УИД 36RS0006-01-2021-007006-59
N 2а-4300/2021
Строка 3.197а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.
при секретаре Зиборовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области к Мантыка Станиславу Станиславовичу о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,
установил:
МИФНС № 3 по Воронежской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Мантыка С.С. о взыскании суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог в размере 79 199,09 рублей, пеня в размере 2344,33 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 17 290,56 рублей, пеня в размере 462,80 рублей; всего на общую сумму 99 325,27 рублей, а также просил восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу настоящего административного иска.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что Мантыка С.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в налоговых органах с 04.08.2010 по 21.12.2020 и являлся плательщиком страховых взносов в соответствии с федеральным законодательством РФ.
В его адрес были направлены налоговые требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 29.01.2018 № 1431, от 07.06.2018 № 4392, от 08.11.2018 № 9659, от 24.01.2019 № 1239, от 01.08.2019 № 38808, от 10.01.2020 № 317 об уплате страховых взносов, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и (или) о сумме начисленной на сумму недоимки пени на общую сумму 99 325,27 рублей. До настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 в Центральном судебному районе Воронежской области от 22.04.2021 МИФНС № 1 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Мантыка С.С. недоимки за 2017 по уплате страховых взносов на ОПС в размере 79 199,09 рублей, пени в размере 2344,33 рублей, страховых взносов на ОМС в размере 17 290,56 рублей, пени в размере 462,80 рублей, на общую сумму 99 325,27 рублей, в связи с обращением с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском срока на его судебное взыскание обязательных платежей и санкций (л.д.48-49).
До настоящего времени задолженность в размере 99 325,27 рублей не погашена, что явилось поводом для обращения в суд с настоящим административным иском и ходатайством о восстановлении срока на его подачу, пропущенного административным истцом по причине нестабильной работы технических программ и сервисов (л.д.5).
Административный истец МИФНС № 3 по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание его представитель не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик Мантыка С.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом по последнему известному суду месту регистрации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Положением ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции, как контрольного органа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Исходя из положений ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Мантыка С.С. в период с 04.08.2020 по 21.12.2020 состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ (л.д.11-15).
Между тем, свои обязанности по уплате страховых взносов на обязательное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации с 01 января 2017 года им надлежащим образом выполнены не были.
Как предусмотрено ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В связи с неисполнением Мантыка С.С. обязательства по уплате страховых взносов (на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование) ему были направлены налоговые требования:
- № 1431 от 29.01.2018 об уплате в срок до 16.02.2018 страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 23 400 рублей, об уплате страховых взносов на ОМС за 2017 год в размере 4590 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 6513,54 рублей (л.д.18-19);
- № 4392 от 07.06.2018 об уплате в срок до 28.06.2018 страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 23 400 рублей, пени по страховым взносам на ОПС в размере 824,08 рублей, об уплате страховых взносов на ОМС за 2017 год в размере 18 439,64 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 843,42 рублей (л.д.21-22);
- № 9659 от 08.11.2018 об уплате в срок до 28.11.2018 страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 23 400 рублей, пени по страховым взносам на ОПС в размере 874,00 рублей, об уплате страховых взносов на ОМС за 2017 год в размере 4590 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 333 рублей (л.д.24-25);
- № 1239 от 24.01.2019 об уплате в срок до 13.02.2019 страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 26 545 рублей, пени по страховым взносам на ОПС в размере 359,78 рублей, об уплате страховых взносов на ОМС за 2017 год в размере 5840 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 70,58 рублей (л.д.27-28);
- № 38808 от 01.08.2019 об уплате в срок до 26.08.2019 страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 49 945 рублей, пени по страховым взносам на ОПС в размере 286,65 рублей, об уплате страховых взносов на ОМС за 2017 год в размере 10 430 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 59,17 рублей (л.д.33-34);
- № 317 от 10.01.2020 об уплате в срок до 04.02.2020 страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 29 354 рублей, пени по страховым взносам на ОПС в размере 55,04 рублей, об уплате страховых взносов на ОМС за 2017 год в размере 6884 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 12,91 рублей (л.д.38-39).
