом «<.......>» работ, наименование должности, которые прямо предусмотрены в Списке № 2, отсутствие документов и информации, подтверждающих выполнение Степаненко Л.В. в рассматриваемые периоды времени иных работ, кроме тех, которые зафиксированы в его трудовой книжке, указывают на то, что работы, выполняемые Степаненко Л.В. в должности мастера в период с 1 января 1992 г. по 1 февраля 1995 г., в должности прораба с 1 февраля 1995 г. по 23 апреля 1996 г. в кооперативе «<.......>» соответствуют работам, предусмотренным Списком №2 (раздел XXVII, код позиции 2290000б-23419, код позиции 2290000б-2441), дающим право на льготное пенсионное обеспечение. Документов, подтверждающих обратное, не представлено.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Оценивая заключение судебной экспертизы Комитета по труду и занятости населения Волгоградской области, сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам, определяя полноту заключения, его обоснованность и достоверность полученных выводов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заключение эксперта является допустимым и достоверным доказательством, составлено компетентным лицом, обладающим специальными познаниями, отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных, выводы эксперта обоснованы документами, представленными в материалы дела.
Для исчисления льготного стажа должны быть выполнены обязательные условия, предусмотренные пенсионным законодательством, а именно осуществление работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня непосредственно в тяжелых и вредных условиях труда в должностях, предусмотренных соответствующими Списками, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд, а также подтверждение указанных периодов работы выпиской из лицевого счета застрахованного лица, если такая работа осуществлялась после регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Требование о постоянной занятости в течение полного рабочего было установлено пунктом 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее также – Разъяснения № 5 от 22 мая 1996 г.), согласно которого, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени, в которое включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ. Указанные разъяснения на территории Российской Федерации вступили в законную силу 21 ноября 1996г.
Учитывая, что истцом заявлены требования, в том числе, о включении в специальный стаж периодов работы, которые имели место до вступления в силу Разъяснений № 5 от 22 мая 1996 г. (вступило в силу 22 ноября 1996 г.), принимая во внимание выводы судебной экспертизы условий труда, учитывая, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством граждане, работающие по трудовому договору на определенных работах, дающих право на пенсионные льготы, были заняты на таких работах постоянно, а работа предприятий носила стабильный характер, судебная коллегия считает установленным факт выполнения истцом работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в периоды работы в должности мастера в кооперативе <.......>» с 1 октября 1989 г. по 1 августа 1991 г., мастера в кооперативе «<.......>» со 2 августа 1991 г. по 1 февраля 1995 г., прораба в кооперативе «<.......> с 1 февраля 1995 г. по 23 апреля 1996 г.
В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 25 декабря 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>