УИД 89RS0002-01-2021-000475-12
первая инстанция № 2а-368/2021
апелл. дело №33а-2050/2021
судья Словакевич Л.В.
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2021 года г. Салехард
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Домрачева И.Г.
судей Семейкиной С.А. и Дряхловой Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мусаевой З.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Колмыкова В.И. на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 апреля 2021 года, которым постановлено удовлетворить административный иск Колмыкова В.И. к ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО частично, взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Колмыкова В.И. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 рублей 00 копеек. В остальной части в удовлетворении требований Колмыкову В.И. отказано.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Семейкиной С.А., административного истца Колмыкова В.И., представителя УФСИН России по ЯНАО Давлетбаева Р.Х., представителя ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО Малиновского Р.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колмыков В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО (далее - ИК-18) о признании условий содержания в период с 05.04.2005 по 17.10.2020 года в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО не соответствующим требованиям закона и требованием о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что в период отбывания Колмыковым В.И. наказания в исправительном учреждении ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО с 05.04.2005 по 17.10.2020г. административным ответчиком нарушались нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок и условия отбывания наказания в
исправительных учреждениях. Нарушения заключались в недостатке естественного освещения в камере Колмыкова В.И., что в последующем повлияло на его состояние здоровья, а именно ухудшилось зрение. Указал на отсутствие в туалетной кабинке двери в период с 05.04.2005 по 2010 год включительно, в которой истец содержался. В 2015-2016 гг. камера была оборудована туалетной кабинкой, полностью отделяющей туалет от жилой камеры, но в стене камеры был установлен смотровой глазок, что также лишало истца приватности. В камере Колмыков В.И. с 05.04.2005 по 2016 год имелись отсекающие решетки, которые находились на расстоянии 70 см от входной двери, что ограничивало возможность в получении посуды с питанием. Громкий звук радио и отсутствие возможности регулировать данную громкость не позволяло истцу сосредоточиться на чтении, совершении религиозных обрядов, написании писем, что так же в последующем влекло головную боль. Административный ответчик не позволял истцу приобретать, устанавливать и пользоваться теле- и радиоприемниками, что ограничивало его право на получение информации. Отсутствие горячего водоснабжения в камере и подача холодной воды до октября 2020 года четыре раза в сутки по 45 минут, создавало неудобства по поддержанию личной гигиены и санитарии, стирке одежды. Помывка в душе и сдача белья в стирку до 2017 года производились один раз в неделю. С 2006 года по 2009 год ответчиком запрещалось истцу заниматься физическими упражнениями, прогулочные дворики и камеры не были оборудованы спортивным инвентарем, что не могло не отразиться на его здоровье. Указывает, что при передвижении истца за пределами камер и во время проведения проверок, раздачи пищи, обходов камер необходимо было передвигаться с закрытыми глазами, с наклоном корпуса тела вперед в наручниках, с удержанием рук за спиной, либо наклонив туловище вперед, максимально расставив ноги в ширину, держа поднятыми руки за спиной, что причиняло ему физическую боль. Скамейки в камерах являются не удобными, что не позволяет на них долго сидеть. С 2016 года Колмыков В.И. был ограничен административным ответчиком в получении и отправлении почтовой корреспонденции. За все время содержания в исправительном учреждении истец подвергался физическому насилию в целях профилактики. Камеры, в которых истец содержался до 2016 года, не соответствовали температурному режиму. На протяжении 15 лет истец не был трудоустроен, с января 2019 года по октябрь 2019 года истцу не выдавалось хозяйственное мыло. Помывка в душе осуществлялась не более 15 минут и время принятия душа не увеличилось при отсутствии условий приватности, что вызывало у истца чувство неловкости, дискомфорта и стыда. С 12.05.2020 по август 2020 года истец был лишен права на ежедневную прогулку. С 2015 года по 2016 год истец без законных оснований содержался в одиночной, сырой камере, в которой температура зимой не поднималась выше 14°С. В камере отсутствовали стол и скамейка, туалет примыкал к спальному месту, не был огорожен. Истец был вынужден принимать пищу и писать письма на спальном месте, а площадь камеры не позволяла нормально ходить, в связи с чем он испытывал чувство
угнетенности, одиночества, подавленности. Утверждает, что при нахождении в хирургическом отделении Лабытнангской городской больницы с 18.02.2019 по 19.02.2019 он был пристегнут наручниками к кровати из-за чего испытывал физические мучения. После выписки из больницы наблюдение у терапевта по месту содержания и диетическое питание № 4 ответчиком исполнено не было. При переводе истца в другое исправительное учреждение для дальнейшего отбывания наказания ответчик не обеспечил его защитными средствами: маской и перчатками, вследствие чего он приобрел инфекционное заболевание, что поставило под угрозу его жизнь и здоровье.
