24RS0017-01-2022-002796-06
Дело №12-510/2022
РЕШЕНИЕ
г. Ачинск, ул. Назарова, 28 «Б» 05 сентября 2022 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Попов А.В.,
с участием помощника Ачинского городского прокурора Алешиной Н.А.,
защитника Кобзева Е.А., действующего на основании доверенности от 28.02.2022 сроком по 31.12.2026 (л.д.182),
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Ачинского городского прокурора на постановление Службы финансово-экономического и контроля в сфере закупок Красноярского края №39-15.15.3-22 от 12 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы Ачинского района Красноярского края Хохлова П. Я.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Службы финансово-экономического и контроля в сфере закупок Красноярского края №39-15.15.3-22 от 12 мая 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, возбужденному постановлением и.о. Ачинского городского прокурора Красноярского края в отношении должностного лица – главы Ачинского района Красноярского края Хохлова П.Я., прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием события административного правонарушения (л.д.186-192).
Ачинский городской прокурор обратился в суд с протестом на указанное постановление, в котором просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение, полагая, что руководителем Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края сделан необоснованный вывод об отсутствии в действиях должностного лица нарушений п. 3.2 соглашения и Порядка №250-п, когда постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении нарушение пункта 3.2 соглашения не вменялось, а обязанность по предоставлению отчета в срок не позднее 01 декабря текущего года предусмотрена, в том числе пунктом 18 порядка №250-п. Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Хохлова П.Я. было вменено нарушение условий предоставления субсидии, выразившееся в не предоставлении отчета о фактически выполненных объемов работ по форме, установленной соглашением, в срок не позднее 1 декабря текущего финансового года, согласно п. 4.3.4 соглашения, что исключило факт предоставления местному бюджету средств субсидии из краевого бюджета. Следовательно, все действия (бездействия) до фактического получения средств субсидии следует квалифицировать как нарушение условий предоставления субсидии. Несвоевременность заключения дополнительного соглашения от 30.11.2021, при наличии письменного отказа Министерства транспорта в дополнительном финансировании, также явилось причиной неисполнения условий предоставления субсидии (л.д.2).
Помощник Ачинского городского прокурора Алешина Н.А. в судебном заседании доводы протеста поддержала по аналогичным основаниям.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Хохлов П.Я. в судебное заседание не явился, извещен путем направления судебного уведомления заказной корреспонденцией в адрес его места жительства, которая возвращена органом почтамта за истечением срока хранения (л.д.203-204), ходатайств не заявил, в связи с чем, суд полагает возможным провести судебное заседание в его отсутствие.
Его защитник по доверенности Кобзев Е.А. в судебном заседании против удовлетворения протеста возражал, полагая, что поскольку Министерство транспорта Красноярского края подписало дополнительное соглашение накануне срока предоставления отчета, исполнить обязанность по его предоставлению в срок было невозможно, нулевые акты не предоставляются.
Выслушав участников, изучив доводы протеста, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела, судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, представляют собой межбюджетные трансферты.
Условия предоставления межбюджетных трансфертов установлены ст.ст. 130, 136, 142 Бюджетного кодекса РФ, объектом правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов. Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Статья 72 Бюджетного кодекса РФ, части 1 и 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривают возможность заключения муниципальных контрактов с момента доведения лимитов бюджетных обязательств.
Согласно ст. 135 Бюджетного кодекса РФ одной из форм межбюджетных трансфертов являются субсидии местным бюджетам.
В соответствии с п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (абзац третий п. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с Бюджетных кодексом РФ, законом Красноярского края от 10.12.2020 №10-4538 «О краевом бюджете на 2021 и плановый период 2022-2023 годов», Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образования Красноярского края, утвержденными постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2015 №495-п (далее – Правила №495-п), Порядком предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на обустройство участков улично-дорожной сети вблизи образовательных организаций для обеспечения безопасности дорожного движения за счет средств дорожного фонда Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 20.04.2020 №250-п (далее – Порядок №250-п), Министерством транспорта Красноярского края (главным распорядителем) и администрацией Ачинского района Красноярского края, в лице Главы Ачинского района Хохлова П.Я., действующего на основании Устава, 14.05.2021 заключено соглашение №194/С о предоставлении субсидий из краевого бюджета бюджету Ачинского района Красноярского края на реализацию мероприятий, направленных на обустройство участков улично-дорожной сети вблизи образовательных организаций для обеспечения безопасности дорожного движения, за счет средств дорожного фонда Красноярского края (далее – Соглашение).
Предметом данного Соглашения являлось предоставление главным распорядителем из краевого бюджета в 2021 году получателю субсидии на выполнение вышеуказанных мероприятий на территории Преображенского сельсовета, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю как получателю средств краевого бюджета, в объеме 1 627 900 руб., из которых 1 606 600 руб. за счет краевого бюджета (л.д.46-56).
Уведомлением Министерства транспорта края от 12.05.2021 № 9621 сумма в размере 1 606 600,00 рублей доведена до администрации Ачинского района.
Пунктом 18 Порядка 250-п, в редакции №2 от 05.05.2021 установлено, что для перечисления средств Субсидии администрация муниципального образования по завершении работ (но не позднее 1 декабря текущего финансового года) представляет в Министерство отчет о фактически выполненных объемах работ по форме, предусмотренной Соглашением.
Аналогичная по содержанию обязанность получателя установлена пунктом 4.3.4 Соглашения, форма предоставляемого отчета о фактически выполненных объемах работ предусмотрена приложением №2 к Соглашению.
Совместно с отчетом о фактически выполненных объемах работ для информации необходимо предоставлять акт выполненных работ по форме, согласно приложению №4 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью (пункт 4.3.4.1 Соглашения).
Приложением №3 к Соглашению определены значения целевых показателей результативности по 6-ти параметрам.
Пунктом 4.3.5 Соглашения предусмотрено, что администрация района обязана обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных в соответствии с приложением №5 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью.
На основании решения от 15.02.2022 Ачинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Ачинского района и администрацией Преображенского сельсовета бюджетного законодательства при реализации мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2021 году (л.д.33), в ходе которой выявлены нарушения условий предоставления субсидии, выразившиеся в не предоставлении до 01.12.2021 отчета о фактических объемах выполненных работ в Министерство транспорта Красноярского края, что повлекло неиспользование средств субсидии в полном объеме.
Так, администрацией Ачинского района отчет о фактически выполненных объемах работ составлен лишь 14.12.2021 и направлен в Министерство транспорта Красноярского края 16.12.2021. Письмом Министерства транспорта Красноярского края от 16.12.2021 исх. №83-4870 в адрес Главы Ачинского района в перечислении средств субсидии отказано по причине несвоевременности предоставления документов, отчета о фактически выполненных объемах работ не позднее 01 декабря текущего финансового года. Согласно отчету о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, по состоянию на 01.01.2022 фактическое использование средств субсидии составило всего 13 206 руб. из предусмотренных 1 627 900 руб. (л.д.110-111,113-114)
Кроме того, первоначальные показатели результативности, определенные приложением №3 к соглашению от 14.05.2021 №149/С, администрацией района не достигнуты, в связи с чем 30.11.2021 заключено дополнительное соглашение об изменении целевых показателей результативности, приведенных в приложениях №3 и №5 к Соглашению (л.д.57-62).
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения Ачинским городским прокурором в отношении должностного лица – Главы Ачинского района Хохлова П.Я. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ (л.д.21-24).
Вынося обжалуемое постановление, руководитель Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края исходил из того, что постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенном в отношении Главы Ачинского района Хохлова П.Я., вменено нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Учитывая различие таких понятий как «условия предоставления субсидий» и «условия использования субсидии» и анализируя положения соглашения между главным распорядителем средств краевого бюджета и администрацией Ачинского района, содержащего помимо условий предоставления субсидии, также условий о перечислении средств субсидии, должностным лицом сделан вывод, что условия о предоставлении отчета о фактически выполненных объемах работ по утвержденной форме, информации о показателях результативности, акта выполненных работ по форме, согласно приложению №4, не относятся к условиям предоставления субсидии, а являются условиями для перечисления средств субсидии, так как не предоставление предусмотренного соглашением отчета в срок, не позднее 1 декабря текущего финансового года, исключает перечисление средств предоставленной субсидии.
Придя к выводу, что установленные п. 3.2 Соглашения и Порядком №250-п условия предоставления субсидии Главой администрации Ачинского района Хохловым П.Я. нарушены не были, руководитель Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края пришел к выводу об отсутствии события вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, прекратил производство по делу.
Однако, данные выводы должностного лица, основаны на не правильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, предоставление отчетов относится к порядку и условиям предоставления межбюджетных трансфертов, поскольку любое нарушение Порядка 250-п и соглашения о предоставлении субсидии, включая установленное в нем условие о сроках отчетности, является нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов.
С учетом подтверждения материалами дела факта допущенного администрацией Ачинского района нарушения установленных сроков предоставления отчета о фактических объемах выполненных работ в Министерство транспорта Красноярского края, выводы должностного лица об отсутствии события вменяемого административного правонарушения не обоснованы.
Вместе с тем, следует учесть доводы защитника Кобзева С.В. о том, что все возможные меры к соблюдению порядка предоставления субсидии и условий Соглашения от 14.05.2021 № 194/С.
Как следует из материалов дела, во исполнение обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.2 Соглашения, администрацией Ачинского района 24.05.2021 б/н заключено соглашение о предоставлении из районного бюджета (за счет средств краевой субсидии) в 2021 году бюджету Преображенского сельсовета Ачинского района субсидии на обустройство участков улично-дорожной сети вблизи образовательных организаций для обеспечения безопасности дорожного движения за счет средств дорожного фонда Красноярского края (л.д.63-71).
Заключенным соглашением с Преображенским сельсоветом предусмотрена аналогичная обязанность последнего, как получателя субсидии, для перечисления средств субсидии предоставлять по завершении работ (но не позднее 1 декабря текущего финансового года) отчет о фактически выполненных объемах работ по форме, согласно приложению №2 к данному соглашению и показатели результативности использования субсидии по форме, согласно приложению №3 к соглашению. Совместно с отчетом о фактически выполненных объемах работ для информации предоставлять акт выполненных работ по форме, согласно приложению №4 к настоящему соглашению. Обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных в соответствии с приложением №4 к настоящему соглашению (пункты 4.3.3, 4.3.3.1, 4.3.4 указанного выше соглашения).
Приложением №3 к данному соглашению были определены значения целевых показателей результативности по 6-ти параметрам (л.д.70).
В целях исполнения вышеуказанных соглашений 29.06.2021 администрацией Преображенского сельсовета объявлен электронный аукцион, который в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 09.07.2021 признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок. В связи с чем, 21.07.2021 администрацией Преображенского сельсовета направленно письмо в Министерство транспорта Красноярского края о необходимости увеличения размера субсидии в связи с повышением цен на материалы. В ответ на что, 03.09.2021 администрацией Преображенского сельсовета получено письмо Министерства транспорта Красноярского края о невозможности увеличения размера субсидии и необходимости снижения показателей результативности использования средств субсидии (л.д.72-76).
Повторно объявленный аукцион также признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок. Для снижения показателей результативности использования средств субсидии администрацией Ачинского района совместно с администрацией Преображенского сельсовета проведена работа по снижению показателей результативности использования средств субсидии, в Министерство транспорта Красноярского края направлен проект дополнительного соглашения к Соглашению №194/С от 14.05.2021.
11.11.2021 после уведомления от Министерства транспорта Красноярского края о согласовании проекта дополнительного соглашения к Соглашению № 194/С от 14.05.2021, администрацией Преображенского сельсовета объявлен электронный аукцион с учетом снижения показателей результативности использования средств субсидии. В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 02.12.2021, победителем электронного аукциона признан ИП Э.А., с кем администрацией Преображенского сельсовета 13.12.2021 был заключен муниципальный контракт №0119200000121015316, исполненный подрядчиком в полном объеме 14.12.2021, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 14.12.2021 на сумму 1 009 298 руб., формами КС-2 и КС-3 от 14.12.2021. Оплата за выполненные работы, согласно платежному поручению №297386 от 20.12.2021, произведена администрацией Преображенского сельсовета частично в сумме 13 206 руб. (л.д.77-105).
15.12.2021 администрацией Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края в Министерство транспорта Красноярского края направленно письмо об увеличении срока предоставления отчета о достижении показателей в соответствии с Соглашением №194/С от 14.05.2021, в чем было отказано (л.д.106-109).
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что не предоставление администрацией Ачинского района Красноярского края в Министерство транспорта Красноярского края в установленный срок до 01.12.2021 отчета о фактических объемах выполненных работ обусловлено объективными причинами, ввиду несвоевременного исполнения администрацией Преображенского сельсовета условий заключенного с ним администрацией Ачинского района соглашения о предоставлении субсидии от 24.05.2021.
В свою очередь, указание в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении на не допущенное администрацией Ачинского района нарушение, выразившееся в недостижении первоначальных показателей результативности, определенных приложением №3 к соглашению от 14.05.2021 №149/С, не обосновано, поскольку 30.11.2021 заключено дополнительное соглашение об изменении целевых показателей результативности.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ).
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренной настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, учитывая, что несвоевременное предоставление отчета о фактических объемах выполненных работ, при условии принятия должностным лицом – Главой Ачинского района Хохловым П.Я. всех зависящих от него мер, направленных на исполнение условий Соглашения от 14.05.2021 №194/С, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в связи с чем, вынесенное руководителем Службы финансово-экономического и контроля в сфере закупок Красноярского края №39-15.15.3-22 постановление от 12 мая 2022 года, которым производство по делу прекращено по основании, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения, следует изменить, указав в качестве основания прекращения производства по делу отсутствие в действиях должностного лица Главой Ачинского района Хохловым П.Я. состава вменяемого административного правонарушения, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Службы финансово-экономического и контроля в сфере закупок Красноярского края №39-15.15.3-22 от 12 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы Ачинского района Красноярского края Хохлова П. Я., изменить в части основания прекращения производства по делу об административном правонарушении по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения. В остальной части постановление оставить без изменения, протест Ачинского городского прокурора – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано прокурором в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья А.В. Попов