В установленный срок вышеуказанные требования административным ответчиком исполнены не были.
В силу п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 1).Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абз. 1 п. 2).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, в срок, установленный абз. 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз. 3 п. 2).
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (пункта 3 статьи 8 НК РФ).
Ответчик свою обязанность по оплате страховых взносов не исполнил в установленный срок.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч.2 ст. 75 НК РФ).
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 2 указанной нормы, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Часть 2 статьи 286 КАС РФ предусматривает аналогичное правило о том, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Согласно материалам дела, МИФНС России № 1 по Воронежской области обращалась 19.04.2021 к мировому судье судебного участка № 5 в Центральном судебном районе Воронежской области с заявлением о взыскании с Мантыка С.С. задолженности по налогам.
Определением мирового судьи от 22.04.2021 МИФНС России № 1 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Мантыка С.С. недоимки на общую сумму 99 325,27 рублей, в связи с обращением с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском срока на его судебное взыскание обязательных платежей и санкций (л.д.48-49).
Административный истец по средствам почтового сообщения 18.10.2021, что следует из почтового штемпеля на конверте (л.д.51) обратился в Центральный районный суд г.Воронежа с настоящим административным иском, в котором содержится ходатайство о восстановлении срока на его подачу; в качестве уважительной причины административный истец указывает на нестабильную работу технических программ и сервисов (л.д.5).
Однако никаких доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, административный истец суду не представил, в связи с чем, у суда не имеется оснований признать указанную причину уважительной.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Между тем, установленный шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций – 04.02.2020 истек 04.08.2020; административным истцом пропущен и при обращении с заявлением к мировому судье (19.04.2021), наличие уважительных причин его пропуска судом не установлено в связи с непредставлением административным истцом доказательств уважительности пропуска срока.
Поскольку судом в восстановлении срока отказано, суд считает, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области к Мантыка Станиславу Станиславовичу о взыскании задолженности по страховым взносам, пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2021.
УИД 36RS0006-01-2021-007006-59
N 2а-4300/2021
Строка 3.197а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.
при секретаре Зиборовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области к Мантыка Станиславу Станиславовичу о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,
установил:
МИФНС № 3 по Воронежской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Мантыка С.С. о взыскании суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог в размере 79 199,09 рублей, пеня в размере 2344,33 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 17 290,56 рублей, пеня в размере 462,80 рублей; всего на общую сумму 99 325,27 рублей, а также просил восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу настоящего административного иска.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что Мантыка С.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в налоговых органах с 04.08.2010 по 21.12.2020 и являлся плательщиком страховых взносов в соответствии с федеральным законодательством РФ.
В его адрес были направлены налоговые требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 29.01.2018 № 1431, от 07.06.2018 № 4392, от 08.11.2018 № 9659, от 24.01.2019 № 1239, от 01.08.2019 № 38808, от 10.01.2020 № 317 об уплате страховых взносов, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и (или) о сумме начисленной на сумму недоимки пени на общую сумму 99 325,27 рублей. До настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 в Центральном судебному районе Воронежской области от 22.04.2021 МИФНС № 1 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Мантыка С.С. недоимки за 2017 по уплате страховых взносов на ОПС в размере 79 199,09 рублей, пени в размере 2344,33 рублей, страховых взносов на ОМС в размере 17 290,56 рублей, пени в размере 462,80 рублей, на общую сумму 99 325,27 рублей, в связи с обращением с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском срока на его судебное взыскание обязательных платежей и санкций (л.д.48-49).
До настоящего времени задолженность в размере 99 325,27 рублей не погашена, что явилось поводом для обращения в суд с настоящим административным иском и ходатайством о восстановлении срока на его подачу, пропущенного административным истцом по причине нестабильной работы технических программ и сервисов (л.д.5).
Административный истец МИФНС № 3 по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание его представитель не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик Мантыка С.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом по последнему известному суду месту регистрации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Положением ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции, как контрольного органа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Исходя из положений ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Мантыка С.С. в период с 04.08.2020 по 21.12.2020 состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ (л.д.11-15).
Между тем, свои обязанности по уплате страховых взносов на обязательное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации с 01 января 2017 года им надлежащим образом выполнены не были.
Как предусмотрено ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В связи с неисполнением Мантыка С.С. обязательства по уплате страховых взносов (на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование) ему были направлены налоговые требования:
- № 1431 от 29.01.2018 об уплате в срок до 16.02.2018 страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 23 400 рублей, об уплате страховых взносов на ОМС за 2017 год в размере 4590 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 6513,54 рублей (л.д.18-19);
- № 4392 от 07.06.2018 об уплате в срок до 28.06.2018 страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 23 400 рублей, пени по страховым взносам на ОПС в размере 824,08 рублей, об уплате страховых взносов на ОМС за 2017 год в размере 18 439,64 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 843,42 рублей (л.д.21-22);
- № 9659 от 08.11.2018 об уплате в срок до 28.11.2018 страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 23 400 рублей, пени по страховым взносам на ОПС в размере 874,00 рублей, об уплате страховых взносов на ОМС за 2017 год в размере 4590 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 333 рублей (л.д.24-25);
- № 1239 от 24.01.2019 об уплате в срок до 13.02.2019 страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 26 545 рублей, пени по страховым взносам на ОПС в размере 359,78 рублей, об уплате страховых взносов на ОМС за 2017 год в размере 5840 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 70,58 рублей (л.д.27-28);
- № 38808 от 01.08.2019 об уплате в срок до 26.08.2019 страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 49 945 рублей, пени по страховым взносам на ОПС в размере 286,65 рублей, об уплате страховых взносов на ОМС за 2017 год в размере 10 430 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 59,17 рублей (л.д.33-34);
- № 317 от 10.01.2020 об уплате в срок до 04.02.2020 страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 29 354 рублей, пени по страховым взносам на ОПС в размере 55,04 рублей, об уплате страховых взносов на ОМС за 2017 год в размере 6884 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 12,91 рублей (л.д.38-39).
В установленный срок вышеуказанные требования административным ответчиком исполнены не были.
В силу п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 1).Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абз. 1 п. 2).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, в срок, установленный абз. 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз. 3 п. 2).
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (пункта 3 статьи 8 НК РФ).
Ответчик свою обязанность по оплате страховых взносов не исполнил в установленный срок.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч.2 ст. 75 НК РФ).
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 2 указанной нормы, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Часть 2 статьи 286 КАС РФ предусматривает аналогичное правило о том, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Согласно материалам дела, МИФНС России № 1 по Воронежской области обращалась 19.04.2021 к мировому судье судебного участка № 5 в Центральном судебном районе Воронежской области с заявлением о взыскании с Мантыка С.С. задолженности по налогам.
Определением мирового судьи от 22.04.2021 МИФНС России № 1 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Мантыка С.С. недоимки на общую сумму 99 325,27 рублей, в связи с обращением с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском срока на его судебное взыскание обязательных платежей и санкций (л.д.48-49).
Административный истец по средствам почтового сообщения 18.10.2021, что следует из почтового штемпеля на конверте (л.д.51) обратился в Центральный районный суд г.Воронежа с настоящим административным иском, в котором содержится ходатайство о восстановлении срока на его подачу; в качестве уважительной причины административный истец указывает на нестабильную работу технических программ и сервисов (л.д.5).
Однако никаких доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, административный истец суду не представил, в связи с чем, у суда не имеется оснований признать указанную причину уважительной.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Между тем, установленный шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций – 04.02.2020 истек 04.08.2020; административным истцом пропущен и при обращении с заявлением к мировому судье (19.04.2021), наличие уважительных причин его пропуска судом не установлено в связи с непредставлением административным истцом доказательств уважительности пропуска срока.
Поскольку судом в восстановлении срока отказано, суд считает, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области к Мантыка Станиславу Станиславовичу о взыскании задолженности по страховым взносам, пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2021.