Определением суда в качестве административного соответчика привлечено ФСИН России в лице УФСИН России по ЯНАО.
Истец Колмыков В.И. участия в судебном заседании не принимал.
Представитель ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО Маркова Л. А., действующая по доверенности, административные исковые требования не признала.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе административный истец Колмыков В.И., не соглашаясь с решением суда, просит отменить его ввиду его незаконности и необоснованности, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывая на нарушения процессуального характера, считает, что суд не обосновано занизил размер компенсации и не удовлетворил ходатайство о необходимости вызвать в судебное заседание свидетелей, которые указаны в административном исковом заявлении.
Административный истец Колмыков В.И. в суде апелляционной инстанции (в режиме видеоконференц-связи) на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО Малиновский Р.А., представитель УФСИН России по ЯНАО Давлетбаев Р.Х. в судебном заседании считают решение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 07 апреля 2021 года законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу Колмыкова В.И. без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В статье 12.1 УИК Российской Федерации определено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (ст. 4 Федеральный закон от 27.12.2019 N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Судом установлено, что на основании приговора суда Колмыков В.И. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы, в период с 08.04.2005 г. по 17.10.2020 г. содержался в исправительном учреждении особого режима - ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Колмыков В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании условий содержания в ИК 18 УФСИН РФ по ЯНАО не соответствующим требованиям закона и выплате компенсации за ненадлежащие условия содержания.
В числе прочих им были заявлены следующие требования: ему не было обеспечено наблюдение у терапевта по месту содержания и диетическое питание, после его нахождения на стационарном лечении в 2019 году; 17.10.2020 года при переводе истца в другое исправительное содержание для дальнейшего отбывания наказания ответчик не обеспечил его защитными средствами: маской и перчатками, вследствие чего он приобрел инфекционное заболевание, что поставило под угрозу его жизнь и здоровье.
Из указанных требований следует, что Колмыков В.И. оспаривает надлежащее оказание ему медицинской помощи в исправительном учреждении.
Из обстоятельств дела следует, что оказание медицинской помощи в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО возложена на Федеральное казенное учреждение здравоохранения медико-санитарная часть № 11 (ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России). В ФКУ ИК-18 УФСИН РФ осуществляет деятельность филиал ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России - медицинская часть № 9.
Основными задачами юридического лица являются:
- медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, включая оказание первичной и некоторых видов специализированной медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях в объемах, установленных программой государственных гарантий, а также их лекарственное обеспечение;
- специальные функции, связанные с медико-санитарным обеспечением, обусловленные соблюдением норм международного законодательства и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, на охрану здоровья (включая медицинское освидетельствование и медицинские осмотры);
- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах УИС;
Статья 43 ч.2 КАС РФ предусматривает возможность привлечения к участию в деле второго административного ответчика.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции необходимо было привлечь указанное юридическое лицо в качестве второго ответчика по делу.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции.
Согласно п.3 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение.
С учетом допущенных судом первой инстанции норм процессуального права решение суда подлежит отмене с передачей дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Иные доводы жалобы, с учетом оснований отмены обжалуемого решения, судебная коллегия оставляет без рассмотрения.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции следует обеспечить участие в деле ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в качестве административного ответчика, принять законное и обоснованное решение по делу с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 апреля 2021 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Лабытнангский городской суд ЯНАО.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи